Глава 32. Почему мне ближе Ислам

Фирюза Янчилина
Если рассматривать разные религии с точки зрения их «приемлемости», то мне роднее Ислам. Объясняется это просто: мои родители, бабушки и дедушки, а также более далёкие предки были мусульманами. К тому же, я хоть и выросла в атеистической стране, но всё же в мусульманской республике Узбекистан. Для меня эта религия была своего рода «культурой». Для сравнения можно привести родной язык: русский для россиян всю жизнь будет самым близким, в какой бы стране мы не находились. Любой другой язык для нас чужой. Акцент навсегда с нами, в большей или меньшей степени. Да и менталитет россиянина особо не изменяется на чужбине.
В мусульманской среде я с младенчества. А то, что происходит в детстве, отпечатывается на всю дальнейшую жизнь. В моей памяти не кресты, иконы на алтарях, а бабушкины чётки, Коран на арабском, нашёптывания молитв в сложенные ладошки и последующее «умывание» лица «наговоренными руками», воздержание от еды днём во время особых постов. Все эти ритуалы мне казались естественными и само собой разумеющимися. Мой папа до и после еды всегда благодарил Аллаха короткой мусульманской молитвой. Думаю, это объясняется, в том числе, тем, что его детство прошло в голодное время, и люди относились к хлебу с уважением.
Я помню, как папа, коммунист в советское время, рассказывал мне, школьнице, про Мухаммеда. Его народ стал настолько плохим, что Бог решил помочь через простого человека, сделав его пророком. Я слушала его и не знала, верить ли такой истории. Больше никто из родственников мне не рассказывал про мусульманство.
Кое-что я узнала про эту религию совсем недавно, от преподавателя арабского Амра. Её основой он назвал веру в единого бога – Аллаха. Такой веры нет, например, в христианстве. Кстати, Христа он называл не богом, а одним из четырёх типов человека, созданных Всевышним. Первый тип – Адам, сотворённый из глины, не имел отца и мать. Второй – Ева, рождённая из Адамова ребра, не имела матери. Третий вариант – Христос, появившийся на свет без участия отца. Четвёртый – все остальные люди. И мусульмане не согласны, что из этих типов должен быть выделен Христос, «наделённый функциями бога», а также Святой Дух, роль которого ещё более непонятна.
Амр также отметил, что до Христа было очень много пророков. Все они приходили, чтобы спасти израильский народ. Здесь логично заметить, что к хорошему народу так много пророков не приходит. Согласно утверждению мусульман, Христос был лишь одним из пророков, но никак не Богом. Веру даже в трёх богов (святая троица) можно считать многобожеством, точнее – язычеством. А если учесть, что в церквях люди молятся ещё и иконам с изображением старцев и пожилых женщин, которых называют «святыми», то христианство можно назвать «очень языческой» религией.
Если честно, я довольно далека от всех этих споров, какая религия более верная. Этот вопрос меня не очень интересует. Но наличие множества икон в христианстве, тем не менее, вызывает недоумение. Часть изображённых на них были юродивыми, то есть психически нездоровыми. Я с сочувствием отношусь к этой категории граждан, они достойны человечного к себе отношения. Но я не понимаю, почему они должны становиться культовыми.
Я читала Библию, включая четыре варианта Евангелия. Может, я читала не очень внимательно, но я не помню, чтобы Христос или кто-то из других пророков говорил о необходимости икон. Напротив, Моисей приходил в ярость, когда в его отсутствие народ, который он спас от египетского рабства, создавал идолов, например, в виде золотого тельца. Поведение христиан очень напоминает поведение древнего израильского народа.
Теперь о священных книгах. Библия читается достаточно легко, в ней много интересных историй из далёкого прошлого. Коран читается нелегко, это писание, скорее, напоминает проповедь. Амр подарил мне Коран на арабском, а также на русском. Я начала читать эту книгу без комментариев на родном языке. И пока застряла на суре "Корова". Если Библию я читала по много листов в день, то Корана могу осилить максимум одну страницу. Может, поэтому мусульмане читают свою главную книгу с комментариями, чтобы легче было понять суть.
Самое главное в мусульманстве – это вера в единого Аллаха. И отступление от этого принципа в сторону многобожества считается самым главным грехом. Все остальные грехи имеют статус менее важных. Даже ношение хиджаба женщинами не считается обязательным, но желательным. Когда Амр спросил меня, какому количеству богов верю, я ответила, что у каждого человека есть место богу в душе. У меня этот бог один, и он для меня непостижим. Если бы он оказался постижим, то я была бы всеведущей, всезнающей и даже всемогущей. Амр сказал, что этого достаточно, чтобы считать себя мусульманкой. К тому же, я родилась в мусульманской семье.
Конечно, я не собираюсь следовать всем канонам этой религии. Они сложны для меня. Я не смогу молиться пять раз в день, особенно в пять утра. Я считаю для себя неуместным ношение хиджаба и одежды до пят с длинными рукавами, особенно в жаркой стране. Главное для меня – следование внутренней морали. Лучше быть атеистом и делать хорошие дела, чем называться религиозным и под этим прикрытием творить ужасное.
Поэтому я считаю себя внерелигиозной.