Социально-экономические последствия безработицы и

Евгений Финешин
Евгений Финешин. 2011 г.

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления


     Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда и характерная черта рыночной экономики. Полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей развития рыночного хозяйства. Но безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности. Безработица соответствующая этому идеальному уровню называется естественной. Сегодня ее уровень составляет 5-6%. Некоторые авторы определяют безработицу как циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

     В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению. Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного
научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижения средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж. В результате проведения реформ, приватизации, изменения форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, сопровождающихся при этом падением производства и сокращением рабочих мест, усилились процессы выталкивания высококвалифицированных работников из реального сектора экономики. Большинство из них не может найти должного применения своим способностям в рыночном секторе, не может устроиться по специальности, отчего теряет и сам работник, и общество в целом. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном. Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%. Безработица ведет к усилению социально негативных процессов, росту напряженности, "социальной патологии" в обществе. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем. При безработице недоиспользуется экономический потенциал общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства. В стране возникают потери от недоиспользованных производственных возможностей. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Даже при последующем включении в производственный процесс работник выходит на нормальный устойчивый уровень производительности труда примерно за полугодовой срок. И весь этот период адаптации работник недодает в результатах своего труда по сравнению с постоянными рабочими кадрами той или иной квалификации в
равных условиях труда. Рост безработицы подрывает психическое здоровье нации; служит фактором роста преступности, снижения покупательного спроса, сокращения сбережений, снижение инвестиционного спроса, сокращение предложения, спад производства. Но безработица как благо представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

Cовокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину. Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест. В России направления государственной политики в области содействия занятости населения закреплены на законодательном уровне. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в частности, на: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции и др. (ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). 
         
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла — в высокой работной плате, предлагают: содействовать снижению заработной платы; разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы; государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки зарплаты и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают: тактические меры - организация государством общественных работ и стратегические мероприятия - государственные заказы частному сектору; снижение учетной ставки процента. Существуют и другие концепции. В целом, регулирующая роль государства в области занятости выражается в следующих формах: воздействие через органы занятости на уровень и продолжительность безработицы; сокращение время поиска работы путем организации и совершенствования системы информирования безработных о свободных рабочих местах; развитие системы непрерывных переподготовки и повышения квалификации; содействие в деятельности бирж труда; проведение мониторинга состояния рынка рабочей силы; развитие системы адресной помощи малоимущим; поддержки традиционных отраслей экономики и крупных предприятий с целью сохранения рабочих мест; стимулирование создания новых производств и дополнительных рабочих мест; льготное налогообложение малого и инновационного бизнеса с целью вовлечения в него определенной части экономически активного населения, высвобождаемого из бюджетной сферы; социальная защита и поддержка пострадавших от безработицы лиц. Государству следует более активно и широко использовать комплекс косвенных мер для стимулирования занятости посредством увеличения совокупного спроса методами фискальной и кредитно-денежной политики. Большее внимание нужно уделять такой эффективной мере, которая всегда давала высокую отдачу, как активное содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на отдельные сегменты рынка труда и основанной на прогнозе объема и структуры будущего спроса на определенные группы профессий. Для части незанятого населения, которое состоит в основном из низкоквалифицированных работников, целесообразно организовать общественные работы. Предполагаемые большие масштабы таких работ способны на некоторое время снять напряженность на российском рынке труда. Важное внимание также должно быть уделено разработке и реализации целевых комплексных программ как федерального, так и регионального уровня, содействующих улучшению ситуации на рынке труда. Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.

Проблемы социальной защиты населения в условиях безработицы. Прежде всего необходимо создать условия при которых безработные слои населения могли бы как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Безработным оказывают помощь по нескольким каналам. Прежде всего через систему пособий по безработице, финансируемые из трех источников: 1) обязательные взносы предприятий; 2) взносы работников; 3) дотации из бюджета. Действуют и иные формы вспомоществовании для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, — разовые денежные или натуральные льготы, например льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д. Общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Но платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен  и налогов. Если общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. Уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм (бродяжничество). Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи: 1) за счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка; процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.


Список источников


1. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие.  М.: МГИУ, 2005. – 368 с. 
2. Экономическая теория: Учебник/под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: Инфра, 2003. 714 с.
3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. 4-е изд. М.: Инфра, 2008. 640 с.
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.07.2010) «О занятости населения в Российской Федерации».