Смекалка царевича

Людмила Щепачева
               
В одной стране, в царстве-государстве, при правлении царя Фетида, началась паника. Обуяла хворь народ простой. Не было такой семьи, которой не коснулась бы беда страшная.
Дела царские на убыль пошли. Позвал тогда царь сыновей своих: старшего, среднего, да и младшего любимого царевича, которому отроду не было и десяти годков.
Посадил он их с собою рядом да и речь такую завел:
– Не тревожил бы я вас, сыны мои родные, если бы не постигла царство наше беда лютая. Знахари наши руками разводят. Как изжить эту хворь поганую, ведать не ведают. Лежит народ наш – не встает, подняться не может, силы его покинули. Ты, – обратился он к сыну старшему, – на флейте играешь да так, что любого поднимешь. Сыграй на зорьке ранней. Может, услышав музыку твою, встанет народ наш хворый.
Поклонились в ноги отцу сыновья и ушли от него понурые.
А на утро заиграл на флейте старший сын, но подняться и выйти к нему так никто и не смог.
Обратился тогда царь к среднему сыну своему:
– Сын мой, спой на зорьке ранней песню о сторонушке родимой. Может, сможешь поднять народ хворый.
Все исполнил средний сын, как просил его батюшка родимый. Но не подняла болящих песня добрая, задушевная.
Пригорюнился царь. Что делать не ведает. О чем просить сына меньшего – не знает. Только и подумал: что брать с малого? Что он может? Только кисти держать да рисовать? Горюет царь, побледнел весь, думы покоя его лишили.

Вот как-то лег он спать-почивать. И видит сон чудесный. А во сне подходит к нему матушка его покойная да и говорит:
– Сын мой любимый, сын мой пригожий, только тогда царство твое оставят хвори тяжкие, когда повесит сын твой старший на врата подкову золотую – ту, что принесет тебе и народу твоему здоровье и силы могучие. В крепости и единстве – сила и счастье наши.
Пусть отправятся сыны твои любимые в царство свирепого и жестокого царя Фрунса. Благослови ты их в путь дороженьку. Только они смогут вернуть силушку народу твоему, изгнать хворь поганую.
Проснулся царь и думает: "Это надо же такому присниться: отправить сынов своих к Фрунсу жестокому!" Много он слышал худого о нём. Но, делать было нечего: погоревал он, погоревал да и позвал сыновей в палату к себе.
Все рассказал им, ничего не утаил, только предложил оставить брата их меньшего, не брать с собой в дорогу трудную. Согласились старшие братья и стали готовиться к отъезду. Понял младший брат, что не возьмут его с собой братья любимые, и решил упросить их. Подошел он к старшим братьям да и говорит:
– Братья мой любимые, не оставляйте меня, ибо тогда захвораю я со всеми в царстве нашем, ведь не зря же матушка просила всех троих отправить в дорогу дальнюю.
Согласились старшие братья и стали уговаривать они отца – тот и согласился. Побежал младший сын в палату свою. Взял кисти да краски и, довольный, показал их братьям своим и сказал:
– Нарисую я, на память, страну дальнюю, чужеземную.
Посмеялись над ним братья, но ничего в ответ не сказали, только подумали: что взять с малого? Сели они на коней быстрых и помчали в царство Фрунса свирепого.

Трудной была дорога их дальняя. Попадались им болота вязкие, овраги да леса дикие. Устали они, спешились. Коней привязали к деревьям, отдохнуть решили, дух перевести. Костер разожгли, сели перекусить, отведать еды своей царской. Подкрепились, и пожелал старший брат на флейте сыграть.
Разлилась повсюду музыка дивная. Смотрят братья: идет к ним старичок с седой бородкой.
Как сравнялся он с ними, поклонился да и говорит им:
– Долгой была дорога моя, три дня крошки во рту не было. Не дадите ли мне, старому, кусочек хлебца? Да водицы испить?
А те и рады живой душе. Накормили его, напоили. Подкрепился старичок да и спрашивает:
– Куда путь-дорогу держите, добры молодцы?
Старший и отвечает:
– Едем мы с братьями в царство Фрунса свирепого. Да вот как найти его – не ведаем. Думаем, встретится в пути-дороженьке человек добрый да укажет нам, куда следовать. Вот ты к нам и пожаловал. Подскажи, коли знаешь.
Тот и говорит:
– Рад буду, но за это ты, – попросил он у старшего брата, – отдашь мне самое дорогое, что есть у тебя.
Снял старший брат перстень с пальца да и протянул его старичку.
А тот улыбнулся ему и говорит:
– Не это самое дорогое для тебя, а флейта. Музыка, которая привела меня к вам.
Приуныл старший брат, но делать нечего. Отдал он флейту свою любимую.
Взял старик ее и показал дорогу, которая к Фрунсу свирепому ведет. А потом исчез, как вовсе не бывал.

Поехали братья по указанному пути. Долго они ехали, темнеть уж стало. Решили они костер разжечь да заночевать в лесу.
Пошел средний брат за хворостом, идет песни поет нежные, задушевные.
Смотрит, а на встречу к нему старуха идет с клюкой, еле передвигается. Обрадовался он живой душе да и поприветствовал ее радостно:
– Доброго здоровьица Вам, бабушка!
А та молвит:
– Сидела бы я дома, да вот песня твоя подняла меня. Хорошо поешь. А ответь-ка мне, добрый молодец, что ты ищешь в краях наших?
Тот и отвечает:
– Ищу я, бабушка, с братьями своими царство Фрунса свирепого. Не подскажешь ли, куда нам дальше следовать, как найти его?
– Отчего же не подсказать?! – говорит старуха. – Подскажу. Только дай мне самое дорогое, что есть у тебя.
Тот снимает с пальца перстень с каменьями и протягивает старухе.
А та хихикает да и говорит:
– Не это самое дорогое у тебя, а голос твой. Отдашь, вот тогда и скажу, а нет – пеняй на себя и никогда вам отсюда не выбраться, и разорвут вас звери дикие.
– Хорошо, забирай голос мой, старая. Только дорогу укажи.
Старуха показала, как им дальше ехать, и исчезла.
Пришел средний брат к костру и поведал о встрече со старухой и о том, что она указала путь, по которому нужно следовать.
Братья вздохнули с облегчением. А младший попросил:
– Спой, братец, песню о родимой сторонушке.
Хотел бы тот запеть, а вместо песни – только обрывки слов вылетают.
Понял средний брат, что никогда больше не петь ему песен душевных: забрала старуха голос его чудесный.
На рассвете отправились братья по указанному пути. Долго ехали и выехали на большую светлую поляну. Там стоял необыкновенной красоты замок – весь в цветах. Павлины гордо расхаживали с раскрытыми хвостами, которые переливались яркими красками. Смотрят братья, любуются.
Вдруг, как из-под земли, встал перед ними сам Фрунс свирепый и закричал так, что земля задрожала:
– Как посмели вы сюда явиться?! И как дорогу ко мне нашли?! Говорите, что вам нужно?!
И поведали ему братья о горе, что навалилось на царство их. И попросили они Фрунса подарить им подкову золотую.
Выслушал их царь да и закричал недовольно:
– Чего это ради – за так просто – я подковами разбрасываться буду?! Слышал я о царстве вашем, а еще я наслышан о том, что двое из вас обладают редким даром.
– Сыграй на флейте! – приказал он старшему царевичу.
Тот опешил и объяснил, что отдал флейту, чтобы указали дорогу в царство его.
Недовольно покачал Фрукс головой.
– Ну а еще я слышал, – продолжил он, обращаясь к среднему брату, – ты можешь петь да так, что всех завораживаешь песней своею. Спой! – приказал он ему.
Но средний брат после встречи со старухой так и не смог запеть. Рассвирепел тогда Фрунс и закричал:
– Вы просите подкову?! А что вы можете дать  взамен? Ну что ж, значит, никогда отец ваш не увидит вас: вы все останетесь у меня!
Потом подумал и сказал:
– Вот если кто-нибудь из вас принесет мне одуванчик белый и не опадет с него ни одна пушинка, вот только тогда отдам я вам подкову. А нет, – никогда не видать вам отца своего родного! Навсегда у меня останетесь! Утром жду я вас у себя.
Сказал и исчез. Опечалились братья, не знают, как им быть.
Смотрят, а вокруг них одуванчиков видимо-невидимо.
Кинулись братья срывать их, а одуванчики тут же осыпаться стали.
Не сможем мы донести до Фрунса ни одного одуванчика, – сказал старший брат.
И охватила их кручина горькая.
Тогда младший брат и говорит им:
– Братья мои любимые, братья пригожие, приказал Фрунс свирепый принести ему одуванчик, так мы и принесем ему.
Взял он холст и кисть с красками и нарисовал белый одуванчик.
Улыбнулись братья, обрадованные смекалке брата меньшего. А на рассвете отправились к Фрунсу свирепому. Приносят они ему одуванчик белый, нарисованный.
А тот, завидя рисунок, опешил, но смилостивился. Его самого тронула такая смекалка.
Одуванчик, и в самом деле, был белым. И самое главное – не осыпались пушинки его.
Делать нечего: он хоть и был недобрым, но слово свое сдержал.
Отдал он подкову золотую братьям, и отправились те в путь дорогу обратно домой.
Стали они к замку подъезжать, полез старший сын в дорожную котомку за платком, лицо утереть, смотрит, а флейта его лежит на месте, как будто всегда там лежала. Обрадовался он и заиграл, а младший брат запел.
Подъезжают они к воротам замка родного, а их хлебом с солью встречают – весь народ поднялся спасителей своих встретить. А с ними и царь, отец их родимый. Обнялись они крепко. Повесил старший сын подкову золотую на ворота царские. И стали они жить лучше прежнего.