Народный календарь, 27 июня - 3 июля

Александр Мишутин
  27  ИЮНЯ.  Елисей-гречкосей
 
  28  ИЮНЯ. МОДЕСТ, АМОС.
   Обращались к Модесту: «Пропусти с моей Буренки и скорби, и болести. Сестрица, сестрица, с ветру пришла — на ветер пойди. С лесу пришла — на лес поди. От злого человека — на того поди. От Господа Бога—здоровья давай. С воды пришла — на воду пойди. Во веки веков. Аминь».
Молились на случай падежа скота. «Пришел Амос — пошел в рост и овёс».

  29 ИЮНЯ. ТИХОН.
  Покатилось красно солнышко под гору, поворотило на зиму. Вон, точно над той березой показывалось утром солнце, а теперь — правее от березы. Садилось-опускалось за тот холм, а теперь за него слева. Почти незаметно, но дни становятся короче.
  С именем Тихон и связывал крестьянин общее утишение: замедление, прекращение. "На Тихона солнце идёт тише". На Тихона певчие птицы затихают (кроме соловья и кукушки). Брачные игры у птиц к этому времени заканчиваются: птенцами заняты.

  С Федора Стратилата (21 июня) до конца июня по России «толоки», «помочи» — взаимопомощь по вывозу навоза на вспаханные пустующие поля (поля «под паром»).
  К этому же дню заканчивался повсеместно сев ярового (весеннего посева) хлеба.
  К святому Тихону обращались за помощью от зубной боли: « Святой Тихон, утиши, господи, болезни и все недуги зубные!» И уж если не помогал Тихон, а боль сводила с ума, подходили к рябине, грызли ее, умоляли-грозили: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю тебя изгрызу». Помоги, Господи! Утиши боли наши!


30 ИЮНЯ. МАНУИЛ.
  Празднование Ярилы, прощание с ним кое-где проходило за неделю до Ивана Купалы (7 июля). В Нижегородье, например, был торговый день и крестьянские гулянья, которые назывались в народе «Молодой Ярило». А следующий базарный день, который был  перед самым Ивановым днём, назывался  «Старый Ярило» (А. Ф. Некрылова). Проходили эти праздники по тем же правилам-обычаям, как и в других областях России.
 
    1 ИЮЛЯ. ФЕДУЛ.
    «Федул на двор заглянул: пора серпы зубрить, к жнитвам готовиться загодя».
  Сенокос... На юге уже идет, в Центральной России начинается, а на Севере к нему готовятся.
Несколькими днями тут не обойдешься. И собирались крестьяне на сенокос как в поход, выезжали семьями, с детьми, с продуктами — дней на двадцать. Ставили все шалаши рядом — станом, табором,
Около каждого шалаша подвешивался котел для варки пищи, и начиналась сенокосная страда.
„Страда означает: «трудная, изнурительная работа". Так оно и было. Но при всем притом сенокос превращался в праздник. «При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье посте утомительного зноя, благоуханный воздух лугов — все вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу» (М.М. Громыко).
   По окончании сенокоса устраивался праздник всей деревни. Выделяли часть луга, а сено с нее продавали. Вырученные деньги были общими. На них покупали чай, баранки, водку и устраивали «мирскую» (общую) выпивку-праздник. На луг сбегалась вся деревня: пели, плясали-гуляли.

 
  2 ИЮЛЯ. ЗОСИМА.
  Наступил июль — макушка лета. Июль противостоит в году январю.
А значит, погоды похожи. И вспоминал крестьянин, каким не был январь. Спорили у сенокосных шалашей, вечерних костров: разваливать завтра копны сушить или будет дождь и копны не надо трогать? Уточняли более близкими приметами: на рог молодого месяца еще неделю назад можно было повесить (мысленно) ведро с водой, и оно не соскальзываю, не опрокидываюсь. Приходили к выводу: посмотрим утром, будет туман стелиться по воде — будет хорошая погода, будем копны разваливать, А тут новость от пасечников-пчельников приходила: пчелы сидят на стенках улья — быть сильной жаре.

  Зосима и Савва — покровители пчел. А пчела самая почитаемая человеком Божье создание: и трудяга, и умна, и справедлива. «На что хитра гад-змея подколодная, а пчелка, Божья пташка, и ее перемудрит!» «Мала-мала пчелка, а побольше великого знает!» Даже сам грозный Илья-пророк не может громом-молнией ударить в пчелиный улей, даже если за ним укрывается нечистый дух. А ведь человека гроза в поле убивает именно потому, что в него в этом время спрятался нечистый от Ильи. И Илья жертвует человеком ради истребления нечистой силы. Так полагали в народе.
  Зосима. Пчелы работают. Пчелы  мед запасают.

 
  3 ИЮЛЯ. МЕФОДИЙ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК.
  Охота на перепелов больше барское занятие. Но и крестьяне походя и умело занимались этим промыслом: и силки поставят расчетливо, и из ружьишка не пальнут попусту.
  Перепела к этому времени сытые, тяжелые — взлетают неохотно и, пролетая несколько метров, снова садятся. Замечали перепелятники: где много тенетника-паутины, там много перепелов.
  А крестьянин-земледелец заме¬чал: спрятал паук тенета — быть дождю, «штопает» дыры в паутине или новую вьет — к хорошей погоде.
  Хоть и сенокосная пора, но дожди в это время ох, как нужны. «Просите, дети, дождя до Ивана Купалы, а после Ивана я и сам упрошу! — говорили крестьяне.
От первой весенней капели до Ивана Купалы — большой  срок. И вмещает он в себя много праздников, обрядов, обычаев, связанных с возрождением и продолжением жизни растений, животных, людей. Завершает этот весенне-летний цикл  обрядности Иван Купала. Но есть канун этого праздника.
 
  Я поздравляю именинников недели. 
27 июня: Елисей, Мефодий, Мстислав.
28 июня: Григорий, Лазарь.
29 июня: Тихон.
1 июля: Леонтий.
2 июля: Зосима, Иван.
3 июля: Глеб, Мефодий.
   С днём ангела вас!