Портрет. Ольга Вяткина

Литклуб Листок
        Европа тонет! Наводнение в Германии, Австрии, Венгрии и дорогой моему сердцу Чехии. Закрыт для движения Карлов мост – одна из визитных карточек золотой Праги. А у меня в светлом уголке памяти бережно хранятся незабываемые впечатления от этого славного и красивого места, но не в связи с его богатой и древней историей, а в связи с одним знаменательным только для одной меня событием…

- Да прямо уж, «знаменательное»! – скажет большинство. – Подумаешь, уличный художник изобразил портрет за сорок минут! Да у многих дома валяются такие в дальних углах шкафов.
        Не буду с этим спорить. Каждый пропускает события жизни через себя, и они либо оставляют в нем видимый след, либо нет…

        Я давно мечтала о рисованном портрете. Пробегая по Арбату, с завистью смотрела на выставленные работы уличных художников. Но все как-то времени не хватало остановиться и… Да еще где-то глубоко таилась предательская мыслишка: «А вдруг художник нарисует меня такой… такой, что я сама себя испугаюсь и появится комплекс неполноценности. А их у меня и так хватает». Правда, в последнее время я начала так быстро меняться, в том числе и в отношении своих комплексов. Как-то само собой вопиющую рациональность во мне вытеснила разумная спонтанность, апломб –спокойная уверенность, гордыню – терпимость, а аскетичность  – умеренный сибаризм. Так я вполне дозрела до рискованного для меня поступка – отдать себя  в руки уличного художника.

        Да и случай подвернулся походящий. Путешествие по Европе, пражская каштаново-сиреневая весна, приподнятое настроение, чудные средневековые улочки, море красных черепичных крыш, мосты – атмосфера тепла и романтики. Гуляя в пятый, наверное, уже раз по Карлову мосту, глазея на толпы туристов, статуи, продавцов сувениров, колоритного краснолицего шарманщика в национальном костюме с обезьянкой, я вдруг непроизвольно начала приглядываться к многочисленным художникам, обосновавшимся на этой туристической тропе в поисках быстрого заработка.
        Выставленные ими портреты были все без исключения очень хороши! Но я почему-то больше смотрела не на портреты, а на самих волшебников кисти. Они, почувствовав мой интерес, наперебой начали зазывать меня к себе. А я как бы примеривалась к каждому из них. Насколько мы совпадаем на какой-то неведомой, но вполне ощутимой волне? Увидит ли художник меня так, как вижу и ощущаю себя  сама? Это, на мой взгляд, и есть  самое главное – совпадение восприятия.

       Вот, например, когда-то у меня была портниха – замечательный мастер своего дела. Все заказчицы были в восторге от её работы. А меня она абсолютно не чувствовала. Каждая сшитая вещь смотрелась на мне как-то нелепо. Я ощущала, что меня затолкали в чью-то чужую шкуру, и там совсем неуютно.

         Прогуливаясь по Карлову мосту, я заглядывала в глаза то одному, то другому художнику и каким-то десятым чувством понимала – не мой. Но вот взгляд остановился на сухощавой фигуре седого, сдержанного в поведении человека с пронзительным взглядом голубых глаз… Сердце в груди как-то странно замерло, потом застучало: «ОН!» Подошла. Обычный разговор:  сколько стоит работа, сколько времени займет?
         Сажусь на предложенный стул. Он располагается напротив, настраивает мольберт, достает карандаши и все время коротко поглядывает на меня. На лице – напряженное внимание, в поведении нет даже и тени развязности уличного торговца. Мастер сосредоточен, он как будто срисовывает мой образ на какое-то полотно внутри себя. Итак, его рука показывает мне, куда я должна смотреть – немного в сторону от него – и действо началось…

        Я нацепила на лицо легкую полуулыбку, но взгляд от волнения был каким-то испуганным и напряженным. Художник быстрыми движениями глаз и карандаша переносил мой облик на бумагу. Он как будто пронзал меня насквозь своими острыми глазами. Честно говоря, сначала мне было даже не по себе, как на осмотре у врача.
И тут, когда на бумаге стали возникать уже узнаваемые контуры лица, началось что-то невероятное! Поток туристов вдруг начал тормозить за его спиной, как река, натолкнувшаяся на препятствие.

        Вот чопорная, пожилая английская супружеская пара, с надменными лицами… неожиданно заметили начатый портрет, остановились как вкопанные, удивленно посмотрели на портрет, на меня и… лица изменились до неузнаваемости, осветившись широкими улыбками. Я просто оторопела от такой метаморфозы! А мужчина показал мне жест, выражающий восхищение, и его спутница кивнула головой в знак согласия.
        Небольшие стайки отвязных, шумных подростков останавливались, замирали перед мольбертом и начинали перешептываться, как будто попали в храм, где происходит какое-то таинство.
        Влюбленные молодые парочки улыбались мне как родной и показывали знаками, что «супер!». Группки путешествующих японцев подолгу задерживались, наблюдая внимательно за процессом и улыбаясь мне самыми светлыми улыбками.

        Мою первоначально нацепленную искусственную улыбку как ветром сдуло. Я с искренней благодарностью улыбалась в ответ всем этим людям, чувствуя просто сумасшедший поток света и добра, направленный в мою сторону. Словно десятки, сотни солнц озарили и согрели меня своими лучами! Я растворялась в этом свете, совсем почти забыв про позирование.

        Работа завершена. Художник жестом пригласил меня посмотреть. Я с огромным трепетом встала со своего стульчика и подошла к мольберту… Восторг и облегчение – вот, наверное, главные эмоции, захлестнувшие меня в тот момент. На меня с портрета смотрела очень красивая девушка, с легкой, почти неуловимой улыбкой, небрежно рассыпанными по плечам волосами и… с грустно-мечтательным взглядом моих глаз.

- Почему глаза такие грустные? – спросила я его.

- Так смотрела… - ответил он.

Я теперь уже не помню, как мы поняли друг друга - он говорил на чешском, а я на русском. Наверное, тот волшебный контакт, который возник между нами во время работы над портретом, еще не пропал…

        Показывая уже дома портрет родным, близким и друзьям, я столкнулась почти с одной и той же реакцией. Все говорили, что портрет хорош, но оригинал напоминает  весьма отдалённо. Кто-то нашел в нем сходство с моей близкой подругой. Смешно! Наверное, за двадцать с лишком лет дружбы мы и вправду с ней стали как сестры. Некоторые отметили, что художник придал мне типичные черты чешки. Кто-то вообще сказал, что не воспринимает ту, которая на портрете, как меня. И только один человек, хорошо чувствующий меня, сказал, что мне невероятно повезло с художником, обычно на улице большие мастера не работают, а этот сумел уловить мою внутреннюю скрытую сущность…

- Только о чем таком сокровенном ты там думала? – спросил он меня.

        Но этого я никому не скажу! Я помню белые облака в голубом пражском небе, к которым улетали мои мысли…  Чем больше смотрю на этот портрет, тем сильнее он затягивает меня вглубь этого грустно-мечтательного взгляда и неуловимой улыбки. И тут  понимаю, что это и есть настоящая «Я», и эта «Я» мне очень нравится!
       И еще я шлю свет своего сердца тому художнику и благодарю Вечное Синее Небо!


*****
Иллюстрация взята из интернета - спасибо автору.