Как я стал бизнесменом

Виктор Каменев
   Хорошо быть бизнесменом, хотя бы маленьким. Престижно и комфортно во многих смыслах. Эта розовая мечта давно билась в моем воспаленном сознании. Доцента, кандидата наук, преподавателя математики университета. «Судя по этим достижениям, я - умный. Но почему же тогда не богатый? Может ли вообще стать преуспевающим человеком в этой жизни математик, если он не Перельман?»

Постоянная нехватка денежных знаков в кармане возбуждала мои фантазии. В конце концов, кто не мечтает, тот не ест мороженого. Однако, есть ли корректное решение у этой задачи в моем случае?     «Миллионером не станешь, но и с голоду не помрешь», - отвечал мне из аспирантской юности мой первый научный руководитель. Это утешало слабо. С голоду я не умираю, но ведь и наесться никак не могу…

     Математика – это расчет, и я отдал себе отчет, что стать торговым магнатом я опоздал навсегда. Возможная карьера финансового гения, или хотя бы биржевого брокера-маклера, на меня, знакомого с математической статистикой, особого впечатления не производила. Профессии работника прилавка, сантехника-сана, как и электрика, отпадали сами собой, когда я смотрел на свои руки. Это были руки типичного работника умственного труда. Эти длинные худые пальцы никогда не держали ничего тяжелее мелка и компьютерной мышки. Мышки?

     Эврика! Мой тренированный аналитический ум нашел искомое решение: после некоторой переквалификации я ведь могу стать программистом или компьютерным администратором. Родине нужны программисты - я помогу родине! Информационные технологии – это, в конце концов, перспективно.
Кресло директора небольшой компьютерной фирмы меня вполне устроит!

     И вот университет - за поворотом, я бросился в бурные воды реальной экономики, в которой плавают как рыбы в воде большие и малые бизнесмены. Я стал программистом, и немного администратором. Сначала в одной фирме, потом в другой, а потом понял сакраментальную истину: программистов много, а хороших фирм, где любят программистов, мало. И мои компьютерные миражи мало-помалу сменились лунными пейзажами.

     Так, умудренный рыночным опытом, размышлял я по пути к очередному двоечнику, которому предстояло немного подкрутить мозги по математике в преддверии ЕГЭ. Я начал подрабатывать репетиторством давно, еще в университетскую пору. Успокаивал тогда себя тем, что это  - неизбежная  халтура для преподавателя с незапамятных времен.

А сейчас это дело стало на поток. Берешь заявки в фирмешке по услугам такого рода и идешь по адресам: «Репетитора вызывали? Это я». Подтягиваю и наставляю, наставляю и подтягиваю. И произвожу интересные наблюдения: многие школьники уже не знают наизусть таблицу умножения. Прогресс! И я без дела никогда не останусь. Однако, «дело» - это ведь и есть бизнес!

Тут я второй раз воскликнул: «Эврика!» И сделал второй поворот в своей свободной жизни. Я покинул большой компьютерный мир, и открыл, наконец, свою собственную «фирму» - зарегистрировался индивидуальным предпринимателем в сфере образовательных услуг.    Вот так прозаически совершилось это чудо - я стал бизнесменом! Пусть и маленьким. И перестал платить дань посреднической фирме, и стал уважаемым рекламодателем в редакциях газет. Прибавились, правда, кое-какие хлопоты, пришлось познакомиться с налоговой инспекцией, с пенсионным и другими фондами, зато я перестал бояться его величества Закона.

     Что изменилось еще…   Я стал больше уважать себя, хотя денежных знаков прибавилось, надо сказать, не так уж и много. Все-таки имеет значение, что теперь я – не халтурщик, а репетиторская фирма «МатематиКа». Пусть и в одном лице.

     Теоретически я знал, что счастье не бывает долгим. Но я не верил, что несчастья придут так быстро. Я остро почувствовал момент, когда мое счастье стало заканчиваться – это произошло в налоговой инспекции. Во время очередного нашего саммита мне предложили приобрести, к патенту, еще и кассовый аппарат. Чтобы фиксировать своих двоечников и проделанную с ними работу. «А как же патент? Зачем тогда патент?» - спрашивал я в недоумении. «А одно другому не мешает, но дополняет», - отвечала мне противная сторона.

     И я задумался. Дело было вовсе не в стоимости этого аппарата. Куда большее значение имели его размеры. Я задумался о смысле жизни, то есть своего бизнеса, с кассовым аппаратом, о том, как я буду ходить с ним по квартирам, ставить его на стол рядом с учебными пособиями. Выбивать кассовый чек и с улыбкой протягивать его очередному недорослю. А он будет отталкивать мою руку, с усмешкой…

     И страшная мысль о коррупции впервые посетила мою голову на правах хозяйки. Я понял, что ее причины не так просты и очевидны, как мне казалось до сих пор. Я хочу дружить с законом, но почему это так трудно? Почему это так неудобно? Почему при этом меня унижают?

Я купил этот чертов аппарат, он стоит как памятник у меня дома на письменном столе. И как вопрос: что же с ним все-таки делать? Высшее образование, рефлексия по поводу неких идеалов, высоких устремлений все еще борются с его чековой лентой. 

     Я еще бизнесмен и директор своей фирмы, но уже подумывающий: а на кой черт она мне нужна? С другой стороны, кто вкусил сладость свободной профессии – тому трудно вернуться на поденщину. Наверное, во мне живет вековая раздвоенность русской интеллигенции, неужели интеллигенция и бизнес – вещи не совместные?
               
P.S. В основе этой миниатюры лежат совершенно реальные события.