Подвесной мост

Карин Андреас
Вам когда-нибудь приходилось шагать по подвесному мосту? Если Вы любитель экстрима, то это для Вас приятная забава.
Пыталась найти в интернете что-то похожее на тот мост, по которому мне пришлось пройти когда-то, нашла фотографию моста, но этот мост какой-то… новый что ли? И поручни у него основательные, надежные, металлические, закреплены к доскам железными цепями. Мне пришлось шагать по ветхому мосту, доски под ногами скрипели… да и скреплены они были веревками, собственно доски и веревки уже обветшали от времени - дождь, снег и ветер изрядно тот мост потрепали…

Однажды у меня появилась возможность отсканировать фотографии - перевести изображение в компьютер. Правда многие из них не очень хорошего качества: им уже несколько десятков лет, тогда сложно было сделать хорошую фотографию. Практически каждая фотография нуждается в компьютерной обработке. Улучшать фотографию очень интересное занятие. В течении этого процесса лица рассматриваешь ближе и вспоминается многое – будто переносишься в то время: в момент перед тем, как щёлкнул фотоаппарат. Фотография – снимок мгновения, а когда смотришь на фото, совершаешь скачок в прошлое.

На одной фотографии мне десять лет, я сижу на траве, в окружении родственников моего деда – групповая фотография на пикнике. Какое-то торжество собрало их всех на родине в селе. Совершенно неожиданно в памяти всплыл эпизод того дня. Сорок лет этот эпизод оставался заблокированным памятью и только сейчас, рассматривая снимок, вспомнились подробности того утра...

Май, 1968 год

Ура! Папа купил «Победу» и нас: меня, дедушку и бабушку отвезёт в село - на дедушкину родину. Я там бывала раньше и даже видела своего прадедушку, но тогда я ехала в переполненном и душном автобусе. Нас отвезёт папа на нашей машине – как это здорово! Мы едем на какое-то торжество. Какое? Не важно. Мне там всё нравится, я чувствую себя принцессой. Может потому что я горожанка, а может уважают моего дедушку или гостям всё лучшее? Там удивительный воздух: чистый и прохладный, очень вкусная и холодная вода, и ароматные фрукты.

Сначала мы приезжаем в село к двоюродному брату дедушки, узнаём что на торжество соберутся завтра. Продукты у них свои – всё вкусное. А ещё у них есть пчёлы – я их боюсь, но мёд люблю.

Всего в трёх километрах расположен городок – там тоже много родственников. Папа нас везёт туда, хотя мы и пешком можем пойти, как раньше, но мы же на машине. Навещаем разных родственников – их много и нужно всех обойти, чтобы не обиделись. Вечером папа нас привозит к бабушкиной сестре, а сам возвращается домой – ему завтра на работу.

В деревне все продукты вкуснее, даже обычная отварная картошка. Вечером с бабушкой идём в кино – её сестра работает в кинотеатре: проверяет билеты, она нас пропускает в полупустой зал.

Утром мы встаём рано, завтракаем: яичница и чай с мёдом. По какой-то причине бабушка осталась у сестры, я и дед направляемся в село пешком. Бурная горная река делит городок на две половины, а соединяет их большой каменный мост.

- Сегодня мы пойдём другой дорогой, - говорит дед, - так короче, иначе придётся шагать через весь город.

Неожиданно мы оказались перед подвесным мостом. Погода безветренная, на мосту никого нет, так что я и не догадываюсь, что мост лишь поэтому неподвижен…

- Держись за поручни обеими руками: положи правую руку на правый, левую руку на левый поручень и вперед смелее, - командует дед, - иди вперед, я за тобой.

Мост – это деревянные дощечки, связанные между собой верёвками, поручни также сплетены из верёвок.

Я схватилась за поручни и делаю первый шаг, второй по инерции и останавливаюсь. Мост под ногами приходит в движение: вперед, назад волнами, вправо, влево.

- Ну же, чего ждёшь, не бойся, я иду за тобой.

Я делаю шаг и мост опять колышется. Под ногами старые доски, верёвки изрядно потёртые, мост скрипит будто жалуется.

- Иди смелее, чего там, всё нормально, - подгоняет дед.

Каких трудов мне стоит каждый шаг! Ноги будто деревянные – переставляю их с трудом. Дед почти все время говорит, видимо пытается меня таким образом отвлечь. Я иду молча, смотрю под ноги и вниз, пытаюсь понять что там, зачем здесь нужен мост?

- Не смотри вниз, голова закружится, скоро покажется река, просто летом в реке мало воды.

Впереди на мосту появляется собака, увидев нас она спрыгивает с моста. Собственно, если я сяду на мосту, то сама спокойно спрыгну, ведь поручни с досками скреплены на таком расстоянии, что при сильном ветре можно нечаянно выпасть. К моей радости ветра нет. Послышался шум воды, бьющейся о камни. Смотрю вниз – появилась река.

- Вот, мы дошли почти до середины, - говорит дед, - ты же видишь какие там большие и скользкие камни, мы бы по ним не смогли перейти, хотя кажется, что воды не много.

Через некоторое время деду показалось, что я замедлила шаги.

- Иди быстрее, там впереди нас ждёт человек, ему тоже нужно пройти по мосту, но в город.

Смотрю вперёд и вижу мужчину с сумкой в руке. Ширина моста невелика - я держусь за оба поручня, ростом похвастать не могу. Думаю, два человека могут разминуться на мосту, если они худые и обнимутся при этом. Какой длины мост? Река горная, зимой бывает много снега, мост висит на ровной местности, мне он кажется бесконечным.

Наконец спустилась с моста и долго стою на месте, на твердой земле ноги отказываются двигаться, колени дрожат. Я за всё это время не издала ни звука, чем наверно испугала деда.

- Не стой, лучше иди, станет легче и дрожь в ногах пройдёт, - говорит дед. – Обещаю, обратно мы пойдём другой дорогой, не зря этот мост называют: «мост Сатаны». Мост старый, я ребёнком по нему ходил. Количество воды в реке зависит от того была ли зима снежной и весна дождливой, поэтому мост длинный.

Дед всю дорогу меня хвалит. Может боится, что я расскажу папе? Нет, не расскажу – папа рассердится на деда: он не любит такие тесты на храбрость.

-----
   
Недавно я интересовалась: существует ли тот мост? Оказалось, те кто моложе меня лет на десять ничего о нём не знают.
- Видимо его разобрали, ведь он был ветхий, - предположила моя мама.