Книги. июль, 2013. пост 11

Неравнодушный Обыватель
Шкала оценок:
1 - мусор, не брать в руки
2 – бумага стоит дороже напечатанного на ней текста
3 – литература домохозяек
4 – банальность и вторичность
5 - неплохо, читать для разнообразия
6 - качественная литература, стоит прочесть
7 - ещё чуть-чуть, и было бы блестяще
8 - блестяще, гигантское поле для размышлений
9 - шедевр, читать непременно
10 - Тора, Евангелия



О крахе «славянского мифа», популярном мангаке
и псевдонаучной паранойе…


Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по России там и сям, интеллигенты они или мужики, - в них сила, хотя их и мало.
А. Чехов

Прошлое России удивительно, её настоящее более чем великолепно; что же касается будущего,
то оно выше всего, что только может нарисовать себе самое смелое воображение.
Вот с какой точки зрения следует оценивать русскую историю.
Граф Бенкендорф, чьи слова стали знаменем официальной идеологии


Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!» - запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся
и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось,
по степи на тяжёлых колёсах покатила сама глупость.
А. Чехов, «Степь»

Приветствую всех в блоге Неравнодушного Обывателя! Рад сообщить об одиннадцатом в 2013 году, литературоведческом посте – который вы сейчас читаете – мы пересекли экватор. Лето принесло нам не только возможность ходить в шортах и футболках, не только солнце и зелень улиц, но и довольно забавные новости. Одной из таких новостей стали выдержки (http://www.gumilev-center.ru/lico-russkojj-nacionalnosti/) из монографии «Русский генофонд», которая выйдет в виде книги в конце года. Таким образом, я ещё и анонсирую это событие. Впервые в истории было проведено неслыханное по размаху и точности исследование русского генофонда – и результаты оказались ошеломляющими. Вкратце приведу основные выводы учёных – уверен, что они вас тоже шокируют, а вам советую прочитать статью полностью – это увлекательнейшее чтение. Мне, кстати, давно казался миф о славянском братстве высосанным из пальца, не говоря уже о полной безосновательности любых шовинистических (в частности, русской) идей – и где теперь ваша русскость ваш предмет гордости, финно-татары великороссы?

ВЫВОДЫ.
1. Так называемых «восточных славян», куда относили белорусов, украинцев и русских, не существует в природе.
2. Единственные славяне из этих трёх народов - белорусы, но не «восточные», а западные – ибо они генетически почти не отличаются от поляков, и очень близки чехам и словакам.
3. Русские генетически очень близки финнам, а финно-угорским народностям (марийцам, вепсам, мордве, эстонцам и пр.) - вообще идентичны.
4. Русский народ к славянам никакого отношения не имеет. Есть только околославянский русский язык, но и в нём 70% неславянской лексики, поэтому русский человек не способен понимать языки славян, хотя другие славяне понимают – любой (кроме русского).
5. Ещё одна ближайшая родня русских, кроме финнов, – это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии, что и от финнов.
6. Генетически население Восточной Украины – это финно-угры: восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. А украинцы Западной Украины - не славяне, но и не «руссофинны», а сарматы (смесь славян с татарами).
7. Население Брянска, Курска и Смоленска не является русским населением (то есть финским), а белорусско-польским – идентично генам белорусов и поляков.
8. Было две совершенно разные Руси. Одна, Западная, жила своей жизнью славян, объединилась в Великое княжество Литовское и Русское. Другая Русь – Московия, вошла на 300 лет в этнически близкую ей Орду, в которой затем захватила власть и сделала её «Россией» ещё до завоевания Новгорода и Пскова.
9. 20 самых массовых русских фамилий имеют болгарские окончания на -ов (-ев), хотя Болгария в тысячах км от нас, плюс несколько фамилий на –ин (Ильин, Кузьмин и др.) В числе 250 топовых русских фамилий нет ни одной от «восточных славян» (белорусов – на -ий, -ич; и украинцев – на -ко).

Ну а главным выводом является то, что съезды славян в Минске абсолютно ненаучны и смешны, ведь там собираются вовсе не славяне, а русскоязычные финны из России и Восточной Украины, сарматы из Западной Украины и западные славяне (по сути, поляки) из Белоруссии. Так одно исследование может поставить крест на вековом мифе – но я вовсе не уверен, что люди верят в мифы из-за их достоверности. Ну а теперь – к книгам! И капельку – новостей.


Секрет творчества – в умении скрывать свои источники.
А. Эйнштейн

NFN1. 18 июня, 106 лет назад, родился один из величайших знатоков человеческой души, пределов человеческого страдания и человеческого достоинства, Варлам Шаламов, более 20 лет проведший в лагерях.
NFN2. 26 июня исполнилось 50 лет блогеру, публицисту и философу, автору книг «Кризис либерализма в России», «Левый поворот», «Тюрьма и воля» и других, Михаилу Ходорковскому (свои соображения о «львах и гиенах» я изложил в PS), последние десять из которых он провёл в тюрьме.
NFN3. 27 июня в Санкт-Петербурге прошла презентация нового издания книги «Александр Башлачёв: человек поющий» - во вторую публикацию вошло тринадцать стихов, до сих пор не публиковавшихся нигде и широкой публике не известных. Поэт и музыкант Башлачёв родился 27 мая 1960 года, погиб, выбросившись из окна, 3 августа 1988 года.


Всякий юнец – герой и неудачник одновременно.
С возрастом нам приходится выбирать себе место между этими крайностями.
М. Сихуко, «Просвещённые»

Как часто при исключительной фигуре, изумительной груди и чудных ногах
попадается такая хамская пролетарская рожа, что делается так досадно.
Д. Хармс, «Записные книжки»

Книга 1. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»
Для чего. Санаев - автор прогремевшей повести «Похороните меня за плинтусом», которая давно стала неотъемлемой частью большой русской литературы.
О том, кто. Павел Санаев (1969) родился в семье Елены Санаевой и Владимира Конузина, однако потом его приёмным отцом стал Ролан Быков. В детстве снимался в кино (в частности, в фильме «Чучело»). В 1992 году окончил ВГИК. В середине 90-х приобрёл известность в качестве переводчика фильмов, распространявшихся на пиратских видеокассетах, позднее стал переводчиком и автором синхронного текста для легально дублированных фильмов. Санаев - автор сценария и режиссёр многих фильмов (в том числе «Нулевой километр», «На игре», «На игре 2. Новый уровень»). В 1996 году была опубликована его первая и до последнего момента единственная повесть «Похороните меня за плинтусом», написанная по воспоминаниям о бабушке, у которой он прожил несколько лет, в то время как его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.
И ещё. Роман «Хроники раздолбая» получился объёмом под тысячу страниц, и его сразу наметили выпустить в двух книгах. Так что, скоро стоит ожидать продолжение.
Когда и где. 90-е годы 20 века. Москва. Рига.
О чём. Герой романа «Хроники раздолбая» - это повзрослевший мальчик из повести «Похороните меня за плинтусом», как утверждает сам автор, хотя, на мой взгляд, это неочевидно и необязательно. У него нет даже имени – мы знаем его исключительно под прозвищем Раздолбай. Ему 19 лет, он закончил школу, ему нужно куда-то поступать, чем-то заниматься. Но его ничего не интересует, он не знает, что ему от жизни нужно, он инфантилен буквально во всём, порой начиная казаться слабоумным. Такая же ситуация и с его моральными принципами, привязанностями, ориентирами, представлениями. Он почти не вызывает симпатии, хотя и не отталкивает явно – где-то внутри его лузерского нутра шевелится некий живой росток, способный укрепиться и зацвести, изменив до неузнаваемости всю личность Раздолбая. Впрочем, надежды на это мало – и с этой убеждённостью мы заканчиваем читать первую часть книги – второй пока нет. Помимо этого, Раздолбай становится участником пари (в булгаковском стиле – с воландовскими штучками, сюрреалистическим договором и таинственным призом за победу), которое не оставляет ему выбора – либо он утверждается в своей невезучести и инфантильности, либо становится успешным и сильным, - третьего варианта нет. Таким образом, вопросы поставлены, а ответы – во втором томе.
Кто. Раздолбай. Его друзья – скрипач Миша, будущий банкир Валера, коммерсант Мартин. Мама, отчим. Диана, его возлюбленная.
Как. «Похороните меня за плинтусом» - это повесть, которая раздирает душу, оставляя незаживающие раны, бабушка там – неповторимый уникальный персонаж, о котором можно говорить вечно, поскольку в ней нет даже намёка на однозначность – она очень спорная и одновременно очень цельная фигура из жизни – нечто похожее можно встретить у Меира Шалева в романе «Дело было так» – там это баба Тоня (тоже, надо сказать, невымышленный персонаж). «Хроники Раздолбая», к сожалению, не вызывают беспрекословно-позитивной реакции, хотя, возможно, это лишь первый взгляд на роман, ведь очень многое будет зависеть от второго тома – я уже приводил пример, как из феерического сюжета (Келлерман, «Гений») выходит в результате пшик. Однако, мне бы очень хотелось, чтобы «Хроники…» не подкачали, несмотря на то, что уже понятно, что книга – не шедевр. Стиль повествования, кстати, я бы определил, как микс Юрия Полякова (сходство дополняет то, что у него тоже был трёхтомник («Гипсовый трубач»), который растянулся на годы) и Сергея Минаева («Духлесс», там тоже про 90-е, но Макс Андреев, главный герой – противоположность Раздолбая)).
Цитата. «Деньги будут у тех, кто отменил для себя порядки задолго до того, как их отменили для всех».
Что, кроме. «Похороните меня за плинтусом».
На сколько. Авансом, 7 баллов.


Pluralitas non est ponenda sine necessitate. (Не нужно множить сущности)
Бритва Оккама.

Книга 2. Брайан Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»
Для чего. Это очередная книжка, изданная в России в рамках проекта Дмитрия Зимина «Библиотека Фонда Династия», от одного из известнейших физиков современности.
О том, кто. Брайан Грин (1963) – американский физик, занимающийся «теорией струн». Его биография стремительна и нетипична для большинства обыкновенных людей. Будучи вундеркиндом, он настолько рано проявил склонность к математике, что в двенадцать лет начал брать частные уроки у профессора Колумбийского Университета, поскольку к тому времени уже освоил школьную программу. С 1980 года Грин учился в Гарварде, а затем в Оксфорде, где в 1987 году получил докторскую степень. С 1996 года и по сей день Грин работает в Колумбийском Университете. Он часто даёт лекции вне университетских стен аудиторий, как на популярном, так и на специальном уровне, в более чем двадцати пяти странах. В настоящее время Брайан Грин исследует струнную космологию, в частности «отпечатки» транспланковской физики в реликтовом излучении, а также бранную космологию. Кроме того, он снимается в фильмах и пишет научно-популярные книги.
И ещё. Брайан Грин – веган.
Когда и где. С момента Большого взрыва до нашего времени. Вселенная.
О чём. Талант Грина – умение рассказать без использования терминологии, понятной лишь нескольким тысячам людей на Земле, о научных идеях, понятных лишь нескольким десяткам. Читая его, ты невольно испытываешь гордость за себя, поскольку ощущаешь, что понимаешь безумно сложные вещи, тем самым приобщаясь к мегаэлитарному клубу знающих, как зарождалась Вселенная. О чём же он повествует? О том, что произошло через долю секунды после Большого взрыва, и дальше – вплоть до сегодняшнего дня. О том, что, скорее всего, наш мир не уникален, если исходить из того, что вселенная простирается бесконечно, а опровергнуть это никому не удаётся. О том, что можно даже оценить расстояние до ближайшей копии (так, в каждой коллекции из 1010(122) космических лоскутков будет в среднем один лоскуток, в точности похожий на наш). О том, что предел скорости, устанавливаемый светом, относится исключительно к движению объектов сквозь пространство, и поэтому галактики удаляются друг от друга не потому, что они движутся в пространстве, а потому, что само пространство расширяется, и галактики лишь увлекаются общим потоком, соответственно нет никаких ограничений на скорость этого разбегания. О том, что есть теория струн, теория бранов, и что это вообще такое.
Как. У меня нет другого слова, кроме как «блестяще». Красивые аналогии, яркие примеры, богатый динамичный язык, широчайшая эрудированность и интеллектуальная элегантность автора – всё это поспособствовало тому, что получился увлекательный триллер, где в качестве персонажей – микро- и макрокосмос, а действие происходит в параллельных мирах на гигантских расстояниях в 9- и 11-мерных пространствах. Прочитать рекомендую всем – не только «физикам», но и «лирикам» - а последним – особенно, потому что то, о чём рассказывается в этой книге - удивительно красиво и поэтично.
Цитата. «Георгий Гамов один раз изменил авторство одной из статей, написанной совместно с Альфером, включив туда своего друга, Ганса Бете, для того, чтобы в заголовке стояло Альфер, Бете, Гамов, что звучало как первые три буквы греческого алфавита».
Что, кроме. «Элегантная Вселенная». «Ткань космоса».
На сколько. 6 баллов.


Мы должны приносить государству только такие жертвы,
которые способствуют свободному развитию отдельных личностей.
А. Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»

Книга 3. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»
Для чего. Каждый человек должен знать о том, что в мире ещё есть места, где люди умирают в концлагерях.
О том, кто. Блейн Харден – американский журналист (Washington Post и New York Times), мало известный за пределами США. Он написал книгу «Побег из лагеря смерти», созданную на основе автобиографической истории и серии интервью, которые дал ему Шин Дон Хёк, единственный в истории заключённый северокорейского концлагеря, которому удалось совершить побег и живым добраться до цивилизованного мира. Шин для нас гораздо любопытнее и важнее Хардена, и поэтому именно за севернокорейцем я оставляю первое место в соавторстве. Родился Шин в трудовом лагере №14, был отнят у матери и отдан назначенным родителям, также зэкам. Его новая мать попыталась совершить побег, за что Шин с новым отцом долгое время подвергались пыткам в подземной тюрьме, а мать была прилюдно повешена. В 23 года Шину удалось совершить побег и после нескольких лет скитаний оказаться в Китае, а потом – в Южной Корее и США. Ему сейчас 30, но его до сих пор мучают кошмары и головные боли, тело по большей части изувечено, он не может смеяться, плохо адаптировался в свободном мире и не женился.
И ещё. Эксперты из разных стран утверждают, что в рассказах Шина нет расхождений с той информацией, которую они получают из других источников. Всё, что здесь рассказано, - абсолютная правда – в том числе это могут подтвердить спецслужбы США и Южной Кореи, много месяцев допрашивавших Шина.
Когда и где. 1990-2000-е годы. Северная Корея. Китай, Южная Корея, США.
О чём. Эта книга – своего рода «Архипелаг ГУЛАГ» в северокорейском исполнении. Это – страшное свидетельство существующего сегодня каннибальского режима Ким Чен Ына (а до этого – его отца и деда). Шин же – лицо северокорейской трагедии, единственный человек, выбравшийся из настоящего ада. То, каким предстаёт действительность в самых жутких антиутопиях, ничто в сравнении с реальностью – вот подробности быта узников: любимым занятием детей является ловля и поедание крыс и насекомых, запрещается мыться, собираться более, чем вдвоём, отправлять потребности, кроме как в специальном накопителе удобрений, прикасаться к человеку противоположного пола, наградой служит возможность оставить потомство или поесть риса (кроме кукурузы и капусты узникам не дают ничего). Всё это проникнуто повсеместным доносительством, подозрением, борьбой, в том числе и внутри семьи, за еду. За любое нарушение - немедленная смерть. Люди рождаются, живут и умирают без малейшей надежды на другую жизнь, потому что даже не знают, что она есть. Шестилетнюю одноклассницу Шина забивает насмерть указкой учитель, мать Шина стоит несколько часов с поднятыми руками в качестве наказания за то, что заболела, самого Шина подвешивают над огнём, удерживая тело воткнутым в живот крюком. Сцены насилия, издевательств и убийств чередуются со сценами взлелеянной подлости, животной жажды жизни, грязи, зловония и нечеловеческого скотства.
Кто. Шин, узник лагеря №14.
Как. Книжка оставляет гнетущее впечатление – шокирует, что подобные места в 21 веке ещё существуют на Земле (и уже 50 лет – в два раза дольше ГУЛАГА!), многое становится понятнее – и деятельность правозащитных организаций, и усилия международного сообщества, и нехорошая роль в сохранении власти клана северокорейских Кимов Китая и России, и то, как далеко за полвека могут разбежаться половинки некогда единой страны. С другой стороны, любая история – история личности, и ей нет дела до геополитики и соблюдения прав человека. И в этом смысле, трагедия Шина, связанная с тем, что именно он настучал на собственную мать и брата, за что тех повесили, и именно он совершил побег, за что его отца ждала неминуемая смерть, - это абсолютно личная трагедия, для которой порой не нужно ни лагеря, ни таких адских дилемм. Вместе с тем, эта книга – скорее расширенный журналистский репортаж, чем литература.
Цитата. «Шин раз за разом пытался сдвинуть тележку с места, но она оказалась для истощенного семилетнего подростка неподъёмной. Увидев, что к нему направляется бригадир с лопатой в руках, Шин подумал, что тот собирается ему помочь. Но вместо этого Хон широко размахнулся и, ударив лопатой по спине, сбил Шина с ног. - Возьмись за тачку, как положено, - сказал Хон. Он пнул Шина в висок и приказал встать. Как только он поднялся на ноги, Хон снова размахнулся и расплющил лопатой нос Шина, из которого сразу же хлынула кровь».
Что, кроме. Ничего.
На сколько. 6 баллов.


Медведь преследует двух туристов. Один внезапно останавливается и натягивает кроссовки. «Ты спятил? – кричит второй. – Даже в кроссовках ты не перегонишь гризли!» - «Зато я перегоню тебя»
Анекдот

Книга 4. Мигель Сихуко, «Просвещённые»
Для чего. Если вы признаёте авторитеты, то роман получил «Азиатского Букера», высшие  литературные награды Филиппин, Квебека, Канады, Швейцарии, Франции и стран Британского содружества, а ещё - попал в список лучших книг года по версии «Нью-Йорк таймс».
О том, кто. Я не знаю о Мигеле Сихуко ничего. Никакой информации я не нашёл и в сети. Единственное, что мне известно - он – филиппинец, а «Просвещённые» - его дебютный роман. Когда что-нибудь узнаю нового, сообщу post factum.
Когда и где. Наше время. США, Филиппины.
О чём. Сюжет может показаться детективным, но таковым не является. Однажды из Гудзона вылавливают тело Криспина Сальвадора - некогда знаменитого филиппинского писателя, давно переселившегося в Нью-Йорк, постоянного фигуранта любовных, политических и литературных скандалов. Никто не знает, что это - несчастный случай, убийство или самоубийство. Смертью заинтересовался Мигель - студент Криспина и его последний друг. Он решает во что бы то ни стало выяснить, что случилось с учителем, а ещё отыскать рукопись романа «Сожжённые мосты», над которой долгие годы, а особенно в последнее время, работал Сальвадор, и которая пропала с его смертью. Собственно, в рукописи и есть всё дело – она была призвана вернуть автору былую славу, а попутно - разоблачить коррумпированных политиков и беспринципных олигархов.
Кто. Криспин Сальвадор, писатель. Мигель Сихуко, его ученик.
Как. Мне до сих пор не понятно, является ли эта история автобиографией – во всяком случае сделано всё возможное, чтобы не оставить читателю никаких сомнений в этом. Однако, мне кажется, что это очень сильная и оттого очень сложная стилизация под жанр автобиографии. Правда, помимо писательского мастерства и нарочитой сложности повествования, я не увидел здесь почти ничего иного – возможно, я кретин, но есть подозрение, что всего лишь – недостаточно филиппинец для того, чтобы перипетии далёкой и чуждой страны воспринять как свои личные. Изредка лишь встречаются знакомые мотивы: украденные выборы, слитые народные протесты, инсценировка президентом страны террористической угрозы ради сохранения власти, двуличие религиозных лидеров… Но это не про нас – это всё Филиппины…
Цитата. «Любящие люди видят лишь недостатки твоей работы. А любовь плохо сочетается с честностью. Быть честным писателем можно лишь вдали от дома и в полном одиночестве».
Что, кроме. Ничего.
На сколько. 5 баллов.


Отчего бы тебе не писать книги, которые люди смогут прочесть?
Нора Банэкл – мужу, Джеймсу Джойсу

Книга 5. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20
Для чего. Для продвинутых любителей манги (например, моего двенадцатилетнего сына) – новая ожидаемая книга.
О том, кто. Масаси Кисимото (1974) – известный японский мангака (автор комиксов). Прославился он в 1999 году мангой «Наруто», которая стала с тех пор его визитной карточкой. Как отмечают современники, уже с раннего детства он демонстрировал способности в рисовании, делая повсюду наброски понравившихся персонажей. Несмотря на способности, до двадцатилетнего возраста он писал лишь незначительные коротенькие истории. И только после полученной за первую большую мангу премии, взялся за «Наруто».
И ещё. У Масаси Кисимото есть брат-близнец Сэйси, который тоже известный мангака – его перу принадлежат популярные в Японии и США манги - «666 Satan» и «Blazer Drive». Из-за схожести техники они часто обвиняются в плагиате, но братья объясняют, что эти сходства не преднамеренные, а спровоцированные влиянием на них одних и тех же вещей.
Когда и где. Древность. Страна Огня.
О чём. Цунадэ возвращается в Деревню-Скрытую-В-Листве и первым делом направляется в больницу, чтобы осмотреть Саскэ из клана Учиха. Тот лежит без сознания – во время экзамена на тюнина его ранил Орочимару – союзник Цунадэ по Легендарной Троице Коноха (третий из Троицы – Джирайя), который избрал путь запрещённых техник (в частности, технику Воскрешения). Затем она осматривает Рока Ли (ученика Великого Вихря Конохи Мальто Гая), который повредил позвоночник при Открывании Восьмых Врат. Ему требуется операция, которую может провести только Цунадэ. Попутно народ деревни узнаёт, что Феодал Страны Огня назначил Цунадэ Пятым Хокагэ. Наруто (наряду с Саскэ и Сакурой – нинзя Седьмой Команды под руководством Какаси Хатакэ) навещает Саскэ в больнице, где между ними разворачивается бой, в котором оба применяют новые техники (Наруто – Ресинган, а Саскэ – Чидори), и который останавливает Сэнсэй Какаси техникой телепортации. Какаси делает выговор Саскэ за злобу к Наруто, но тот объясняет своё стремление к Силе желанием отомстить брату Итачи за смерть всего клана Саскэ – Учиха. Кончается книга тем, что к Саскэ приходит Четвёрка Звука (Сакон, Дзироба, Таюя и Кидомару) от Орочимару, которые сначала бьются с ним не в полную силу, а потом передают приглашение от своего Сэнсэя придти к нему и обрести Великую Силу, чтобы отомстить Итачи. Саскэ задумывается. Рок Ли соглашается на операцию.
Кто. Наруто. Саскэ. Сакура. Цунадэ. Шикаку. Сакон, Дзироба, Таюя и Кидомару. Сикумару. Тёдзи. Ино. Орочимару. Какси. Джирайя. Нэджи. Тентен. Асума. Кабуто. И другие.
Как. Я не читал этот выпуск манги, как и предыдущие истории о Наруто, я не смотрел 317 серий одноимённого анимэ – лишь немного полистал книжку да краем глаза поглядел последнюю, 318-ю серию. Но всё это – и все 19 предыдущих книг, и все 317 фильмов видел и читал мой сын, который и сподвиг меня на продвижение Наруто в рейтинг «TOPBABYBOOKS». «Какой же список лучших книг для детей без Кисимото?» - спросил меня Марк. И сам письменно изложил содержание. Так что это рецензия наша с ним общая, за что ему огромное спасибо. В будущем я обязательно его опять привлеку. Жалко только, что двухлетний Кирилл пока не пишет отзывы на свои книги самостоятельно…
Цитата. «Если будешь усердно идти к своей цели, то без сомнения станешь превосходным нинзя». Мальто Гай.
Что, кроме. Предыдущие 19 книг о Наруто.
На сколько. 7 баллов.


Вы, русские, вообще смешные. Потому что всё принимаете на свой счёт.
А на свой счёт надо принимать только деньги, остальное - спам.
В. Пелевин, «Бэтман Аполло»

Первым претендентом на победу в рубрике «TOPSHIT - июль» становится один из самых одиозных публицистов современной России – Михаил Леонтьев, создатель телепрограммы «Однако», главный редактор журнала «Однако», автор одноимённого блога, портала и так далее – «однако», очевидно, ключевое слово, отражающее мировоззрение этого человека. С одной стороны, в «однако» нет ничего дурного – напротив, оно свидетельствует о любопытстве, умении удивляться и удивлять. Но с другой, слово «однако» имеет и другое значение – «несмотря на то, что…», «и вместе с тем…» Смыслово это выглядит так – попробую перевести Леонтьева на понятный язык: «Вы считаете, что в мире правит справедливость и мораль, люди и страны руководствуются благими намерениями, нет никаких подспудных, невидимых движущих сил, никто никого не стремится проглотить, брехня, что существуют некая законспирированная воля, приводящая в действие тайные пружины человеческой цивилизации… однако («но вместе с тем» или «несмотря на то, что вы так думаете») это не так. Однако, здравствуйте». Понимаете, в этом значении «однако» уже выглядит, как «если за вами следят, это ещё не значит, что у вас нет паранойи». И в этом действительно весь Леонтьев.
Но речь сегодня не об «однако», хотя для понимания его личности вышесказанное необходимо, а о его последней книге «Большая игра. Британская империя против России и СССР». Жанр её определён автором (издателем?), как научпоп. Научного, однако (вот и я заразился словечком), в ней не много – если не понимать под наукой огромное (более половины текста) количество цитат зарубежных политиков, аналитиков и публицистов, а также исторических фактов, подобранных таким образом, чтобы нарисовать для читателя целостную картину вечного противостояния и антагонизма Британии и России. Нарисованная картина такова. Единственным и абсолютным противником Британии (а в широком смысле и в последнее время – США) является Россия (Российская империя, СССР, РФ). Именно на этом принципе строится и всегда строилась политика как Британии, так и России. Для доказательства тезиса в книге анализируются войны и конфликты последних трёхсот лет, включая холодную войну. Холодная война, на взгляд автора, и есть высшее в историческом смысле положение двух империй, и есть то состояние, которое нужно заслужить, и которое более ни в одном месте планеты и с другими участниками не повторялось. Прекращение холодной войны – есть величайшая ошибка России. Новая холодная война, новое глобальное противостояние – есть единственно возможный, хотя и трудно достижимый, путь России.
Недавно я прочитал довольно спорную, но отвечающую взглядам определённой группы американских политиков, книгу Дж. Фридмана «Следующие сто лет». Он прогнозирует, какова будет карта мира в 21 веке. В книжке говорится, что новыми центрами силы будут Польша, Мексика, Турция и Япония. Говорится, что США останутся мировым полицейским. Говорится о мыльном пузыре Китая и стареющей Европе. И (меня это тоже поразило) очень мало говорится про Россию – нет не то, что указаний на то, кто главный враг США, а и просто технически ей уделено очень мало страниц. Да, региональная держава. Да, большая территория. Да, много ресурсов. Но мало людей, мало интеллектуалов, мало сил удержать территории. Конечно, нам должно быть обидно, что нас не пускают в первый круг врагов, но и только. Леонтьев же смеётся над нами, простофилями: «Думайте, думайте так. Конечно, скажет вам Фридман, что мы и есть цель США… (далее всё, как я говорил в начале заметки). Однако (скажу вам по секрету) это полная ложь. Читайте мою книгу, и всё поймёте».
Подозрительность в своём развитии достигает состояния паранояльности, а на пике – и параноидальности. Где сейчас г-н Леонтьев, трудно сказать – возможно, следуя по возрастающеей, попрощался с паранояльностью. Но я избегу резких суждений и резюмирую, что сегодня я бичевал банальную подозрительность, за которую Леонтьев удостоился права занять место в нашем пантеоне пороков.


РЕЙТИНГ «THEBEST2013»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД ИЗДАНИЯ/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ

1. Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите… !»/ 2012 (1985)/ США/ 8/ 8,6
2. Исаак Башевис-Зингер, «Шоша»/ 2012 (1978)/ Израиль/ 8/ 8,3
3. Евгений Водолазкин, «Лавр»/ 2012/ Россия/ 8/ 8,3
4. Юкио Мисима, «Моряк, которого разлюбило море»/ 2011 (1963)/ Япония/ 8/ 7,8
5. Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»/ 2009 (1991)/ Португалия/ 8/ 7,1
6. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло»/ 2013/ Россия/ 7/ 9,9
7. Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»/ 2012/ Индия/ 7/ 9,5
8. Павел Санаев, «Хроники раздолбая»/ 2013/ Россия/ 7/ 8,6
9. Карл Фруде Тиллер, «Замыкая круг»/ 2013/ Норвегия/ 7/ 8,5
10. Джек Керуак, «В дороге»/ 2012 (1960)/ США/ 7/ 7,6
11. Эммануэль Каррер, «Лимонов»/ 2012/ Франция/ 7/ 7,0
12. Амос Оз, «Мой Михаэль»/ 2012 (1967)/ Израиль/ 7/ 6,8
13. Питер Хёг, «Дети смотрителей слонов»/ 2013/ Дания/ 7/ -
14. Ферран Адрия, «Семейный ужин»/ 2012/ Испания/ 6/ 9,5
15. Б. Грин, «Параллельные миры и глубинные законы космоса»/ 2013/ США/ 6/ 8,7
16. Виктор Франкл, «Сказать жизни «Да!»/ 2013(1946)/ Австрия/ 6/ 8,7
17. Э. Радзинский, «Апокалипсис от Кобы», книга 3/ 2013/ Россия/ 6/ 8,5
18. Джеффри Евгенидис, «А порою очень грустны»/ 2012/ США/ 6/ 8,4
19. Эрленд Лу, «Фвонк»/ 2013/ Норвегия/ 6/ 8,0
20. Марина Степнова, «Женщины Лазаря»/ 2011/ Россия/ 6/ 8,0
21. Блейн Харден, «Побег из лагеря смерти»/ 2013/ Сев. Корея/ 6/ 7,7
22. Павел Басинский, «Святой против Льва»/ 2013/ Россия/ 6/ 6,0
23. А. Терехов, «Натренированный на победу боец»/ 2012 (1995)/ Россия/ 6/ 4,5
24. Милан Кундера, «Встреча»/ 2013/ Чехия/ 6/ -
25. Альберт Эйнштейн, «Мир, каким его я вижу»/ 2013 (1931)/ США/ 6/ -
26. Александр Иличевский, «Город заката»/ 2012/ Россия/ 6/ -
27. Оке Эдвардсон, «Танец ангела»/ 2013/ Швеция/ 5/ 10
28. Ян Зендкер, «Искусство слышать стук сердца»/ 2013/ Германия/ 5/ 8,8
29. Ирвин Ялом, «Пробемы Спинозы»/ 2012/ США/ 5/ 9
30. Харуки Мураками, «1Q84», книга 3/ 2012/ Япония/ 5/ 7,8
31. Джесси Келлерман, «Гений»/ 2012/ США/ 5/ 6,5
32. Мигель Сихуко, «Просвещённые»/ 2013/ Филиппины/ 5/ -
33. Борис Гребенщиков, «Трамонтана»/ 2013/ Россия/ 5/ -
34. Паоло Вирно, «Грамматика множества»/ 2013/ Италия/ 5/ -
35. Ричард Бренсон, «Достичь небес»/ 2012/ Британия/ 5/ -
36. Солон, «Космические хроники»/ 2013/ Албания/ 5/ -
37. Бенджамин Лакомб, «Ундина»/ 2013/ Франция/ 5/ -
38. Уголовный кодекс в картинках (А. Меринов)/ 2013/ Россия/ 5/ -
39. Пол Янг, «Хижина»/ 2013/ Канада/ 4/ 7,6
40. Джоан Роулинг, «Свободная вакансия»/ 2013/ Британия/ 4/ 7,6
41. Мартин Сутер, «Кулинар»/ 2013/ Швейцария/ 4/ 6,5
42. Мо Янь, «Страна вина»/ 2013/ Китай/ 4/ 6,2
43. Януш Вишневский, «На фейсбуке с сыном»/ 2013/ Польша/ 4/ 5,7
44. Эдуард Лимонов, «Illumination»/ 2012/ Россия/ 4/ -


РЕЙТИНГ «TOPBABYBOOKS»

НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ГОД/ СТРАНА/ РЕЙТИНГ/ ИМХОНЕТ
1. Масаси Кисимото, «Наруто», книга 20/ 2013/ Япония/ 7/ 8,2
2. Эрик Карл, «Очень голодная гусеница»/ 2013 (1969)/ США/ 6/ 10
3. Ю. Гиппенрейтер, «Общаться с ребёнком. Как?»/ 2012 (1994)/ Россия/ 6/ 8,3
4. Ю. Дружков, «Прикл. Карандаша и Самоделкина»/ 2013 (1964) Россия/ 6/ 7,9
5. М. Ибука, «После трёх уже поздно»/ 2011 (1971)/ Япония/ 6/ 7,7
6. М. Чудакова, «Не для взрослых! Время читать»/ 2012/ Россия/ 6/ 6,4
7. С. и Л. Хокинг, «Джордж и большой взрыв»/ 2012/ Британия/ 6/ -
8. Катарина Киери, «Совсем не Аполлон»/ 2012/ Швеция/ 6/ -
9. Дж. Дональдсон, «Что услышала Божья Коровка»/ 2013/ Шотландия/ 6/ -
10. Рони Орен, «Секреты пластилина»/ 2012/ Израиль/ 5/ 7,0
11. И. и Л. Тюхтяевы, «Школа зоков и Бады»/ 2012/ Россия/ 5/ -



РЕЙТИНГ «TOPSHIT»

МЕСЯЦ/ НАЗВАНИЕ КНИГИ/ ПОРОК/ ЖАНР
Январь/ Коко Шанель, «Жизнь, рассказанная ею самой»/ ложь/ автобиография
Февраль/ Александра Маринина, «Оборванные нити»/ жадность/ детектив
Март/ Владимир Мединский, «Стена»/ тщеславие/ истор.-прикл.
Март/ Павел Астахов, «Невеста»/ пошлость/ крим. роман
Апрель/ Никита Джигурда, «Вертикаль русского мата»/ глупость/ поэзия
Апрель/ Э.Л.Джеймс, «Пятьдесят оттенков свободы»/ безвкусие/ эротика
Май/ Николай Стариков, «Сталин. Вспоминаем вместе»/ лицемерие/ история
Май/ Паоло Коэльо, «Манускрипт из Акко»/ беспомощность/ притча
Июнь/ Михаил Задорнов, «По родной России»/ мракобесие/ фотоальбом
Июнь/ Конституция РФ в иллюстрациях/ лубочность/ комиксы
Июль/ М. Леонтьев, «Большая игра…»/ подозрительность/ науч.-поп.


РЕЙТИНГ «TOPCOUNTRIES»

№/ Происхождение автора
1 Россия - 24
2 США - 8
3 Британия - 4
4 Япония - 4
5 Израиль - 3
6 Швеция - 2
7 Норвегия - 2
8 Франция - 2
9 Испания - 1
10 Италия - 1
11 Китай - 1
12 Албания - 1
13 Дания - 1
14 Чехия - 1
15 Португалия – 1
16 Бразилия – 1
17 Канада – 1
18 Германия – 1
19 Индия – 1
20 Шотландия – 1
21 Польша – 1
22 Австрия – 1
23 Швейцария – 1
24 Филиппины – 1
25 Сев. Корея (США) - 1
ИТОГО 66


PS: (о высшей справедливости). Многие люди (назовём их сусликами) справедливо негодуют в отношении коррупционеров – действительно, о какой справедливости можно говорить, когда кто-то, лишь в силу обстоятельств оказавшийся у кормушки, купается в золоте, а врач, учитель, учёный в поте лица зарабатывает себе хлеб насущный. Чем коррупционер заслужил право подставлять карманы под ручейки сворованных у государства и народа денег? Вопрос справедлив – ничем, но хочу сказать вам следующее – СУЩЕСТВУЕТ высшая справедливость. Заключается она в том, что никогда, НИКОГДА, казнокрады и взяточники не станут и не становились богаче и успешнее биллгейтсов, стивджобсов, цукербергов, сергейбринов ну или даже ходорковских (разве что диктаторы и людоеды вроде Бокассы или Каддафи, ограбившие свою страну до нитки – но они-то кончили ещё стремительнее и фатальнее), НИКОГДА гиены не перестают и не переставали быть гиенами, и не становятся и не становились львами, какой бы кусок мяса они не отхватывали у уже поверженной львом дичи. Место гиен – ВОЗЛЕ чужой добычи, ПОСЛЕ насытившихся львов, и каковы бы ни были ручейки и реки сворованного общественного блага, их место в пищевой цепи (социуме) не изменится – как жрали тухлятину с червями с собственной блевотиной вперемешку, так всегда и будут жрать. Банально, но гиена никогда не станет львом – ни по сути, ни по накопленному богатству; когда не остаётся хищников, после которых можно доесть, гиены начинают грызть собственных детей и друг друга. А дело сусликов (нас, то бишь) – не попадаться на пути ни у тех, ни у других. И помнить о высшей справедливости.

;Hasta luego! НО