Мешок с навозом

Павел Родимов
      
       Один крестьянин по имени Аин нанялся в деревне пасти коз. Предыдущий пастух занемог и умер. Долгое время никто не хотел брать на себя ответственность за многочисленное стадо. А все потому, что пастбища в округе обеднели, волчьи стаи, осмелев, стали подходить вплотную к жилищу человека. Кроме того, появилась новая напасть: в горной пещере обосновалась разбойничья шайка. Удалые грабители с большой дороги с удовольствием утоляли аппетит деревенской козлятиной.
       Видя, что никто не хочет стать пастухом, Аин решил попроситься сам. Чем сидеть каждый день в деревне, так уж лучше бродить со стадом по лугам да полям. Так и стал он пасти коз.
       Каждый день приходилось искать новое пастбище, но парень не унывал.
       Однажды, Аин увел свое стадо далеко от деревни. Извилистая дорога привела его в лес. Травы было предостаточно и крестьянин никуда не торопился. Он не знал  наверняка, есть ли впереди луга с сочной травой и, потому позволял козам насыщаться тем, что попадалось по дороге.
       Вдруг набежали тучи и вскоре пошел сильный дождь. Аин испугался, что в такую непогоду он растеряет весь деревенский скот. Парень носился под струями дождя мокрый до нитки и собирал коз вместе. Неожиданно он увидел нишу в скальном выступе. Здесь с легкостью могли поместиться и все его козы и он сам, тем более, что сюда не доставал дождь и можно было развести костер. Так Аин и сделал.
       Он, развесив подле огня свою мокрую одежду, принялся сушиться. Вскоре незадачливый крестьянин понял, что этим вечером в деревню ему не попасть: дождь разошелся не на шутку и не было никакой возможности идти под ним. Так и быть, решил парень, останемся ночевать здесь, а утром отправимся в обратный путь.
       Все было хорошо, но ночью, прямо из мрака, к костру вышел седовласый старец. Вначале Аин сильно перепугался, но затем он узнал в старике известного в их местах монаха. Парень увидел, что старик изранен и очень слаб. Аин помог мудрецу сесть возле огня. Он предложил ему чашку ароматного чая из трав, что росли вокруг.
       Старик с радостью принял угощение. Когда он перевел дух, то смог наконец-то рассказать, что с ним приключилось.
- Меня зовут Орито. Я странствующий монах традиции Каи.
       Аин ответил, что помнит его.
- Несколько дней я бродил у подножия местной горы. Она так впечатлила меня своими размерами и высотой, что я решил подняться на самую вершину. В нашей традиции горы слывут священными местами, а молитва произнесенная на вершине горы,  считается самой сильной, так как она влетает прямо в уши богам. Стал я подниматься, но на половине пути застигла меня ночь. Устроился я на ночлег, а когда уснул, то был вероломно схвачен шайкой разбойников. Затащили они меня в свое логово и, поскольку я монах, стали меня пытать и всячески надо мной издеваться. Так продолжалось много дней и ночей. Однажды, я, наконец, смог выпутаться из оков и сбежал. Спустившись с горы, я заблудился в лесу, но вскоре увидел свет твоего костра. Благодарю тебя добрый человек, что оказался моим спасителем.
Монах стал кланятся крестьянину и шептать молитвы. Аину это было очень приятно: не каждый день удается стать спасителем великого мистика.
- Я слышал монахи вашей традиции обладают высокой мощью, так ли это? – спросил парнишка.
- Да, это верно. – отвечал Орито.
- Тогда почему вы не применили свои силы против разбойников? – удивился молодой пастух.
- Но ведь я мог кого-нибудь убить, а этого я не мог допустить. – сказал монах.
- Вы верно очень хотите отомстить этим негодяям? – спросил Аин.
- Я их уже простил. – допивая чай, ответил старик.
- Как же это возможно, чтобы после таких страданий, причиненных ради развлечения, вы могли так просто простить их. – пораженно воскликнул Аин.
- Если я не прощу их, то останусь их пленником до скончания веков. – засмеялся старик. – Так что, я прощаю их не ради них, а ради себя.
       Молодой пастух ничего не понял, но решил больше не тревожить мудреца распросами. Он подумал, что Орито слегка тронулся умом после пыток и нет смысла терзать его вопросами.
       Утром, Аин проснулся от фырканья и гиканья. Оказалось, что старик, раздевшись, сиганул в маленькую лужу с дождевой водой. Пастух с удивлением отметил, что монах бодр, весел, а вчерашние его страшные раны уже зажили.
- Вот видишь, мой юный друг, как целебно прощение: оно заживляет любые раны, если ты не хочешь, чтобы они оставались с тобой навечно.
       И вновь Аин ничего не понял. Он проворчал что-то в ответ и занялся завтраком. После трапезы путники отправились в сторону деревни. Они вышли из лесу. Светило яркое солнце и погода стояла на удивление ясная и теплая. Однако, было и грустное происшествие. Начав пересчитывать свое стадо, Аин не досчитался нескольких голов. По-видимому, козы разбрелись по лесу и заплутали. Всю оставшуюся дорогу парень думал о том, как в деревне отнесутся к потере нескольких коз. Уж по голове-то точно не погладят, думал он. Или высекут или побьют палками.
Так и шли они: грустный пастух и бодрый монах.
Как вошли они в деревню, Орито куда-то тут же пропал. Аин хотел попросить его быть своим свидетелем на деревенском суде. Он хотел, чтобы старик подтвердил, что парень не ел коз и не продавал их никому. Но монах пропал и, как только стало известно об утере коз, молодого пастуха тут же схватили и притащили к дому старосты. После недолгих разбирательств виноватым признали Аина и порешили высеч парнишку, дабы никому не повадно было. Наказание было тут же приведено в исполнение.
Весь следующий день и позаследующий, пастух отлеживался на заднем дворе в соломе. Спина болела нещадно, но ещё сильнее пострадала его гордость. Наконец, на третий день, Аин вышел на улицу прогуляться. Он, тут же заприметив бодрую поступь монаха Орито, кинулся ему вслед.
- Уважаемый, подождите. – прокричал он старику.
- А-а, мой спаситель! – обрадовался мудрец. – Куда же это ты запропастился, я тебя уже и не надеялся найти?
Аин печально поведал старику свою историю злоключений.
- Что ж, я думаю ты вынес это испытание достойно. – с легкой улыбкой заключил Орито.
- Ничего подобного! – гневно воскликнул Аин. – Я жажду доказать им всем, что они обидели невиновного. Я отомщу им и каждый недоумок в этой деревне ощутит боль раскаяния!
- О-о, вон оно что. – загадочно протянул старик. – Так значит они все ещё бьют тебя розгами?
Аин непонимающе воззрился на странного монаха. Он все-таки и впрямь тронулся умом, подумал парень.
- Никто меня уже не бьет! – раздраженно выкрикнул пастух.
- Раз так, тогда отчего ты так расстроен?
- Потому что я чувствую, что унижено мое самолюбие. – уже тише ответил Аин.
- Прости их, и тогда ты покажешь себя как князь, а не как раб – это и станет бальзамом для твоего самолюбия. – улыбнулся Орито.
Парень подумал несколько минут над словами старика.
- Я не могу их простить. – сказал он сердито. – Научите меня.
- Хорошо. – засмеялся мудрец. – Прежде всего я должен понять насколько сильна твоя обида. Для этого ты принесешь мне столько навозных лепешек, сколько обиды в твоем сердце.
       Аин с радостью выполнил это несложное задание. Весь оставшийся день он стаскивал к ногам монаха найденный навоз. Когда образовалась приличных размеров гора, пастух решил, что этого достаточно.
- Таких ли размеров твоя обида? – спросил Орито с хитрой улыбкой.
- Ну может капельку меньше, чем хотелось бы. – ответил Аин.
- Что ж, я понял тебя. – сказал монах. – Раздобудь мешок, да побольше.
Сказано, сделано и вот уже в руках парнишки огромный мешок.
- Сгрузи в него весь этот навоз. – последовало указание старика.
И это выполнил Аин с быстротой молнии.
- А теперь закидывай этот мешок себе на плечи и ходи с ним везде.
Аин был поражен услышанным.
- Но здесь же целая гора навоза! – воскликнул он. – Я и пяти метров не пройду с этой тяжестью.
- Ты сам выбрал носить эту обиду в себе. А раз так, то не удивляйся, что ноша твоя тяжела.
       Печально вздохнув, Аин взвалил мешок себе на плечи и поплелся вон. Теперь, как будто, мудрость монаха, наконец-то, проникла в его сознание.
Когда пастух удалился на несколько метров, Орито крикнул ему вслед.
- Иди, но не забывай, как только будешь чувствовать, что сила твоей обиды уменьшилась, ты имеешь право выбросить несколько лепешек из своего мешка.  И так делай до того момента, пока в тебе не останется и следа от мыслей о мести и возмездии.
       Так оно и произошло. И когда мешок оказался пуст, очистилась и душа Аина. Тогда-то он и понял, что прощение необходимо не только обидчику, но и обиженному.