Без вариантов

Фирюза Янчилина
Когда моя подруга Марина начала читать главы этой книги, она написала мне примерно следующее: «Является ли Вася гением, это ещё неизвестно, но то, что жена ему досталась прекрасная, это очевидно». Я думаю, из моих знакомых не только Марина придерживается такого мнения. А если рассматривать всю аудиторию, которая хоть немного знакома с идеями Василия, то, несомненно, немалая часть вообще считает утверждение насчёт гениальности моего мужа «преувеличенным» или «несерьёзным». Постараюсь обосновать своё мнение.
Конечно, у жены отношение к мужу обычно более «возвышенное», «идеализированное». Тем не менее, я всё же выпускница физического факультета университета, и это «обязывает» меня более критически, чем другие специалисты, относиться к различным теориям, в том числе Василия.
Поначалу, когда он стал знакомить меня со своими открытиями, я воспринимала всё сказанное им, как нечто нереальное, незнакомое, непонятное. Какой-то гравитационный потенциал, создаваемый всеми массами Вселенной… Что это за потенциал? Да ещё и от всей материи космической бездны… В университете мы не изучали такое понятие. Существует ли оно вообще? Не выдумал ли его Вася?
К тому же, он утверждал, что такое понятие не только существует, оно ещё и создаёт скорость света… Вася «играл» глобальными понятиями, как волейбольным мячом. Для меня одно только представление бесконечных глубин мироздания вызывало состояние прострации. А Вася спокойно шагал через галактики, сквозь загадочную глубину, словно это дорога возле родительского дома, знакомая с детства.
Постепенно я стала привыкать к Васиным открытиям-откровениям. Незаметно они стали для меня естественными и логичными. Веру в его теории укрепляло и то, что он постоянно находил и продолжает находить доказательства тем или иным своим идеям. Причём доказательства веские, очевидные. Поясню это лишь на одном примере. Его теория квантовой гравитации породила другую теорию – теорию Взрывающейся Вселенной. По общепринятой версии, звёзды и другие космические объекты образовались в результате гравитационного сжатия и так называемой аккреции (слипания частичек) материи. Вася ещё и ещё раз убеждался, что процессы, происходящие в глубинах нашего огромного мира, доказывают обратное. Звёзды и остальные объекты являются плодами взрывов более крупных тел. Взрывы происходили из-за изменений фундаментальных величин, в частности постоянной Планка. Например, газовый хвост от Магелановых облаков (две небольшие галактики неправильной формы – спутники нашей Галактики), через полнеба тянется до Млечного пути, доказывая, что эти облака были выброшены из центра нашей Галактики. Таких примеров в космосе множество.
Всем этим явлениям Вася посвятил свою книгу «Взрывающаяся Вселенная». Кстати, подтверждение своим идеям он нашёл в работах советского астрофизика Виктора Амбарцумяна, который обнаружил, что явления выбросов материи реально наблюдаются в космосе. И хотя Амбарцумян был академиком, его идеи также бойкотировались научным сообществом, как противоречащие общей теории относительности.
Введённое Васей понятие дискретного движения помогает просто и ясно описать парадоксы квантовой механики. Те самые парадоксы, которые вызвали спор Эйнштейна с Бором, которые до сих пор вводят в недоумение учёных, из-за которых квантовый мир называют сумасшедшим. Нет, этот мир не сошёл с ума, он подчиняется строгим законам.
С какого-то момента я поверила всем Васиным идеям и открытиям, почувствовала их совершенную гармонию. Я человек интуиции и многое воспринимаю на уровне «инстинктов». Вот и Васе поверила на глубоком, подсознательном уровне.
А вообще-то, людей, которые пытаются проталкивать свои теории, много. Что это за теории?  Я не вникаю в их суть. Иногда мне доводилось читать некоторые выдержки из их работ, в печатном и электронном виде. По нескольким строкам видно, что эти люди хотят понять глобальные вещи, но у них это никак не получается. Нет логически обоснованной и в то же время краткой базы их теорий. Часто не понятно, что они вообще хотят донести до читателя. Понимают ли они сами то, что исследуют? Понятное дело, гении рождаются редко, очень редко. Не всем же ими быть.
Каждый человек как-то постигает мир. Если ошибочное мировоззрение остаётся его собственностью, не мешающей остальному миру, это допустимо. Плохо, что иногда неверные теории вводят в заблуждение человечество, и надолго. Примеров немало: общая теория относительности, теория струн, теория суперструн, теория инфляционной Вселенной… Список, к сожалению, не краткий.
Ещё одно явление: неверная теория порождает кучу других подобных. Это что-то типа «ложь создаёт ложь». Один из примеров – абсолютно «глючные» теории Стивена Хокинга. Все они связаны с чёрными дырами и их «чудесами», противоречащими здравому смыслу, вроде «испарения чёрных дыр», «слияния чёрных дыр». Хокинг «видит» эти нереальные объекты везде, даже в Солнце. У него есть работа, в которой он предполагает, что в центре нашего светила находится маленькая чёрная дыра. К сожалению, армия его поклонников немаленькая. Я тоже люблю фантастику, но только в хороших фильмах. Не следует путать науку с выдумкой.
Почему я считаю Васю гением? Да потому что он такой и есть.