Звезда Майя. Часть 4

Людмила Салагаева
- Не просто, оказывается, описать состояние влюбленности, - подумала Майя, просыпаясь, и всё ещё сочиняя письмо Вадиму.

Рассеянно улыбаясь, она протянула руку к планшетке.

Вдруг там её ждет "Доброе утро!" от него. Айпад оказался не расположен к чувствам.

- Должно быть, поздно работал и спит, - пришла успокоительная мысль.
- К тому же разница часовых поясов...
-А может не слишком важным считает здороваться по утрам.
-Постой, постой! Здесь же виртуальное пространство - другие законы.
-Да ну их, законы! 

И в тот же миг окрыленное  нежностью " Доброе утро!" достигло получателя. Остается загадкой - насколько оно  было жданным.

Сегодня ей предстояло отправиться на "охоту" к автору повестей и романов, известного больше среди литературоведов и литературных критиков, отслеживающих редкости на писательском горизонте. Робость цеплялась за неотложные дела, уводя от чтения.

Литературу как специальную дисциплину она не изучала.  Любовь к книгам привил отец. Он завел семейные вечерние чтения и беседы "под абажуром". Длились они десять лет, пока дочка не закончила школу.

Это не было простым знакомством с текстами. Отец ежегодно составлял обширные программы. Так Майя научилась отличать стили писателей, определять особенности языка, интонации, ритм, ценить мастерство написания диалогов и построения сюжета, узнала приемы удерживающие внимание читателя.

Пять повестей Игоря Гергенрёдера под общим заголовком "Комбинации против хода истории" надолго усадили её у окна. Пустой двор в окружении рябин - отличная сцена для изображённых событий.

Погрузившись в атмосферу повествования, она оставалась  в прошлом три дня. Подобное чтение называют запойным. Не хотелось готовить еду, отвлекаться! Отключен за ненадобностью телефон.

Майя ловила возникающее  чувство инобытия. Появлялся звуковой фон,  с него все начиналось, разворачивались прямо перед окном картины. Вначале они проступали неясно как из тумана, но стоило сконцентрировать внимание - превращались в реальность.

Достоверность действий, разговоров была пугающе настоящей. Не раз, склонившись на подоконник, видя раненых, она торопилась к выходу, на лестницу во двор,  неожиданно вспоминала  о материале для перевязки... останавливалась, и какая-нибудь деталь возвращала  в сегодняшний день. Плакала навзрыд о юных, бессмысленно убитых мальчишках.

Рассматривала настоящие фотографии, предпосланные произведениям - членов семьи автора, красноармейцев и белогвардейцев, и не верилось, что это были чуть ли не последние минуты их жизни. Страшная картина уничтожения цветущих молодых людей ради чьих-то безумных идей приводила её в состояние бессмыслия.

Невероятно: у такого редкого автора на «Прозе» всего-то 10 тысяч читателей, 140 рецензий, при наличии 38 объёмных произведений. Она уверена: хроники дождутся своего настоящего режиссера и читателей, и более разумные люди содрогнутся и никогда не повторят ужас  истебления целого поколения! Майя не заметила, как  мысленно взялась продвигать замечательные произведения крупным издательствам, на ТВ, кинопродюсерам...

 Она писала отзывы Гергенрёдеру, страшно жалела, что не может высказать ему благодарность так, как чувствовала. И даже не заглядывала на свою страничку, находясь целиком во власти прочитанного.

Тем временем, постепенно захватившее её  увлечение, до поры до времени спрятанное в глубине, подобно медленно тлеющему угольку спокойно ждало развития событий. В один из дней Майя нашла под своим рассказом короткую рецензию Вадима. Обрадованная, она тут же ответила.

Но ни в этот день, ни в последующие отклика не дождалась. С присущим оптимизмом решила, что писатели жутко занятой народ.

Тогда решила использовать другой путь: через его героев, через окружение добавить деталей в свои представления о Вадиме.

Постоянное смущение приходило от снедающего нетерпеливого вопроса: переживает ли он такие же чувства.

Сочинения отличались особенным многоплановым стилем письма. Нередко автор прибегал к приему, усложняющему охоту за главной мыслью. Он её искусно прятал. Делал обманные петли.  Чтение продвигалось медленно. Рецензенты тоже охотились за разгадкой. Майя пользовалась их подсказками, чтобы сократить путь постижения.      
   
Начитавшись произведений Вадима, восприняв тонкости и толкование его экзистенций, Майя настолько возбудилась (как это бывает с актерами в театре), что росток влюблённости превратился  в крепкое деревце.

Страшновато! А вдруг он... А вдруг ему... Майя неинтересна вовсе? А подпись "отныне навсегда Ваш!"  Неужели только вежливая форма завершения письма?
Поговорить не было никакой возможности. Вадим вёл шутливые диалоги только с авторами комментариев. И при этом следил, чтобы собеседники не переходили на "ты". Заканчивал разговор, когда ему вздумается. Майе ничего кроме рецензий не писал.

Некоторые из них, конечно,  при желании можно было назвать душевными...
 
Нынешнее поколение,  к которому принадлежала молодая женщина, отличает медленное взросление. Зато они с лихвой возмещают недостаток быстрым, хорошо работающим умом.

Следовало узнать, что возможно, о постоянных читателях и  критиках Вадима.  Переписав его Избранных, она изучила рецензии и его комментарии к ним. Получился круг из 12 женщин. Мужчин читателей тоже было изрядно, но не они сейчас интересовали Майю.

Несмотря на редко меняющийся набор произведений, все Избранные почти ежедневно бывали друг у друга в гостях. Перечитывали, писали замечания к своим же рецензиям, дополняли прежние отзывы.

Были просто визиты вежливости или - визиты симпатии, где размягчённая почитательница говорила на языке сердца: “Любимый автор,  я Вам с утра на Ваше произведение  испекла румяную рецочку. Не забудьте... с чаем ...от Люси”.

Сам Автор  ответно навещал  каждую почитательницу, о чём сообщала его фамилия, отзыв или благодарность за комментарий.

Майю тоже  не обходил вниманием. Правда, фамилию оставлял только если писал отзыв. А это случалось до обидного редко. В другое время его присутствие выдавали цифры. Майя решила - это делалось во имя спокойствия других подруг.

Обременительная зависимость от поклонниц казалась ей очевидной. Много времени тратилось на дежурные любезности.  Наблюдая переменчивый климат отношений, Майя заметила прямо-таки стратегическое лавирование автора среди этого круга. Почему он так поступал, угадать не просто.

Как выяснилось, разведывал он и других авторов «Прозы. Ру». Отзывы Вадим писал редко, но они были ёмкие, точные, эмоциональные. Верное окружение не пропускало "открытий". Тут же, вслед за ним читали и решали, втихомолку конечно, быть "отмеченному " в кругу "Избранных" или нет.

Не проходило дня без волнений, напоминаний Автору о чувствах к нему. Возник особый язык слов. У Вадима был рассказ "На краю". Это заменяло сигнал SOS!
Название  мелькало в качестве призыва  и обозначало  дефицит внимания. Вадим - добрая душа, немедленно отправлялся на этот зов и с помощью самых дорогих хозяйке публикаций, оставляя на страничке знак своего присутствия, успокаивал. Вот такая нехитрая игра была в ходу.

Другое названия, взывающее, требующее справедливости  в кругу избранных - "Под стук колес"- если кто-то был близок к срыву. При признаках появления фаворитки, как в случае с Майей, некоторые женщины оповещали о своем несогласии грозным словом "Катастрофа"!

И вновь Вадиму приходилось разруливать - сидеть, писать короткие добрые успокоения. Не впрямую конечно. Но всегда можно поставить "говорящие" названия произведений "обиженной", расположив их вдумчиво на страничке, сложить в примирительную, обещающую, успокаивающую  фразу. И покой восстановлен!

Все они догадывались о предпочтении кумира. Это была критик - с одной ей свойственным глубоким и прозорливым подходом к произведениям. Другим оставалось лишь вторить ей или искать нюансы, до которых умная и проницательная подруга еще не добралась. Она единственная общалась с Автором по имейлу, но  все воспринимали это как  отличие и не ревновали.

Женщины выступали одной дружной командой.  Творческого запала хватало с лишком, если досужий критикан со стороны появлялся со скандальным отзывом.

В общем-то, событий за время наблюдения случилось не так уж много. Хотя, что считать событиями, надо договориться. C точки зрения шахтеров, например, событие - когда метан рванёт, обвалится крепеж. А что, скажите, может случиться в мире закорючек, собранных в определенные слова?!

Оказывается, и здесь возможны необычные явления.
Однажды Вадим оставил отзыв на страничке начинающей сочинительницы:
   - Карина, Вы хорошо пишете. У Вас образный язык. Вы симпатичная. Желаю удачи!
Карина:
   - Буду стараться радовать Вас.

На большом цветном снимке девушка, а по виду подросток-девочка, была свежа и хороша как огурец в пупырышках, только что сорванный с грядки.
Дамы прочитали её публикации  - несколько миниатюр и отзывы. Карина их разочаровала. Её отклики, как и сами миниатюры,  не отличались разнообразием:

«Приятно»,
«Лаконично»,
«Так приятно»,
«Немного непонятно, но  интересное и завораживающее»,
«Читается легко, несмотря на негативный посыл, не давит».

Переписка  Вадима и Карины долго возглавляла список рецензий. Две верные подруги вслед за Вадимом похвалили одну и ту же миниатюру девушки, и на этом история ушла в тень.

Майя увидела это кружение, любование мотыльком. Медленное приближение с сачком ... мотылек вспархивает... человек с улыбкой делает пируэт и вновь целеустремленно протягивает сачок к присевшему на цветок трепещущему созданью...
 
Нельзя сказать, что после выполненной работы её чувства  осели как опара.  Любовь, как вы знаете, бывает зла...

С грустной усмешкой Майя сказала себе: "Ты меня не разочаровал - в этом все несчастье".

Надо было  перестать топтаться на месте, но  чего-то не хватало  в этой картине. Оставалось ждать, сохраняя оптимизм, который, как известно, есть недостаток информации.

Маленькое происшествие  не замедлило нарушить хрупкую конструкцию надежды. Майя как-то стерла три строчки комментария Вадима.  Он строго предупредил, что не для того тратит свой ум и зрение, чтобы  его эпистолярии удаляли.
 Просил: впредь ничего не убирать.

Незамедлительно последовало обещание...

Как бы ни готовила Майя себя к особым отношениям в виртуальном пространстве, живое привычное чувство избранности, присущее любящему человеку, вернуло её в реальную жизнь. Сердечным  бурям для усмирения  требовалось ответное чувство.  Его не было.
 
Воспоминания о радости, с которой она пустилась в эти отношения и готова была ради них терпеть всевозможные испытания,  корили легкомыслием.  В завершение истории Майя написала письмо.

"Мне бы хотелось назвать тебя  "Радость моя"... Может потому, что каждый прожитый рядом день был праздником. Неважно, что происходило в моей жизни помимо этого. Обычные чередования трудных житейских задач, боль, разочарования, обиды... Но поскольку всё было согрето чувством - не отягощало. Жизнь играла всеми цветами - непроходящее северное сияние!

Сама любовь как чувство, вероятно, одинакова у всех. Это горение, меняющее интенсивность и наделенное тончайшими  нюансами - переживаниями, которые тотчас отражаются на рисунке полыхающего в тебе ласкового огня.

Что бы ни делал, постоянно чувствуешь присутствие дорогого  тебе человека. А как иначе!  Хочется делиться всем. Ешь вкусную еду - хочется, чтобы ты тоже насладился. Видишь что-то необычное, читаешь -  первое побуждение позвать тебя!
Поделиться, подарить  удовольствие... как часто я это переживала, Радость моя!
По-моему, высший пилотаж со стороны женщины - испытывать нежность в ежовых рукавицах ограничений.

А существенное для меня в свершившейся истории - увидеть в тебе учителя, просто осознавать- ты необычный писатель, читать твои произведения и при этом понимать: ты - Фигура, ты для меня - Творец! Как для ребенка Творец - его отец, его мать. Спасибо! Я многому научилась.  В том числе видеть человеческие слабости крупным планом. Понимать и прощать их. Вот что главное!
Пришла с радостью. Ухожу с таким настроением:
 
"Есть некий час - как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества - он в жизни каждой
Торжественно - неотвратим".

Майя - не ставшая звездой и не жалеющая об этом".

Майя перечитала и отправила Вадиму.
               
               ***
Коротенькое сообщение ушло подруге:
"Полинька, моя глава о любви закончилась обыкновенно: поманили, но не ответили взаимностью. Не буду врать, что я вышла с задранным носом, зато получила  немало важнейших уроков! Они меня ждали именно здесь.
Раздели со мной и Котом РАДОСТЬ в любое удобное вечернее время.
Кот угостит тебя свежей рыбой - так отметила его труд по ловле мышей на даче соседка Фаина. Кот поймал 12, хозяйка дачи - 3!"

Продолжение следует…
 ----------------------
Марк Шагал