Усыновление детей граждан РФ иностранными граждана

Евгений Финешин
Евгений Финешин. 2011 г.


Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами


Содержание


1. Введение
2. Правовое регулирование усыновления детей – граждан РФ
иностранными гражданами
3. Коллизионные вопросы усыновления детей – граждан РФ
иностранными гражданами
4. Особенности регулирования усыновления детей – граждан РФ
иностранными гражданами. Защита прав ребенка при усыновлении
5. Заключение
6. Список источников
7. Приложение (региональные особенности)


Введение


     Проблема детской безнадзорности имеет глобальный характер. Не случайно в Конвенцию о правах ребенка, в которой участвует Россия, включены положения, посвященные обеспечению ухода за детьми, лишенными своего семейного окружения . Согласно ч. 2 ст. 20 Конвенции государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Такой уход может включать, в частности, усыновление. При этом при рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык . Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития .

     Усыновление можно определить как «юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми» (Юридический энциклопедический словарь / под. общ. ред. В. Е. Крутских. 3-е изд. М.: 2003. С. 415). Сущность усыновления состоит в том, что отношения усыновителя и усыновленного приравниваются к отношениям биологических родителей и ребенка. Главная особенность усыновления заключается в его бессрочном характере (исключение — отмена усыновления). Усыновление не прекращается по достижении ребенком совершеннолетия . Усыновление – также индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины «усыновление» и «удочерение» в один – «усыновление» .

     За последние годы большое распространение получили случаи так называемого международного усыновления российских детей, когда иностранные граждане усыновляют (удочеряют) российских детей, в результате чего между ними возникают правоотношения, аналогичные существовавшим до усыновления между кровными родителями и детьми. По данным статистики, в 1992 г. было усыновлено иностранными гражданами 678 детей - граждан РФ, в 1997 г. - уже 5799, к 2000 г. эта цифра достигла 6292 . Количество детей, усыновленных в Российской Федерации иностранными гражданами в 2009 г. составило 3815, при этом преобладающее большинство детей (1432), в том числе и детей-инвалидов (81), переданы на воспитание гражданам США. Гражданам государств, входящих в СНГ в 2009 году  переданы на воспитание 2 ребенка, среди которых нет ни одного ребенка-инвалида .

     Пожалуй, центральным моментом в защите прав детей, получившим закрепление в законодательстве большинства государств и нашедшим отражение в международных конвенциях, является регулирование усыновления. Помимо национальных коллизионных норм, опосредующих выбор права, когда речь идет о международном усыновлении, последнее определяется международными коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, и международными материальными нормами. В качестве примера унификации материального права по вопросам международного усыновления можно назвать Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г. и Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Тот факт, что Россия не является участницей данных соглашений, не умаляет их значения. Более того, возможность ратификации Гаагской конвенции 1993 г. уже положительно решена депутатами Государственной Думы . Однако Россия так и не ратифицировала эту Конвенцию .

     Активное усыновление российских детей иностранцами началось в начале 90-х гг. XX в. Имевшееся тогда законодательство не отвечало практике международного усыновления, в связи с чем был установлен мораторий на международное усыновление, кроме случаев усыновления детей, которые по состоянию здоровья нуждались в медицинской помощи, недоступной в России. В настоящее время данный мораторий не действует и международное усыновление детей - граждан РФ допускается законодательством РФ с учетом требований, предъявляемых СК РФ (прежде всего ст. 165) к такому усыновлению, в том числе в части разрешения вопроса о подлежащем применению праве .


Правовое регулирование усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами


     Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление является приоритетной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей . Усыновление - один из наиболее распространенных способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения. Нередки случаи, когда отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осложняются иностранным элементом. В настоящее время такие отношения регулируются посредством коллизионных норм и норм международных договоров, регламентирующих порядок оказания правовой помощи .

     Сам термин "иностранный элемент" законодательно закреплен в п. 1 ст. 1186 ГК РФ. Эта статья устанавливает, что применение права к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов (в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. Если, с учетом сказанного, невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано (п. 2 ст. 1186 ГК РФ). Если  же международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается .   В соответствии со ст. 4 СК РФ к названным в ст. 2 СК РФ (а это, в том числе формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей) имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений .  Кроме того, п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает приоритет международно-правовых норм в случае их конфликта с нормами законодательства России (общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора) . Ст. 6. СК РФ в развитие соответствующих конституционных положений устанавливает: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора .

     Можно утверждать, что в подавляющем большинстве случаев в семейном праве связь правоотношения с иностранным государством выражается в иностранной характеристике субъектов правоотношения. Это относится и к отношениям усыновления, хотя само понятие "иностранный элемент" в СК РФ отсутствует. Раздел VII СК РФ, посвященный семейным отношениям с иностранным элементом, назван "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" . Видимо, такая формулировка оправданна, поскольку возможна иностранная характеристика правоотношения за рамками иностранного гражданства (или "без гражданства") его участников.

     Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 СК РФ, Федерального закона О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей») . При решении вопросов международного усыновления также необходимо учитывать положения международных источников права, например уже упоминавшейся Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), а также региональных соглашений, таких, как Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994).

     Субъекты правоотношений усыновления – усыновители и усыновляемые. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей , но с оговоркой, что усыновление допускается в отношении таких детей только в их интересах (п. 2 ст. 124 СК).  Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития . Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. При этом рассмотрение дел об усыновлении производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотрены гражданским процессуальным законодательством (ст. 125 СК РФ) . Этот порядок регламентируется Подразделом IV ГПК (гл. 29, ст. 269 - 275), в котором нашли законодательное закрепление некоторые особенности, касающиеся порядка усыновления российских детей иностранными гражданами. Речь идет, в том числе о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении и представляемых на рассмотрение суда. Кроме того в ст. 273 ГПК подчеркивается, что заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет  .

     В связи с тем, что в последние годы большое распространение получило международное усыновление, возникает ряд проблем связанных с его осуществлением и требующих нормативно-правового регулирования. Во-первых, необходимы гарантии того, что межгосударственное усыновление осуществляется в интересах ребенка. Во-вторых, необходима система сотрудничества между государствами с целью обеспечения того, чтобы эти гарантии соблюдались и тем самым предотвращались бы похищение, продажа или незаконный вывоз детей. В-третьих, необходимо обеспечить признание усыновления, произведенного в одном государстве, в других государствах. В-четвертых, необходимо решить коллизионные вопросы, возникающие при осуществлении усыновления. Решению данных задач во многом способствует заключение международных договоров. Ряд проблем международного усыновления решается посредством договоров о правовой помощи. Такие договоры, как правило, определяют, учреждение какого государства компетентно рассматривать дела об усыновлении и право какого государства подлежит применению. Так, компетентными, по общему правилу, признаются учреждения той договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель. Если же усыновление производится супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, то компетентным признается учреждение той договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют или имели совместное местожительство или местопребывание. Договорами о правовой помощи также установлено, что условием международного усыновления является согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является. Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является, гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих договаривающихся сторон .

     В тоже время необходимо учитывать, что термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом. Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей. В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя . Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на дополнительном соблюдении требований ст. 124–127 (за исключением абз. 8 п. 1 ст. 127), ст. 128 и ст. 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131–133 СК РФ, но с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей . Т. е. фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями .

     Законодательные основы регулирования собственно отношений по усыновлению иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, устанавливает ст. 165 СК РФ, включенная в Раздел VII СК РФ "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства". На порядок правового регулирования усыновления, в соответствии со ст. 165 СК РФ, влияет место совершения усыновления (на территории России или на территории иностранного государства) и место жительства усыновителя или усыновленного .   



Коллизионные вопросы усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами


     В России усыновление, имеющее международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными в ст. 165 СК РФ. Можно сделать вывод, что согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется, в частности: 1) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ на территории России; 2) иностранными гражданами или лицами без гражданства в отношении ребенка-гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации .

     Коллизионные вопросы усыновления, включая и его отмену, решены в ст. 165 СК РФ следующим образом.

     1. Усыновление на территории РФ ребенка — российского гражданина. Согласно п. 1 указанной статьи усыновление, в том числе его отмена, на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.

     2. Усыновление (отмена усыновления) на территории РФ ребенка, являющегося российским гражданином, лицом без гражданства. В этом случае должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления).

     3. Усыновление на территории РФ осуществляется иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ. В данном случае наличие иностранного элемента не учитывается. Согласно абз. 3 п. 1 указанной статьи на территории РФ такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ . Достаточно очевидно, что данная норма прежде всего рассчитана на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей супруга - гражданина РФ. В данном случае уже не будут подлежать применению требования СК РФ, устанавливающие особенности усыновления российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства .

     Статья 165 статья подчиняет решение вопросов, связанных с усыновлением (т.е. и его установление, и отмену), личному закону усыновителя - законодательству той страны, гражданином которой он является, либо страны, где лицо без гражданства имеет постоянное место жительства. И это понятно, поскольку ребенок обычно переезжает туда вместе с усыновителем. Если усыновители-супруги имеют разное гражданство, суд РФ должен учитывать личный закон каждого из них. Однако когда и ребенок, и один из супругов - граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (ст. 124 - 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила .

     Законодатель, допуская применение к вопросам усыновления на территории РФ иностранного права, придал отдельным нормам СК РФ строго императивный характер, тем самым ограничив объем такого применения. Так (как уже указывалось выше), в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165 строго императивный характер носят нормы ст. 124 - 126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131 — 133. В частности, согласно п. 4 ст. 124 усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 ст. 122 СК РФ. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ требования перечисленных выше норм должны соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей . В подпункте «е» п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 разъясняется, что перечисленные положения СК РФ должны соблюдаться в целях защиты интересов детей .

     Таким образом, несмотря на то, что российский ребенок усыновляется иностранцем по законам его гражданства (лицом без гражданства - по законам страны его постоянного проживания), нельзя игнорировать и довольно массивный блок норм российского права. Более того, усыновление невозможно ни при каких обстоятельствах, если в результате этого будут нарушены права ребенка, установленные как законами Российской Федерации, так и ее международными договорами. Это требование п. 2 ст. 165 не зависит от применяемого законодательства. Так, если усыновление нарушает права ребенка - гражданина России, которые он имел по законодательству РФ (например, право жить и воспитываться в семье; выражать свое мнение; наследовать после усыновителя наравне с родными детьми), суд не может принять решение об усыновлении, а принятое решение должно быть отменено . Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 ст. 165 является не основным, а факультативным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Факультативность данного критерия в еще более значительной степени проявляется в требовании п. 2 ст. 165, который не допускает усыновление ребенка независимо от гражданства усыновителя и, соответственно, независимо от законодательства государства, применяемого к этому усыновлению, если в результате такого усыновления будут нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ. Соблюдение требований ст. 165 СК РФ является обязательным условием международного усыновления на территории РФ российского ребенка: если условия усыновления, установленные законодательством государства, гражданами которого являются усыновители или в котором постоянно проживают (если они являются лицами без гражданства), менее строги, к примеру, не устанавливают запрета для усыновления лицами одного пола, то применение законодательства РФ в любом случае обязательно, и гражданам данного государства, обратившимся за усыновлением российского ребенка, на основании ст. 127 СК РФ («Лица, имеющие право быть усыновителями») будет отказано в усыновлении. Единственное предусматриваемое ст. 165 исключение из правила о применении к международному усыновлению требований СК РФ, которое следует из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ, составляет случай, когда иное правило установлено международным договором РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Порядок усыновления определяется и нормами процессуального российского законодательства (гл. 29 ГПК), которые исходят из требований СК РФ. В международном частном праве принято применение норм национального процессуального законодательства в деятельности судов. Не исключены также ситуации, когда на территории РФ российский ребенок усыновляется гражданином иностранного государства, законодательство которого устанавливает более широкий по сравнению с Семейным кодексом РФ перечень обстоятельств, препятствующих возможности усыновления им детей. В таких ситуациях наряду с требованиями Семейного кодекса РФ применяется также законодательство государства, гражданином которого является усыновитель или в котором он постоянно проживает (когда является лицом без гражданства), и если это законодательство не допускает в конкретном случае усыновление ребенка, то такое усыновление не может иметь место и на территории РФ (даже если отсутствуют перечисленные в СК РФ обстоятельства, препятствующие усыновлению). При этом если усыновляется ребенок супругами, имеющими разное гражданство, то подлежит применению законодательство как одного, так и другого государства, гражданами которых они являются .

     В статье 37 Минской  Конвенции о правовой помощи 22.01.1993 коллизионные вопросы усыновления решены следующим образом.

     Усыновление или его отмена определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, что согласуется с положениями российского законодательства. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, согласие усыновляемого в этом случае служит обязательным условием усыновления. Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а другой - гражданином другой Договаривающейся Стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих Договаривающихся Сторон. По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а другой - гражданином другой, компетентно учреждение той Договаривающейся Стороны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание .


    

Особенности регулирования усыновления детей – граждан РФ иностранными гражданами. Защита прав ребенка при усыновлении


     Можно выделить следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации .

     1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.   Первое – невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников . Данные ограничения соответствуют положениям статьи 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным .

     И второе условие, предусмотренное п. 4 ст. 124 СК РФ – истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей  (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех детях, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых возникли установленные СК РФ основания усыновления (удочерения) указанными гражданами и лицами, при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного названного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия – у федерального оператора . В соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием указанная информация вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в трехдневный срок со дня ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также принятия иных мер по его устройству в пределах России (п. 9 ч. I Правил - Учет детей, оставшихся без попечения родителей) . Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка (ч.1 ст. 272 ГПК) . При этом такое заключение должно представляется с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (в соответствии с ч. 1 ст. 272 ГПК РФ и п. 2 ст. 125 СК РФ) . При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных выше процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК) , а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ (подпункт. б п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 N 8). При этом если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей . Здесь интересно отметить, что в соответствии с абз. 3. п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации .

     2. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК) . В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 именно этим судам подсудны соответствующие дела об усыновлении. Указанные выше категории лиц, как разъясняется в подпункте в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 N 8, должны приложить к заявлению об усыновлении не только документы, перечисленные в ч. 1 ст. 271 ГПК РФ (такие документы прилагаются в любом случае), в том числе документ о постановке их на учет в государственном банке данных о детях, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства в соответствии с ч. 2 ст. 271 ГПК РФ. При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией по усыновлению детей (усыновительным агентством), необходимо проверить, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства .

     3. В соответствии со ст. 1261 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников . Однако можно сделать вывод, что фактически такое право предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Деятельность таких органов и организаций осуществляется в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 654 (ред. от 22.04.2009) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации – разрешения на открытие представительства. В Положении указывается, что решение о выдаче разрешения на открытие представительства соответствующей организации или разрешения на осуществление деятельности либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения принимается Министерством образования и науки РФ в течение 3 месяцев с даты представления в Министерство всех необходимых документов, при наличии заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ  . При этом в самой статье ст. 1261 СК РФ специально оговаривается, что соответствующая деятельность таких иностранных органов и организаций не является посреднической, а также что такие органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели  .

     4. Положения ст. 127 СК РФ «Лица, имеющие право быть усыновителями» применяются к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, за исключением абз. 8 п. 1. Иными словами, для усыновления такому кандидату в усыновители нет необходимости доказывать, что размер его дохода позволяет обеспечить усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации. Кроме того, абз. 2. п. 1 ст. 165 СК РФ исключает действие в отношении  иностранцев и лиц без гражданства абзаца 5 ст. 130 СК РФ, положения которой регулируют вопросы усыновления ребенка без согласия родителей. В силу данного исключения дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, не могут быть усыновлены без согласия родителей, которые по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. При этом все остальные положения ст. 130 распространяются на иностранцев и лиц без гражданства .

     Уже упоминавшейся п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 обращает внимание и на некоторые другие особенности рассмотрения российскими судами дел об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также на особенности процедур и документов, подтверждающих право иностранцев и лиц без гражданства быть усыновителями. Например, особенности, касающиеся легализации документов усыновителей - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства должны в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (подпункт «г» п. 14) и некоторые другие.

     6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка .

      С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства . Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства. Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок. Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен. Помочь решить эту проблему смогут двусторонние соглашения, которые Российская Федерация вправе заключать со странами-реципиентами по вопросам иностранного усыновления и защиты прав усыновленных детей .

     Наряду с коллизионными нормами, применяемыми при осуществлении усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей — граждан РФ, законодатель закрепил ряд положений, направленных на защиту прав и законных интересов усыновляемых.

     1. В соответствии с п. 2 ст. 165 СК РФ в случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке . Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства рассматриваются соответственно верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, дела об отмене усыновления ребенка в указанных случаях также должны разрешаться вышеназванными судами (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8) .

     2. За консульскими учреждениями РФ закреплена обязанность по осуществлению учета детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и по защите их прав и законных интересов в соответствии с нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 3 ст. 165). Снятие с учета производится в день достижения такими детьми совершеннолетия . Учитывая, что в соответствии со ст. 3 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. дипломатические представительства могут выполнять консульские функции, при отсутствии консульского учреждения РФ в конкретном иностранном государстве функцию по защите прав и законных интересов детей, в том числе их учет, может осуществлять дипломатическое представительство РФ . Соответствующее положение содержит п. 1 Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Указанные Правила также предусматривают, что при перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания (п. 6). Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации (п. 7). В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования и науки Российской Федерации каждые 6 месяцев направляет им информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации списки детей, поставленных на учет в соответствии с названными Правилами, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8) .

     Возможны случаи, когда ребенок — российский гражданин, находящийся за рубежом, будет усыновлен гражданами государства местопребывания. Семейным законодательством РФ установлены условия признания в России таких актов усыновления. В соответствии с п. 4 ст. 165 усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России . Для получения такого разрешения иностранные граждане представляют все необходимые документы через соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации в установленном порядке (п. 33 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации) .

     Отмена усыновления в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 производится только в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (если он - иностранный гражданин) или в котором усыновитель имеет постоянное место жительства (если он - лицо без гражданства) на момент подачи заявления об отмене усыновления. Поэтому основания для отмены усыновления ребенка, круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления ребенка, должны будут определяться в соответствующих случаях законодательством государства гражданства или места постоянного проживания усыновителя. Вместе с тем следует учитывать, что если в результате произведенного усыновления были нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, то в соответствии с п. 2 ст. 165 такое усыновление независимо от гражданства усыновителя подлежит отмене в судебном порядке. При этом очевидно, что с учетом этого подлежать применению будет законодательство РФ, в том числе ст. 275 ГПК РФ, предписывающая суду осуществлять рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления по правилам искового производства. Таким образом, ст. 165 по существу, предписывает применение к отмене усыновления требований ст. 141 СК РФ. Поэтому, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией либо если иным образом нарушаются права ребенка, предусмотренные законодательством РФ или международными договорами РФ, отмена усыновления в российском суде может быть произведена независимо от перечня оснований для отмены усыновления, содержащегося в законодательстве государства усыновителя.  При этом не вызывает сомнения, что с учетом п. 2 ст. 165 с требованием об отмене усыновления в указанных случаях вправе обратиться в российский суд орган опеки и попечительства, а также прокурор в пределах их компетенции . Кроме того, в подп. "и" п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 г. N 8 разъясняется, что в соответствии с п. 2 ст. 165 СК РФ не может быть удовлетворено заявление об усыновлении независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.


Заключение


     В заключение необходимо заметить, что начиная уже с 1997 г. в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. Так, 19 сентября 1997 г. Государственной Думой было принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость государственного контроля за соблюдением прав детей — граждан РФ, усыновляемых иностранцами. 29 марта 2000 г. Правительством РФ было принято постановление N 275 Об утверждении Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (действует в редакции от 11.04.2006). Однако, к сожалению, возложение обязанности на иностранных граждан ставить на учет в консульских учреждениях усыновленных детей на практике может быть малоэффективным. Однако уже сам факт постановки проблемы по вопросам международного усыновления на государственном уровне является для России важным как в политическом, так и в правовом аспектах . В данной сфере был принят и ряд других важных документов, положения которых нашли отражения в рамках данной работы.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что институт усыновления с участием иностранного элемента – явление довольно сложное. Несмотря на некоторые тенденции к международной унификации норм семейного права, коллизионные вопросы по-прежнему актуальны. Излишне даже сравнивать количество международных материальных и международных коллизионных норм, принятых в области семейных отношений, в том числе отношений по усыновлению. Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области семейных отношений принято очень мало. Однако в любом случае уже сам факт появления в начале XX столетия международных конвенций имел большое значение. Подобная унификация показала реальные возможности государств в достижении компромисса и в этой, казалось бы, недоступной для единообразного регулирования сфере . При этом представляется, что международный договор по усыновлению, видимо, в принципе не может решать все вопросы, связанные с международным усыновлением. Можно предположить, что именно российское законодательство (и практика его применения) сможет решить многие болезненные вопросы, связанные с передачей российских детей за границу. Представляется также, что для разрешения проблем усыновления с участием иностранных граждан необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, к ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления и др. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ, поскольку в соответствии п. «к» ч. I ст. 72 Конституции РФ семейное право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, это конституционное положение повторяется и закрепляется в ч. 1 ст. 3 СК РФ. Сами субъекты должны позаботится о дальнейшем совершенствовании законодательных актов, регулирующих рассматриваемые вопросы, и о принятии таких актов в их отсутствие. Такая деятельность, разумеется, не должна выходить за рамки законодательно очерченной компетенции и соответствовать федеральному законодательству.

     В то же время представляется вполне очевидным, что в сфере международного усыновления, как и в любой иной сфере международного сотрудничества, требуется дальнейшее углубление и развитие договорного регулирования рассматриваемых отношений. Помимо прочего Россия должна ответственно подойти к решению вопросов о присоединении к уже действующим в данной области международным и региональным конвенциям, а также к вопросам о намеченной ратификации некоторых из них. Речь идет в первую очередь о Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. 

     В данной Конвенции установлены требования к международному усыновлению и его процедуре, предусмотрены последствия такого усыновления, круг организационных мероприятий, которые необходимо осуществить государствам-участникам, а также решены вопросы признания усыновления, осуществленного в одном государстве, другими государствами. Конвенция насчитывает более 70 участников. Россия ее не ратифицировала . Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве, после его усыновления либо для осуществления усыновления переезжает или собирается переехать в другое государство. Целью Конвенции является обеспечение гарантий того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в интересах ребенка. Одним из основных положений Конвенции можно назвать норму о незаконности любых средств обогащения при решении вопроса об усыновлении. Это не значит, что Конвенция не разрешает оплату необходимых издержек, связанных с проводимыми мероприятиями по усыновлению. Запрещается коммерческая деятельность, направленная только на извлечение прибыли при осуществлении усыновления . Хотя Российская Федерация не ратифицировала данную Конвенцию, но российское законодательство в области усыновления уже придерживается ряда ее принципов и  положений.

     Большое значение имеют также многосторонние и двусторонние договоры в данной области. Так, в Совместном заявлении президентов Российской Федерации и США Дмитрия Медведева и Барака Абамы относительно международного усыновления в июне 2010 г. в Вашингтоне было заявлено: происходящие по вине усыновителей трагические случаи остро ставят вопрос об обеспечении надежной защиты прав, жизни и благополучия усыновленных детей, в связи с чем необходимо заключить юридически обязывающее двустороннее соглашение о сотрудничестве в области международного усыновления . По данным СМИ такой договор полностью согласован и готовится к подписанию уже в мае 2011 г. Этот вопрос находится на личном контроле министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Случай с Артемом Савельевым, который прилетел с отказной запиской от американской матери, стал знаковым событием, с которого началась работа над договором между Россией и США. С мая 2010 г., когда было заявлено о введении моратория на усыновление американцами, были усыновлены чуть больше тысячи детей, в 2010 году американцы усыновили около 4 тысяч российских детей. В США сейчас около 60 тысяч усыновленных из России детей. 17 детей из России погибли в Америке, известны десятки случаев жестокого обращения . Кроме этого, в СМИ говорится о возможности появления в 2011 году такого договора и с Францией. А вот с теми странами, которые не хотят подписывать подобные договора (например, Ирландия), Россия не будет вести межгосударственного усыновления .

     Как видно, в настоящее время усыновление детей иностранцами вопрос достаточно проблемный. И проблемы, связанные с этим вопросом требуют безотлагательного решения, что, в свою очередь, требует согласования позиций всех заинтересованных сторон. Однако необходимо констатировать, что в большинстве случаев именно сами иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни усыновляемым детям. А этот аспект проблемы, не смотря на принципиальную возможность его урегулирования во многих направлениях правовыми средствами, все-таки выходит за рамки только вопросов права.

    
   
Список источников


Нормативно-правовые акты, судебные акты:

1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). С учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ. М. : Проспект, 2010. 32 с.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: 3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994)URL: 4. Гражданский кодекс Российской Федерации части первая, вторая, третья, четвертая по состоянию на 20 мая 2010 г. М.: 2010. 544 с.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.12. 2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2011). URL: 6. Семейный кодекс Российской федерации по состоянию на 1 сентября 2010 г. М.: 2010. 77 с.
7. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (принят ГД ФС РФ 15.03.2001) URL: 8. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 (ред. от 11.04.2006) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" URL: 9. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 11.04.2006) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
          10.      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». URL:
Учебная и научная литература:

11. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.  Вишнякова А.В. (Постатейный) 2-е изд. - М.: АСТ, Контракт, 2008. — 288 с. URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur192.htm
12. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской П 63 Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 695 с. URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur602.htm
13. Семейное право: учебник / под ред. А.А. Демичева. — М.: 2010. 272 с.
14. Семейное право: Учебник / Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008.– 302 с.
15. Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева,К.А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2004. — 688 с.

Статьи, интернет-ресурсы:

16. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: http://www.consultant.ru
17. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социализации детей. URL: http://www.usynovite.ru
18. Официальный сайт периодического издания "Российская газета". Россия в 2011 году подпишет договоры об усыновлении с США и Францией. 14.01.2011.  © 1998-2011 "Российская газета". URL: http://www.rg.ru/2011/01/14/rf-anons.html
19. Электронное периодическое издание «Агентство правовой и судебной информации (АПСИ)». Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). Договор об усыновлении между Россией и США может быть подписан в мае. 08/04/2011. URL: 20. Совместное заявление президентов Российской Федерации и США Дмитрия Медведева и Барака Абамы относительно международного усыновления, 24 июня 2010 г., г. Вашингтон. URL: http://www.usynovite.ru/structure/zayavlenie/




Приложение (региональные особенности).

     Статистика (данные федерального государственного статистического наблюдения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (форма 103-рик для предоставления данных за 2000-2005 гг. утверждена постановлением Госкомстата России от 07.06.2000 г. № 43; за 2006 г. – постановлением Госкомстата России от 20.07.2006 гг. № 37)). В ниже приведенной таблице указывается количество детей, усыновленных в Российской Федерации российскими и иностранными гражданами, по состоянию на 2009 г . (отдельно стоит отметить некоторые регионы, например: Волгоградская область – 36 российских детей, усыновленных иностранцами; Московская область -113; Москва - 259; Ленинградская область - 71; Санкт-Петербург - 328 (самый высокий показатель).

Субъект Российской
Федерации                усыновлено
                гражданами усыновлено
                Российской иностранными
                Федерации гражданами
               
Республика Адыгея (Адыгея) 19 0
Республика Алтай          3 1
Республика Башкортостан         274 11
Республика Бурятия         82 13
Республика Дагестан         82 0
Республика Ингушетия        154 0
Кабардино-Балкарская Республика 41 0
Республика Калмыкия         29 13
Карачаево-Черкесская Республика 43 0
Республика Карелия         32 41
Республика Коми                62 45
Республика Марий Эл         17 1
Республика Мордовия         41 0
Республика Саха (Якутия) 202 4
Республика Северная Осетия - Алания 18 4
Республика Татарстан         219 19
Республика Тыва                112 0
Удмуртская Республика         77 26
Республика Хакасия         41 0
Чеченская Республика         22 0
Чувашская Республика         50 40
Алтайский край                201 29
Краснодарский край        345 15
Красноярский край        149 137
Приморский край        174 117
Ставропольский край        166 67
Хабаровский край        77 150
Амурская область        6 34
Архангельская область     103 55
Астраханская область        83 39
Белгородская область        86 3
Брянская область       55 20
Владимирская область      115 75
Волгоградская область       164 36
Вологодская область       72 41
Воронежская область       84 35
Ивановская область       73 46
Иркутская область       89 42
Калининградская область 74 36
Калужская область       94 26
Камчатский край       18 3
Кемеровская область      193 192
Кировская область      75 115
Костромская область       64 23
Курганская область       46 1
Курская область       42 7
Ленинградская область    120 71
Липецкая область      30 0
Магаданская область       17 16
Московская область     424 113
Мурманская область      92 36
Нижегородская область      218 108
Новгородская область      36 38
Новосибирская область      223 114
Омская область               92 12
Оренбургская область      138 30
Орловская область       40 0
Пензенская область       77 15
Пермский край             435 236
Псковская область      38 60
Ростовская область      337 31
Рязанская область       54 17
Самарская область      124 35
Саратовская область     131 70
Сахалинская область      28 7
Свердловская область     223 146
Смоленская область      50 42
Тамбовская область      31 48
Тверская область      112 84
Томская область      57 18
Тульская область     110 39
Тюменская область      140 14
Ульяновская область      61 0
Челябинская область     221 120
Забайкальский край      89 49
Ярославская область      71 53
Москва                448 259
Санкт-Петербург      244 328
Еврейская автономная область 10 39
Ненецкий автономный округ 0 5
Ханты-Мансийский автономный округ 116 0
Чукотский автономный округ 1 0
Ямало-Ненецкий автономный округ 32 0
ИТОГО                8938 3815

    
     На основании статистических данных можно видеть некоторое общее уменьшение в последние годы количества детей, усыновленных в Российской Федерации как российскими, так и в первую очередь иностранными гражданами, но в то же время - увеличение соответствующих частных показателей в пользу российских граждан по отношению к иностранцам. Так, в 2007 г. российские граждане усыновили 9530, а иностранцы - 4536 детей, граждан России . А, например, в 2006 г. данные показатели составляли соответственно – 7742 и 6689 . Однако по регионам складывается очень неоднородная картина. Так, если в 2006 г., например, в Санкт-Петербурге российскими гражданами было усыновлено 152, а иностранцами 407 российский детей, то в 2007г. эти показатели составили соответственно - 220 и 322, а в 2008 г . - 224 и 339 соответственно, в 2009 г. - 244 и 328. Соответствующие данные по Москве: 2006 г. – 406 и 310, 2007 - 570 и 172, 2008 - 410 и 226, 2009 - 448 и 259  (по данным управления ЗАГС Москвы, в 2010 году снизилась доля усыновлений московских детей иностранцами: только 182 акта об усыновлении было составлено в отношении иностранных граждан; в основном это семейные пары из США, Италии, Испании и Словении) . Данные по Ленинградской области: 2006 г. – 113 российский детей, усыновленных российскими гражданами и 187 – иностранцами, 2007 – 126 и 131 соответственно, 2008  - 135 и 106, 2009 - 120 и 71. Данные по Московской области: 2006 г. – 415 российский детей, усыновленных российскими гражданами и 282 – иностранцами, 2007 – 593 и 116 соответственно, 2008 - 530 и 163, 2009 – 424 и 113.

     Интересна соответствующая статистика по Волгоградской области. Так, в 2006 г. в этом субъекте РФ гражданами России было усыновлено 149 детей, граждан России, а иностранцами – 99; в 2007 г. данные показатели составили соответственно – 195 и 72; в 2008 - 143 и 34; в 2009 – 164 и 36 . Таким образом, в Волгоградской области также явно прослеживается тенденция снижения количества российских детей, усыновляемых иностранцами.

     В целом видно (по данным за 2009 г.), что больше  российских детей иностранцы усыновляют в центральных, европейских регионах России (как уже указывалось - Московская область -113; Москва - 259; Ленинградская область - 71; Санкт-Петербург – 328, а также - Тверская область - 84; Кировская область - 115; Пермский край - 236). А также в сибирских и дальневосточных регионах (Новосибирская область - 114; Челябинская область - 120; Красноярский край - 137; Свердловская область – 146; Кемеровская область - 192; Хабаровский край – 150).  В  других субъектах РФ на периферии соответствующие показатели значительно ниже (см. таблицу выше). В республиках Северного Кавказа соответствующие показатели фактически равны нулю (по данным 2009 г.; см. выше) . Т. е. из 3815 российских детей, усыновленных иностранцами, 2065 приходится на 13 субъектов РФ, которых в России больше 80.

     Проблемы, связанные с усыновлением российских детей иностранцами (региональные особенности) . Как уже отмечалось в реферате «Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами» в соответствии п. «к» ч. I ст. 72 Конституции РФ семейное право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; это конституционное положение повторяется и закрепляется в ч. 1 ст. 3 СК РФ (см: с. 33 реферата). Представляется, что это предполагает проведение соответствующей политики и решение ряда соответствующих вопросов на уровне субъектов РФ. Особенно это касается вопросов, которые так или иначе не урегулированы на федеральном уровне.

     В некоторых регионах к усыновлению иностранцами отношение очень осторожное, и поэтому доля их в общей статистике невелика. Такой подход характерен, например, для Ростовской области. В 2007 г. в этом субъекте РФ было усыновлено 412 детей, 362 из которых попали в семьи граждан РФ и лишь 50 детей усыновили иностранцы. Это третий результат в стране за 2007 г., больше только по Москве и Московской области .

     Однако законодательное регулирование вопросов, связанных с усыновлением (в том числе с иностранным элементом), на уровне регионов фактически не осуществляется. С одной стороны, такое положение представляется вполне допустимым, поскольку объем законодательного и подзаконного регулирования данных вопросов на федеральном уровне достаточно объемен и детализирован (см. реферат «Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами»). Но, в то же время, федеральное законодательство не в состоянии учесть всех особенностей, имеющихся в субъектах федерации. Некоторые из соответствующих вопросов регулируются лишь на уровне подзаконных актов.

     Так, например, в Приказе Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга от 25.02.2000 N 16-п регулируются вопросы, касающиеся, в том числе: обязанностей директора государственного учреждения "Центр помощи семье и детям" - консультировать иностранных граждан и лиц без гражданства по правовым и организационным вопросам устройства ребенка на усыновление; осуществлять проверку документов, необходимых для постановки на учет в региональный банк данных кандидатов в усыновители (иностранных и лиц без гражданства); осуществлять проверку пакета документов, необходимых для вынесения решения об усыновлении ребенка родственниками, в том числе отчимом и мачехой, являющимися иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом Приказе также регулируются вопросы организации и деятельности Комиссии по подбору ребенку, оставшемуся без попечения родителей, усыновителей из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Так, в Положении об указанной Комиссии (Приложение № 5 к приказу Комитета по делам семьи, детства и молодежи от 25.02.2000 N 16-п) закрепляется, что данная Комиссия образуется в целях реализации государственно-правовой системы защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Основными задачами данной Комиссии являются: принятие оптимального решения по подбору ребенку семьи из числа кандидатов в усыновители, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства; анализ причин, по которым ребенок не был устроен на воспитание в семью граждан Российской Федерации .

     Здесь интересно отметить, что на сайте Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге указывается, что в компетенции Отдела юридической деятельности и помощи соотечественникам находятся также процедуры международного усыновления, проводимые гражданами Италии, которые намерены усыновить несовершеннолетнего ребенка – гражданина Российской Федерации, проживающего на территории консульского округа. Данный Отдел – звено в цепи процедуры усыновления, в которую, в числе прочих государственных органов, входят Комиссия по международным усыновлениям (Commissione per le Adozioni Internazionali – C.A.I., г. Рим), а также официально уполномоченные ею итальянские агентства по усыновлениям. Данный отдел выполняет две основные функции: а) надзор за деятельностью итальянских агентств по усыновлениям, действующих на территории консульского округа при посредничестве местных представителей; б) подтверждение правильного оформления документов, представленных представителями агентств .

     В качестве примера также можно привести Методические рекомендации по регистрации актов гражданского состояния в Республике Карелия, в которых определены некоторые вопросы, касающиеся усыновления детей иностранными гражданами. Эти рекомендации опубликованы на Официальном портале органов государственной власти Республики Карелия. Так, в рекомендациях указывается, что усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами производится на территории Республики Карелия Верховным Судом Республики Карелия. Документы усыновителей, представляемые в суд и отдел ЗАГС, если они выданы за границей, требуют консульской легализации, если только иное не установлено международным договором, участницей которого является Россия. Документы подлежат переводу на русский язык. Перевод нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо органом нотариата на территории Российской Федерации. Если регистрацию установления усыновления осуществляет не сам усыновитель, то доверенное лицо усыновителя должно иметь соответствующим образом оформленную доверенность (нотариально заверенную) . В 2009 г. в Республике Карелия количество российских детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 41. При этом 32 ребенка были усыновлены в этом субъекте РФ российскими гражданами .

     Одна из центральных проблем в сфере международного усыновления в Российской Федерации – коррупция.

     Правонарушения в сфере международного усыновления в Российской Федерации носят характер внутренней коррупции. Депутаты Государственной Думы заявляют, что процесс усыновления российских детей, который контролирует министерство образования России, «пропитан коррупцией и некомпетентностью», что ведёт фактически к «продаже» российских детей. Широко известным стало имя итальянки российского происхождения Надежды Фратти. Большинство случаев жестокого обращения с усыновлёнными детьми были выявлены после именно такого т. н. «независимого усыновления». Министерство образования и науки РФ предложило ужесточить порядок усыновления отечественных детей иностранцами и подготовило соответствующий законопроект, предполагающий отменить независимое усыновление. Согласно законопроекту, желающие принять российских сирот в свои семьи иностранцы будут обязаны предоставлять сведения о себе региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях;сиротах только через представительства аккредитованных иностранных организаций по усыновлению (со ссылкой на "РИА Новости". 25/03/2008. URL: http://www.rian.ru/spravka/20080325/102151999.html). Но ничего не менялось, пока в апреле 2010 года тему нецелесообразности и опасности для жизни детей деятельности не аккредитованных в РФ иностранных агентств не поднял детский омбудсмен Павел Астахов (со ссылкой на Kommersant.ru.  05.04.2010/ URL:"http://www.kommersant.ru/Doc-y/1349449) .

     Семейный кодекс РФ допускает усыновление детей иностранными гражданами только в том случае, если не представляется возможным передать их на воспитание родственникам или гражданам России. Так гласит закон. Но некоторым регионам он не указ — там распределяют детей, отталкиваясь от обратного. На сайте Газеты «Труд» (http://www.trud.ru/) приводятся следующие данные: самыми активными перевалочными пунктами детей за границу, по данным проекта «К новой семье» благотворительного фонда «Семья», для русских детей-сирот стали Ненецкий автономный округ (100% усыновлений за 2009 год и порядка 98% по итогам 2010-го), Амурская область (80%), Еврейская автономная область (80%), Хабаровский край (66%), Псковская область, Кировская область и Тамбовская область (все — порядка 60%). В Ленинградской области соотношение усыновленных иностранцами и россиянами — 3:2. Иностранцы за 2010 год усыновили 3,5 тысячи детей. Например, из Еврейской автономной области в прошлом году иностранцы увезли 38 детей, и только для 10 ребят нашли новых родителей у себя на родине. Москва на этом фоне выглядит несколько лучше: за тот же год 243 ребенка нашли российских мам и пап, за границу уехали 184 малыша. Руководитель программы «К новой семье» Алексей Рудов объясняет перекос между законом и статистикой коррупцией. По словам эксперта, для такой практики существуют тысячи уловок.
«Региональные банки данных о детях утаивают информацию о вновь выявленных сиротах, детей держат в больницах, чтобы не ставить на учет в детских домах, — так их проще отдать иностранцам», — поясняет Алексей Рудов. Уже возбужден ряд уголовных дел, к примеру, в Волгоградской области, где органы опеки незаконно отдали Дениса Хохрякова. Мальчик был увезен в Доминиканскую Республику и брошен там у наркоторговцев. Злоупотребления и коррупционные схемы при усыновлении иностранцами создают массу препятствий для российских усыновителей. Зашкаливающая популярность иностранных родителей в ряде регионов объясняется еще и тем, что на фоне коррупции, бюрократии почти не работают в России механизмы популяризации усыновления, его поощрения и передачи детей в семьи на родине .

     С 1993 по 2000 годы через итальянскую церковную организацию Arkobaleno Н. Фратти вывезла из детских домов Волгоградской области и Пермского края в Италию почти тысячу детей, которых вывозили незаконно, и судьбу многих из них проследить так и не удалось. За семь лет из Волгограда вывезли 558 детей. Следствием по делу Фратти было установлено, что ряд руководителей детдомов области получали взятки от Надежды Фратти от 60 до 140 тысяч долларов. Якобы, она их жертвовала добровольно - на благотворительность. Однако проверка финансовых документов показала, что учет прихода и расхода этих денег бухгалтерией детдомов не проводился. Но на скамейке подсудимых вместе с ней оказались всего трое: главврач Михайловского дома ребенка Антонина Текучева, бывший директор Кировского детдома Татьяна Чаплина и бывший специалист облкомитета по образованию Валентина Герусова. Но действовала Фратти и в Перми. Она вывезла оттуда в Италию более 300 детдомовцев. Однако уголовное дело в Пермском крае так и не возбудили - не хватило доказательств. В 2002 году «за отсутствием состава преступления» четверку во главе с Фратти оправдали. Прокуратура, требовавшая семь лет тюрьмы для Фратти и реальный срок ее помощникам, обжаловала это решение. В 2003 и 2006 годах обвиняемые были осуждены к условным срокам лишения свободы, и опять приговоры отменялись - дело отправлялось на пересмотр. 24 июня 2010 года Н. Фратти и компанию снова признали виновными. Ей самой дали четыре года условно, Герусовой, Текучевой и Чаплиной - 6, 3 и 5 лет тоже условно. А адвокаты подсудимых вновь написали кассационную жалобу, настаивая на полном оправдании фигурантов. 19 октября 2010 судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ поставила жирную точку в этом громком деле - кассационным определением приговор Волгоградского областного суда от 24 июня 2010 года был оставлен без изменения. Приговором Волгоградского областного суда Фратти Н.Ф. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 291 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ), ч.2 ст. 327 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ). Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание постановлено считать условным с испытательным сроком на 4 года. Герусова Н.А.признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 и п. «б» ч.4 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ). Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком на 4 года. Текучева Н.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ). Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. В соответствии со ст. 73 УК РФ, наказание постановлено считать условным с испытательным сроком на 1 год. Чаплина Т.М. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ). Ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком на 4 года. В соответствии с п.1 ст. 78 УК РФ Фратти Н.Ф., Текучева Н.А., Герусова Н.А. и Чаплина Т.М. освобождены от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности по данным преступлениям .

     Возникает вопрос: не слишком ли мягкий этот приговор. Получается, что такая «деятельность» может оставаться фактически безнаказанной и «благополучно» продолжаться и далее другими «приверженцами лучшей доли» для российских детей. На основании всего изложенного выше необходимо сделать вывод, что данная проблема требует комплексного и безотлагательного решения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Здесь требуются масштабные и комплексные мероприятия организационного и, прежде всего, правового характера. Решение данной проблемы требует самого ответственного подхода со стороны как федеральных, так и региональных законодателей, органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, и, разумеется, органов системы судебной власти.
    
    
Дополнительные источники (к приложению).

1. Электронное периодическое издание «Информационное агентство РИА «Новости» — Дети в беде»
зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия 13 октября 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-
25861. 13.01.2011. «Число усыновленных в Москве в 2010 году детей уменьшилось на 6%». URL:
http://www.deti.rian.ru/newstd/20110113/200078812.html

2.Официальный сайт периодического издания "Российская газета" © 1998-2011. Российская газета" - Юг
России №4671. Вадим Давыденко «Чувство семьи». 29.05.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/05/29/regjugrossii/
prava.html

3. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ.
Департамент воспитания и социализации детей. Статистика. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2007/8/

4. Приказ Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга от 25.02.2000 N
16-п «Об организации работы по вопросам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на
усыновление» (вместе с Положением о комиссии по подбору ребенку, оставшемуся без попечения
родителей, усыновителей из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства). URL:

5.Сайт Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге. URL:

6. Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. URL:
http://gov.karelia.ru/Power/Registry/recomend_adopt.html#02

7. Memoid.ru. Усыновление детей иностранцами в современной России - Memoid.ru. URL:

8.Сайт Газеты «Труд». № 064, 13 Апреля 2011г. Жанна Ульянова № 064, 13 Апреля 2011г. «Сироты стали
конвертируемой валютой». URL: http://www.trud.ru/article/13-04-
2011/261582_siroty_stali_konvertiruemoj_valjutoj.html

9. KP.RU – Волгоград (сайт газеты «Комсомольская правда» в Волгограде). Мария ЛИВИНА — 21.10.2010.
«Надежду Фратти четвертый раз признали виновной в подготовке незаконного усыновления детей». URL:
http://www.volgograd.kp.ru/daily/24579.4/749666/