Сноуден - это наш засланный казачок

Вячеслав Вячеславов
Эльдар Муртазин: Начну с неприятного момента — работа разведки в СССР была организована де-факто по двум направлениям — армейская разведка ГРУ отвечала за сбор как военных сведений, так и технологий (второму отдавалось большее предпочтение). У ГРУ были заметные бюджеты, но весьма низкая подготовка сотрудников для оперативной работы, в частности, в странах Ближнего Востока. Классической историей идиотизма стала попытка угона франзуского истребителя Мираж в Ливане. Это была устаревшая машина (всего их было около десяти на вооружении государства), у которой топлива хватило бы до Турции, запасных баков не предусматривалось. Резидент ГРУ попытался подкупить ливанского летчика, но тот сдал его второму отделу армии и как результат, на квартиру ворвались солдаты. Наш разведчик отстреливался, но чудом остался жив — получив 6 пуль (его сочли мертвым, но когда тело выдали посольству, выяснилось, что он еще жив). Отсутствие планирования и понимания задач. К сожалению, большая часть операций того времени характеризуется именно таким подходом.

В КГБ при Крючкове (Кирпиченко довольно неплохо, но со своей точки зрения описал тот период) также было шапкозакидательство и Крючков играл в аппаратные игры — де-факто представлял результат вербовки Хансена (который вышел на связь сам), как работу всего аппарата КГБ (подтврждение можно найти у Виктора Черкасова — который де-факто противник Кирпиченко, друг Калугина, который был скомпрометирован). Если коротко — СССР повезло, что мы получили в ЦРУ и ФБР агентов, которые вышли на связь самостоятельно, хоть и по разным соображениям. В тот момент, выяснилась страшная картина — в КГБ и ГРУ количество внедренных ЦРУ кротов было невозможно большим. В СССР начали аккуратно их вычищать, но во времена перестройки и разрушения КГБ как структуры наблюдалась вакханалия, многие архивные документу строгого хранения оказались в США. Их просто продавали на сторону, что вылилось в аресты многих советских разведчиков в разных странах или перевербовку.

Если оценивать противостояние КГБ и ЦРУ, то в ЦРУ всегда вели с разгромным счетом по количеству внедренных в России агентов. Уверен, что такой дисбаланс сохранился и сегодня. Тем не менее, мы всегда брали свое не количеством, а качеством — число тех, кто работал на Россию было не велико, но эти люди занимали (занимают) высокие посты. Поэтому можно говорить, что с точки зрения оперативной информации у нас с США всегда был паритет.

Путин, как человек знающий систему и правила игры КГБ, ФСб изнутри прекрасно понимает, как работает разведка и как использовать этот инструмент. За время правления у него публично было несколько эскапад, которые не были понятны многим людям и вызывали усмешку, хотя имели под собой самые твердые основания. Например, учебные центры British Council которые существовали в Москве и ряде городов миллиоников в России, были идеальным прикрытием для разведки Британии. Один из моих преподователей в этой организации был и остается кадровым разведчиком, который проявляет недюжинный интерес к весьма определенным областям технологий. Идеальное прикрытие. Впрочем, его разрушили и центры закрыли. Ровно то же самое случилось с гонениями на организации, что получают деньги из-за рубежа. Отбрасывая в сторону манию, могу сказать, что у нас с конца 90-х был просто произвол, а ФСБ не занималась своими прямыми обязанностями, создав все условия для работы зарубежных разведок в России и работы в комфортнейших условиях. Можно оценить работу ФСБ следующим образом — де-факто у нас контразведка существовала на бумаге (это связано как с отсутствием планомерной работы, так и периодическими перетрясками управлений и отделов). Мне непонятно, почему Путин не обращал внимания на этот момент, но факт остается фактом — работа ФСБ контролировалась эпизодически и многие направления не были приоритетными.

В конце 2012 года Путин несколько раз публично обсуждал отношение США к России и возмущался тем, что нас пытаются учить тому, чего не соблюдают сами. Возможно, что именно тогда и началась операция, которую в нашей новейшей истории можно смело назвать пропагандисткой войной Путина против США и сателлитов.

Теперь следующий акт той же операции. Обычно, когда становится известно, что агенту угрожает опасность, его вывозят в страну, на которую он работал. Это правило любой разведки, иначе никто не будет рисковать своей шкурой. В истории с сотрудником АНБ, Эвардом Сноуденом, думаю СВР стало известно, что готовится его арест или стало известно, что он под подозрением. Поэтому была осуществлена эвакуация Сноудена, но не в Россию, а в Гонконг. Дальше началась пропагандисткая кампания, в рамках которой Сноуден предоставлял ряд документов спецслужб США в газеты (причем документы явно были правильным образом отредактированы, но при пропаганде это не играет роли). Удар по США получился звонким — послание Россия отправила в явном виде. Когда возникла угроза того, что Сноуден будет выдан США из Гонконга, он сел на самолет в Москву. Отсюда мы его уже вряд ли выдадим, де-факто он становится еще одним агентом на пенсии. Будет преподовать или сажать цветочки в Крылатском.

Единственный правильный вопрос, который должен возникнуть — зачем Путину нужно макать США в такого рода проблемы? Перед нами явно пропаганда и мы в долгосрочной перспективе проиграем эту войну, так как у нас нет ресурсов для ее введения. Более того, сравнивая интересы России в мире и таковые для США, можно говорить о том, что мы не способны без вложений миллиардов добиться значимого результата. Де-факто с нами дружат только за деньги, в то время как с США исходя из стратегических интересов. К сожалению, наши экономические и главное политические структуры не приспособлены для работы на общемировой арене, мы местечковые образования, которые непрофессиональны в глобальном мире (есть исключения, но их очень мало и они только подчеркивают правило). К сожалению, Владимир Путин не может осознать корень проблемы, либо имеет какие-то иные сдерживающие факторы, которые мне не известны. Как известно, осознание проблемы первый шаг к ее решению. России необходимы профессионалы во всех областях — вместо этого мы ширим штат чиновников, которые дееспособны только в рамках утопичной системы созданной внутри государства. И жутко неэффективной.

Разведка в России примерно на том же уровне (да простят меня за эти слова, особенно приношу извинения Корабельникову, но он этого уже не прочитает). Есть локальные успехи, которые вытягиваются горбом отдельных офицеров, но система как система, не работает. Это системная проблема и она касается любой стороны нашего общества, разведка не является исключением.

Не надо быть вовлеченным в тематику разведки, чтобы сложить два и два. Вначале арест дипломата в Москве, затем Сноуден, потом будет что-то еще. На словах у России нет ухудшения отношений с США, на деле мы развязали большую кампанию с неясными целями. Учитывая, что у России нет пропагандистких ресурсов на Западе (канал Russia Today с безумным бюджетом, не имеет реального веса и не надо кичиться накрутками на YouTube, это как картонный танк, который выглядит грозно, но стрелять не умеет).

Главный вопрос, который задаю себя я — почему моя страна начинает играть в непонятные игры с неясными целями. В какой геополитической игре мы участвуем, что нам необходимо явное обострение отношений с США, которые не складываются лично у Путина из-за противодействия США нефтянным и газовым планам России в Европе, а также развертыванию новых систем вооружений около границ России. Мы проигрываем США вовсе не из-за того, что они сильнее. Наш проигрыш происходит из-за того, что у нас мало специалистов, кто способен выигрывать в честной борьбе на открытом рынке. Нам нужны такие люди, но система их не воспитывает — внутри системы в ходу другие ценности.

То, что против России давно ведется информационная война, не секрет. То, что мы эту войну тотально проигрываем, также не секрет. Когда сотрудники ЦРУ в Москве работают на государственные организации занимающиеся пропагандой России, это выглядит смешно и забавно. Еще смешнее выглядит, что они получают доступ к госчиновникам из-за этой позиции. И да — мы оплачиваем их работу из своего кармана. Устроиться на работу в такую организацию очень просто — ФСБ не проверяет сотрудников вовсе или проверка носит очень формальный характер.

Нам надо менять подход, старый подход не работает. Путин делает все для сохранения системы, но это порочный круг, который не разорвать. Всем спецслужбам России требуется встряска. Иначе мы будем проигрывать эту игру постоянно. Вот такие невеселые мысли.

P.S. Я понимаю, что невольно мог наступить на больные мозоли многим людям в наших структурах — но посмотрите вокруг и трезво оцените происходящее. Возможно, что вам пришла пора засучить рукава и прибраться в собственном доме. Пока не стало поздно.