Новые приключения сестры Сикстинской мадонны

Койфман Валерий
Если вы поклонник творчества старых мастеров и, вообще, интересуетесь искусством, то стоит посетить архитектурную жемчужину Вюртемберга, старинный город Швебиш Халль, что в 60 километрах от Штутгарта.
Повод для этого более чем весомый, ибо здесь в бывшей старинной кирхе, превращенной после реконструкции и реставрации в художественный музей средневекового искусства Johanniterhalle (филиал знаменитого музея Kunsthalle W;rth), выставлена для всеобщего обозрения работа великого Ганса Гольбейна Младшего «Мадонна бургомистра Якоба Мейера» («Дармштадская Мадонна»).
Это стало возможным, благодаря миллиардеру, меценату и коллекционеру Райнхольду Вюрту (Reinhold W;rth), 1935 года рождения, уроженцу небольшого городка недалеко от Швебиш Халль, создателю гигантского промышленного концерна Adolf Wurth GmbH&Co. KG. Он приобрел картину Гольбейна за рекордную для работ немецких художников цену – не менее €50 млн (точная сумма не разглашается).
Эта сделка является крупнейшей на немецком арт-рынке, а сама картина - важнейшей из всех, проданных в Германии после Второй мировой войны. Вюрт пообещал, что картина непременно будет выставляться на публике, и в 2012 году сдержал свое слово.
«Прописка» шедевра мировой живописи в небольшом швабском городе (менее 40 тысяч жителей) сразу повысила его культурную и туристическую привлекательность. К тому же, многие ценители искусства, наверняка, слышали об одной удивительной особенности картины. Считается, что от лица Марии исходит невидимое, но ощущаемое душой, благотворное сияние, поэтому ее и называют «сестрой «Сикстинской Мадонны».
Достоверной информации о Гансе Гольбейне Младшем сохранилось немного. К сожалению, Гольбейн не вел дневников, не делал записей о своей частной жизни, не публиковал трактатов по теории искусства, поэтому достоверных сведений  о нем немного, и потомкам художник остался известен исключительно благодаря своему изумительному творчеству.
Он был художником совершенно другого типа и темперамента, чем другой великий немецкий мастер Альбрехт Дюрер. Будучи человеком следующего поколения, Гольбейн глубоко воспринял идеалы Высокого Возрождения и в гораздо меньшей степени был связан со средневековыми традициями. Гармония, чувство красоты, спокойствие и уравновешенность (все, что так упорно и мучительно искал великий Дюрер) легко и естественно становятся основой творчества Гольбейна, которого  сравнивают с Леонардо и Рафаэлем.
Родился Ганс Гольбейн Младший в 1497 (или 1498) году в богатом швабском Аугсбурге, в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего. Основы живописи Ганс постигал в мастерской отца, будучи его учеником и помощником. В 1515 году Ганс и его старший брат Амброзиус (умер в 25 лет) отправились в Базель, первый в Швейцарии университетский город, где стали подмастерьями у художника Г. Хербстера. Здесь Ганс создает множество графических работ, включая знаменитые рисунки пером к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Уже в ранних живописных работах, например, в великолепном «Портрете Бонифация Амербаха», просматривалась «гольбейновская» ювелирная тщательность в воспроизведении деталей и особое отношение к портретируемым. Люди на его портретах представлены в полном единении с собой и с окружающим их миром, их движения плавны и неторопливы, лица – спокойны и полны достоинства. Прошло всего четыре года, а Ганс уже гражданин Базеля, он женится на богатой вдове Элизабет Бинценшток. Вскоре Гольбейн получает титул мастера и вступает в гильдию художников. Он становится исполнителем важных заказов властей и влиятельных горожан.
Начавшаяся в Швейцарии Реформация вынуждает художника в 1526 году покинуть страну. Он едет в Лондон, где, благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского, был принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Гольбейн приобретает широкую известность как великолепный портретист.
Через два года он возвращается в Базель и успевает получить несколько престижных заказов. Правда, продолжающиеся религиозные распри вынудили Гольбейна в 1532 году оставить дом, семью и вновь отправиться в Лондон.
К этому  времени ситуация здесь изменилась. Ряд влиятельных лиц, покровительствовавших художнику, оказались в немилости, а некоторые были казнены. Гольбейну быстро удалось отыскать новых покровителей и даже стать королевским придворным живописцем.
Художник  выполняет множество великолепных портретов знатных и высокопоставленных особ («Томас Кромвель», «Французские посланники», «Шарль Моретт», «Роберт Чесмен», «Ричард Саутвелл», «Джейн Сеймур», «Анна Клевская», «Генрих VIII» и другие).
В Англии Гольбейна ценили также за мастерство миниатюриста, и как создателя рисунков для предметов роскоши и прикладного искусства.
В октябре 1543 года художник, словно предчувствуя свою смерть, составляет развернутое завещание, вскоре он действительно умирает от чумы, которая свирепствовала в Лондоне. Место захоронения великого мастера Ганса Гольбейна Младшего, автора многих бессмертных полотен, по сей день остается неизвестным. 
Картину «Мадонна бургомистра Якоба Мейера» Гольбейн написал в 1526 году для алтаря капеллы загородного замка Мейеров, она считается главной его работой базельского периода. Подобный алтарный образ, когда Мария как бы накрывает и защищает молящихся своим плащом, был известен в Германии с XIII века как «Мадонна с мантией» („Schutzmantelmadonna“).
В православной церкви тоже есть подобный иконографический тип - «Покров Пресвятой Богородицы».
Написанная в гармоничных пастельных красках работа Гольбейна объединяет в себе традиции религиозной живописи Высокого Возрождения (центральный образ Мадонны в плавно ниспадающих одеждах) с элементами старой нидерландской школы (фигуры донаторов у ног Мадонны: Якоб Мейер, умерший сын с младенцем Иоанном Крестителем, обе жены и дочь Анна).
Последующая история «Мадонны Мейера» была богата событиями. Первые 100 лет картина оставалась в семье заказчика. Затем ее приобрел за довольно высокую цену амстердамский антиквар Мишель Ле Блон. Он же заказал художнику Бартоломеусу Сарбургу ее копию, которую затем продал, скорее всего, выдав за работу Гольбейна.
В конце концов, в 1743 году эта копия была приобретена в Венеции саксонским королем Августом III и долгое время рассматривалась как оригинал (хранится в Дрезденской галерее). Настоящая же «Мадонна Мейера» находилась во владении герцогов Лотарингских, а в 1822 году в Берлине ее приобрел для своей супруги принц Вильгельм Прусский.
Вскоре полотно было подарено их дочери Элизабет к свадьбе с принцем Карлом фон Гессен-Рейн, и в 1852 году «Мадонна Мейера» надолго переехала  в Дармштадт (отсюда второе название – «Дармштадская Мадонна»).
В годы Второй мировой войны «Дармштадская Мадонна» находилась в тайном хранилище в Баварии. Картина вернулась в Дармштадт лишь в 1965 году, поскольку сразу после войны в разрушенном городе ей просто не нашлось места.
До последнего времени владельцами шедевра были наследники великого герцога Гессен-Дармштадтского Эрнста Людвига, основавшие фонд поддержки нескольких гессенских дворцов, располагающих ценными произведениями искусства. В связи с тем, что до 2014 года фонд должен заплатить €13 млн налога на недвижимость, было решено выставить «Дармштадскую Мадонну» на продажу.
Главным покупателем рассматривался Штеделевский музей во Франкфурте на Майне, где «Мадонна» как арендованное произведение выставлялась с 2003 года. Музей готов был заплатить до €40 млн и был уверен, что шедевр останется в городе на Майне. К тому же, по условиям продажи картина не должна была покидать Германию, поэтому все серьезные зарубежные претенденты сразу отпали.
Сообщение о том, что обладателем драгоценного шедевра Гольбейна «Мадонна бургомистра Якоба Мейера» будет частное лицо, «король болтов и гаек» (Schraubenk;nig) Райнхольд Вюрт, а это ознаачало,  что жемчужина Штеделевского музея покинет Франкфурт, стало громкой сенсацией в мире искусств.
А для самого Вюрта это приобретение стало прекрасным дополнением  к 12 тысячам экспонатов его богатейшей художественной коллекции, разместившейся в его же трех частных музеях.
Пройдет время, страсти утихнут, «Мадонна бургомистра Якоба Мейера», или «Дармштадская Мадонна» приживется на новом месте в тихом Швебиш Халле, и когда-нибудь, благодаря безграничной любви к искусству и щедрости немецкого предпринимателя, бессмертное полотно Гольбейна Младшего станет известным в мире теперь уже как «Швабская Мадонна».