Русский флот. Трудный путь в океан

Иван Иванов 123
"Судостроение не может приостанавливаться
 без самых вредных для государства последствий"
© император Николай II

Одной из актуальнейших проблем, требующих немедленного решения в интересах настоящего и будущего благополучия и безопасности России, является защита и реализация ее национальных и государственных интересов в Мировом океане. Эти задачи возлагаются на Военно-Морской Флот, обладающий практически всеми существующими средствами вооруженной борьбы и способный решать их в любых, географических районах и погодных условиях.
Русский флот, пожалуй, никогда не был самым многочисленным в мировом океане. Были в его истории и взлеты и падения. Были Гангут, Чесма, Калиакрия и Синоп. Но за рядом блистательных побед обычно следовали периоды забвения, небрежения власти к флотским проблемам и упадка. Беспрецедентное самозатопление у Севастополя, позор и горечь Цусимы, почти полное уничтожение после революции и гражданской войны – все это тоже Русский флот…
Но в самые тяжелые, беспросветные времена, у кормила Государства находились мудрые люди, понимавшие, что флот – это острейший инструмент проведения в жизнь политических устремлений России, при помощи которого можно вершить мировую политику. Ведь наша планета на две трети покрыта водой, следовательно моря и океаны есть великолепные плацдармы для развертывания мощнейших сил, зачастую неуязвимых и невидимых до наступления заветного часа, в мирное время – это коммуникации, ну а теперь еще и колоссальный источник энергоресурсов!
Может и не был никогда наш флот самым сильным. Судить сложно, ведь все зависит от того, как эту самую силу измерять. Во всяком случае, одним своим присутствием в нужном месте и в нужное время Русский флот мог не только отстоять интересы Родины, но и повлиять на судьбы других народов.
В январе 1863 года на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось восстание, которое было активно поддержано Великобританией, а заодно и Францией, стремившимися, говоря современным языком на волне борьбы за права человека, ослабить Российскую Империю и заставить ее признать независимость Царства Польского. 
Россия сделала ответный ход. Принимая во внимание тот факт, что Великобритания в то же время вела активную политику по отношению к Америке, в которой шла гражданская война Севера против Юга, оказывая поддержку конфедератам, Петербург, в свою очередь, выказал свою готовность «поддержать  демократические  Соединенные Штаты Севера в их борьбе с рабовладельческими  южными штатами».
Но готовность была выказана не просто на словах или в нотах протеста. Русская дипломатия превосходно понимала, что с мировыми гегемонами, каковым тогда являлась Великобритания, можно и должно разговаривать лишь тогда, когда за твоей спиной тускло поблескивают стволы орудий. А посему, 25 июня 1863 года император Александр II подписал высочайший рескрипт о посылке в Атлантический и Тихий океаны крейсерских эскадр для действий на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий.
В Тихоокеанскую эскадру под командованием контр-адмирала Попова вошли корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик" и клиперы "Абрек" и "Гайдамак", пункт базирования эскадры – Сан-Франциско.
 Атлантическая эскадра с базированием на Нью-Йорк под командованием эскадрой контр-адмирал Лесовского состояла из фрегатов  "Александр Невский", "Ослябя" и "Пересвет", корветов "Варяг" и "Витязь" и клипера "Алмаз".
План кампании был прост – избегая боестолкновения с эскадрами противника парализовать его торговлю.  Весь Атлантический океан разделили на районы, в каждом из которых должен был действовать один русский крейсер, "имея только одного союзника - беспредельность океана, плавая по которому не оставляешь за собой следа". Инструкция предписывала двигаться в Нью-Йорк скрытно, узнавая о положении международных дел от встречных судов.  Если бы война была объявлена, кораблям следовало идти в назначенный для крейсерства район океана.
  Появление русской эскадры в Нью-Йорке произвело должное впечатление на деловые круги Англии. Британцы прекрасно усвоили урок крейсерской войны, который был продемонстрирован «Алабамой» - крейсером Южан, который нанес огромный урон торговле северных штатов. Для уничтожения только его одного понадобилось огромное количество сил и времени. Двенадцать (!) русских крейсеров могли полностью парализовать британскую торговлю. Потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала, мягко говоря, отрезвляюще.
Как верно чуть позже заметит Карл Маркс, в своем «Капитале» "... нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист за 300 процентов прибыли". И обеспокоившись о своих доходах и наплевав на интересы и процветание Великобритании, коммерческие и промышленные корпорации стали слать в адрес британского правительства петиции о том, что честь Англии ничем не затронута, и ей нет смысла вмешиваться во внутренние дела  России.
В результате, английское правительство приняло решение уклониться от  помощи полякам, а заодно и от поддержки Франции в этом деле. Австрия, которая также попыталась было  вступить в антирусский союз, тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении мятежа. После этого и Франция, оставшись в изоляции, была вынуждена отказаться от выступления против России.
Вот так, изящно, без единого выстрела, одним лишь присутствием Флота в нужном месте в нужное время Россия отстояла свою территориальную целостность и практически поставила на колени Великобританию – мощнейшую колониальную империю, обладавшую самым сильным военным флотом. А заодно и Францию с Австрией. И это, заметьте, всего через семь лет после окончания неудачной для нас Крымской войны!
Это не единственный пример, когда порой лишь угроза применения силы созданной группировки флота становилась решающим фактором, обуславливающим достижение Россией  политических целей. Ведь флот менее чем любой другой вид вооруженных сил связан с территориями других стран, с их региональными и внутренними проблемами. Он обладает способностью проводить демонстрацию силы и реальные действия, направленные на достижение той или иной цели в регионе. Не случайно, что в период развития переговорного процесса по сокращению и ограничению вооружений между США и СССР, НАТО и организацией Варшавского договора западные страны (прежде всего, США) самым решительным образом отказывались рассматривать проблему сокращения ВМС.
Но все это – в прошлом, а сегодня… Сегодня приходится констатировать факт, что на данном историческом этапе наши заклятые друзья реализовали свою голубую мечту. Россия лишена океанского флота, а зона приложения ее сил ограничена постоянно сужающейся под натиском сил НАТО частью евразийского континента.
Понятно, что процесс этот произошел не одномоментно. К началу т.н. «перестройки», ставшей предтечей развала СССР, Советский военно-морской флот осуществлял операции и демонстрацию флага во всех уголках мирового океана. Его торговый и промысловый флот являлись важными звеньями в выполнении экономических планов страны, научные суда вели важнейшие исследования, как для науки, так и в интересах военно-морского флота. При этом советская судостроительная промышленность не на словах, а на деле вышла на мировой уровень, поскольку уже была способна порождать таких левиафанов как атомный авианосец «Ульяновск» или ТАРКР «Киров».
Но «кому-то» Русский флот, который в одиночку противостоял в океане всем флотам стран НАТО был серьезной помехой. И вновь был поднят тезис о том, что флот это попросту дорогостоящая игрушка амбициозных адмиралов, а Россия – страна сухопутная, континентальная. Плюс к этому началось всемирное братание с бывшими врагами, ставшее лишним аргументом в пользу того, что войны больше никогда не будет, а значит, пора начинать «гонку разоружений». И понеслась…
Девиз "Россия - сухопутная держава!", играющий исключительно на руку нашим недругам, был провозглашен, еще тогда, когда молодой царь Петр Алексеевич понял, что без флота Россия никогда не будет достойно представлена в мировой политике. И объяснил боярской думе это простыми и ясными словами – «тот государь, который лишь армию имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет – две руки имеет». Петр сам лихо ковал якоря на верфях, стриг боярам бороды, а если надо, рубил и головы. А потому, совсем недолго поколебавшись, дума приняла указ «Морским судам быть»… Существовал этот указ в виде реального документа, или не было его вовсе, по прошествии веков сказать трудно, мнения есть на этот счет разные, но флот Петр построил.
Сейчас принято периодически поругивать царя Петра. Мол, корабли у него строились неграмотными мастеровыми, и из сырого леса, а потому колоссальные средства, ресурсы и силы, вложенные в молодой русский флот были выброшены на ветер, поскольку корабли оказались пригодны лишь на одну кампанию, после которой немедленно сгнили.
Что касается спешки при строительстве, видимо не принимается во внимание тот факт, что для того, чтобы завоевать выход в Балтику, в условиях войны с сильнейшей державой того времени – Швецией, флот Петру был необходим НЕМЕДЛЕННО!!! И задача эта была выполнена блестяще! Русская армия на суше и русский флот в морских баталиях добыли для Империи победу в кровопролитной Северной войне, важнейшим итогом которой стал выход России к морю, что делало ее поистине мировой державой.
А может и в самом деле военно-морской флот России не нужен? Земли у нас и так много, нефти в ней достаточно, врагов у России нет, скоро в НАТО вступим. Так, правда, можно договориться и до того, что и сухопутная армия нам не нужна – если что, все супостаты на российских дорогах увязнут, а мы сами за Уралом отсидимся. Попытаемся мы отсидеться за ним и в том случае (правда с другой стороны), если Россия, как член НАТО любезно предоставит свою территорию для войны с Китаем и сама же в ней и погибнет. Флот в этом случае нам уж точно не понадобится!
Но если говорить серьезно, по всей видимости, генералы с "континентальным мышлением" никак не желают (а может и желают, да не велено?) осознать угрозу ударов крылатых ракет морского базирования и штурмовой авиации с морских направлений, угрозу постоянно развернутых в море на боевом патрулировании ПЛАРБ с сотнями ядерных боеголовок МБР на борту и в случае войны рассчитывают отражать эти возможные удары над своей территорией, над городами и промышленными объектами России, как это делалось во Вьетнаме, Ираке, Югославии, Афганистане, Ливии…
В течение 65 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, во всех конфликтах с участием США и стран НАТО боевые действия велись в основном с морских направлений. Сценарий отработанный. Сначала наносится ракетный удар с кораблей и удар штурмовой авианосной авиации. Палубные самолеты осуществляют и истребительное прикрытие сил флота. Затем в дело вступает морская (опять-же!) пехота, а затем уж армейские части (или марионеточные) производят зачистку.
Понятно, что логичнее сбивать ракеты и самолеты еще над морем, а также уничтожать их носители – корабли. А ведь флот нужен не только для войны! Он нужен в первую очередь именно для того, чтобы предотвратить вероятную войну! Это мощнейший сдерживающий фактор, демонстратор силы и мощи государства, его научного, технического экономического потенциала.
Не принимая непосредственного участия в локальных войнах и вооруженных конфликтах, оперативные группировки ВМФ СССР до начала 90-х годов прошлого века решали следующие важнейшие задачи внешней политики СССР в Мировом океане:
- Демонстрация силы в противовес военно-морским группировкам США (НАТО). Присутствие русских кораблей свидетельствовало не только о наличие наших интересов в регионе, но и о готовности оказания помощи одной из противоборствующих сторон конфликта.
- Поддержка стабильности в зонах возможных или уже прошедших конфликтов, которая отвечала бы интересам СССР.
- Ведение постоянного наблюдения за кораблями вероятного противника, а также за морской ативностью противоборствующих сторон в локальной войне или вооруженном конфликте.
- Обеспечение защиты районов собственных рыбных промыслов и охрана коммуникаций торгового судоходства.
Но прибрежный (или как ныне модно говорить – литоральный) флот, в который по сути своей превращен ВМФ России, на решения таких глобальных задач не способен в принципе. Одними корветами и фрегатами не выполнить глобальных задач на уровне геополитики. Необходимы крупные многоцелевые корабли, которые в перспективе должны вытеснить ряд классов кораблей и стать наподобие основных боевых танков в сухопутных войсках «основными боевыми кораблями» (ОБК), подводные лодки (и не только «стратеги», но и дизельные),  мощная морская авиация берегового базирования![Сегодня можно услышать рассуждения о том, что теми кораблями, которые должны составить костяк нашего флота в будущем -  являются корветы. Верно – основу флота ближней морской зоны. Костяк тех сил, на которых будут восстановлены кадры, которые были потеряны в результате реформ Сердюкова/Медведева, но не более того. Основой ОКЕАНСКИХ сил они не смогут стать никогда. Так что разговоры о необходимости строительства легких прибрежных сил в ущерб крупным (пусть и недешевым) океанским кораблям есть разговоры не только ошибочные, но и напрямую создающие угрозу обороноспособности государства.]
А если Россия действительно, а не на словах, желает вновь стать великой морской державой русскому флоту как воздух необходимы авианосцы. Ведь главная ценность и значение авианосца заключается даже не столько в потенциале истребительного прикрытия сил флота, сколько в реакции на угрозу, и возможности своевременно отвечать на нее необходимым нарядом сил. Именно исходя из этого критерия авианосцу не существует сколько-нибудь адекватной замены с точки зрения военной экономики. Даже при действиях "под берегом" стоимость дежурства в воздухе необходимого наряда сил была нереальной даже для ВМФ СССР во времена его щедрого финансирования. Дежурство на земле решением не является, поскольку истребители не успевают отреагировать на угрозу. Именно на основе этого критерия англичанами после Фолклендского конфликта был сделан вывод "ЛЮБОЙ ФЛОТ ОПЕРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОТОРОГО ВЫХОДЯТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ В СВОЕМ СОСТАВЕ АВИАНОСЦЫ".
На первый взгляд партия и правительство прилагают все силы для строительства нашего мощного океанского флота.
В  начале 2011 года первый заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин, заявил, что в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы будет осуществляться закупка кораблей, которая будет включать в себя 20 ПЛ, 35 корветов и 15 фрегатов и еще некие 30 единиц, всего – 100! Сто боевых кораблей за 10 лет!
Через два года, в начале 2013 новый министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу озвучил новую цифру – 78 кораблей до конца 2020 года, а именно 8 ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок и 54 надводных боевых корабля различного класса. Конечно, очень хочется верить, что планов громадье сбудется, хотя бы наполовину. Нельзя не признать, что на стапелях стоят сейчас новые корабли – два типа фрегатов, корветы, строятся подводные лодки.
Но как ни крути, а с авианосцами, ОБК, большими противолодочными  кораблями (старики проекта 1155 свое уже практически отходили) к 20 году не успеем!!! Только на согласование ТЗ, НИРы и ОКРы, этапы проектирования уйдет не один год и не пять лет! А потом – строительство, возможность которого становится все более и более мифической по причине отсутствия на заводах квалифицированных кадров (система -то профильных ПТУ тоже уничтожалась, надо полагать, не случайно), да и самих крупных заводов - авианосцы мы строили в ныне недоступном Николаеве…
Тем не менее, Министр обороны также назвал выполнимыми планы по созданию и обеспечению функционирования оперативного соединения Военно-морского флота в Средиземном море на постоянной основе.
[После долгого перерыва русские корабли вернулись в Средиземку в декабре 2007 года. Тогда боевые корабли Северного флота отправились в поход в Средиземное море через Атлантический океан Из Севастополя навстречу корабельной ударной группе СФ вышел ракетный крейсер "Москва". Задачей этой группировки являлось обеспечение присутствия России в океанской зоне и создание безопасных условий для отечественного морского судоходства. Будет ли востребован богатый отечественный опыт создания группировок сил флота для обеспечения решения внешнеполитических и других задач в отдаленных районах, сможет ли флот России возвратиться в Мировой океан, зависит сегодня от государственной политики в интересах сохранения и развития военно-морского потенциала государства, а также его применения для обеспечения обороноспособности страны.]
Ранее бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко правда заявил, что у России пока нет возможностей для создания постоянной группировки в Средиземном море. По его мнению, ВМФ не хватает боеспособных кораблей и надежного пункта материально-технического обеспечения. Он утверждал, что сейчас Северный, Балтийский и Черноморский флота способны выделить для постоянного присутствия в Средиземном море не более двух боеспособных кораблей.
Между тем сегодня Шойгу подчеркнул, что проведенные в январе этого года учения в акваториях Черного и Средиземного морей показали готовность межфлотской группировки выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне.
Да. Русский флот готов. Не в его традиции спускать флаг. Последние солдаты Империи готовы выполнить свой долг и, если понадобится, с честью погибнуть даже с теми минимальными силами и средствами которые у них сегодня есть в наличии. На кораблях, которые уже сегодня выработали все мыслимые ресурсы и продолжают ходить в океан без серьезного ремонта и модернизации. Но ведь когда-то и эти корабли пойдут на слом!
Видимо забывают наши полководцы, что действовавшая с 1967 по 1992 годы в Средиземном море 5-я Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ насчитывала от 30 до 50 кораблей и судов. Она была создана для решения боевых задач на Средиземноморском театре военных действий в период холодной войны,  в первую очередь против 6-го флота ВМС США. Но и эта армада обладала ограниченной боевой устойчивостью вследствие наличия в регионе большого количества береговых авиабаз стран НАТО.
А какой наряд сил мы можем выделить сегодня? По состоянию на 2013 год в составе ВСЕХ флотов имеется два с половиной десятка кораблей класса ЭМ и крупнее. Срок их службы подходит к концу. Новые корабли океанской зоны не закладываются - вот и считайте сами.
Судя по заявлениям с высоких трибун, готово руководство флота создавать группировки и в Индийском и Тихом океане. Правда, опять непонятно – какими силами и средствами. Кораблей так мало, что мы сможем лишь обозначить свое присутствие в регионе. О решении какой–либо конкретной задачи не может быть и речи. Кроме того, при отсутствии полноценных авианосцев в условиях работы вражеской базовой авиации боевая устойчивость такой группировки будет вообще близка к нулю.
Ну, хорошо. Пусть хотя бы обозначим свое присутствие. Напомним супостатам,
[Хотя, какие, право слово, супостаты…. Вроде уже понятно кто есть ху и  с кем мы. Супостат у нас может быть в скором времени один – Китай, как это не прискорбно]
что мы еще живы, что имеем амбиции и не намерены сдаваться, и будем при этом верить, что вот-вот и со стапелей заводов сойдут грозные миноносцы, крейсеры, противолодочные корабли, которые взрезая форштевнями океанскую волну пойдут сменять на боевом посту уже практически отживших свой век ветеранов. И искренне хочется верить, что не получится как в песне Гребенщикова – «Жаль, подмога не пришла, подкрепленье не прислали…», но пока что с флотом творятся совсем уж интересные и одновременно страшные вещи.

Много шума наделало приобретение УДК типа «Мистраль». Следует отметить, что их покупка при невосполнении плавсостава ВМФ кораблями основных классов говорит либо о вопиющем непонимании роли и места флота в проведении внешнеполитических планов России, либо о том, что в эту покупку замешан «гранд политик», направленный, естественно, на наше общее благо. И если нам об истинных планах первых лиц Государства что называется «не договаривают», то абсолютно непонятно, зачем при этом электорату представляют абсолютно нелепые объяснения об истинных причинах данной сделки, выставляя на посмешище далеко не последних лиц страны.
То говорили о волшебных нанотехнологиях, которые добрые французы нам передадут вместе с кораблем, то ссылались на неспособность нашей промышленности создавать такие примитивные, в сущности, накатные паромы [Генерал армии Николай Макаров, в то время начальник Генштаба заявил следующее: «Мы действительно хотим купить корабли, подобные «Мистралю», нам они крайне необходимы. Наша промышленность не то что построить, а даже и разработать такую технику не в состоянии.». (Известия.ру от 24.11.09). Вот так, буквально в двух словах глава Генштаба указал Российской судостроительной промышленности, некогда создавшей ТАРКР «Петр Великий», подводную лодку «Акула», атомный ледокольный флот, боевые экранопланы (единственные в мире!) ее место в современных реалиях – он отказал ей в способности спроектировать и построить примитивный паром! А попросту – опустил ее ниже плинтуса. «Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была» - любил говаривать Пётр Первый…], то рассказывали совсем уж интересные в стратегическом разрезе варианты боевого применения этих кораблей  - от использования в качестве корабля управления, до защиты арктического шельфа, а также транспортировки войск в Калининградский анклав и отстаивания наших интересов на Дальнем Востоке…Похоже, континентально-мыслящие генералы были настолько «далеки от народа», сиречь от флота, что абсолютно не могли понять особенностей боевого применения как отдельных кораблей, так и военно-морских группировок в целом.
В итоге, несмотря на все мантры про инновации, технологии и прорывы сегодня стало окончательно ясно, что фарс с «Мистралями» был не более чем плата за сдержанную позицию Франции при решении ряда проблемных общеевропейских вопросов. И Бог бы с ним, как говрится, но как бы не оказалось, что в случае реальной войны платой за этот распил бабла станут души русских моряков, вовремя не получивших новые боевые корабли, так необходимые сегодня нашему флоту.
А ведь этот театр абсурда с десантными силами русского флота имеет свое продолжение! В сентябре 2012 года Минобороны России приняло решение провести оцередной аукцион. Лот – самый крупный на сегодняшний день десантный корабль ВМФ России, последний БДК проекта 1174 (шифр «Носорог»).

— Минобороны России приняло решение списать и пустить на лом БДК «Митрофан Москаленко» прежде всего из экономических соображений. Его ремонт обошелся бы в сумму, на которую можно построить как минимум два малых артиллерийских корабля. А со стратегической точки зрения его востребованность неочевидна — Россия пока не собирается никуда высаживать морской десант (http://topwar.ru/27108-mistral-i-nosorog-vybor-ocheviden.html, http://izvestia.ru/news/534803.)

Рыночная стоимость уникального боевого корабля, на порядок по своим возможностям превосходящего «Мистраль» (а вошел в состав флота «Москаленко» кстати в 1990 году, с 2002 года в резерве) была оценена примерно 2,5 млн. долларов – по цене металлолома.
В то же время эксперт по военно-морской технике, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отметил, что десантный флот ВМФ скоро начнет стремительно уменьшаться, поскольку его основу составляют старые корабли советских времен: прежде всего 15 кораблей польской постройки проекта 775 (введены в состав флота с 1976 по 1991 год), а также четыре БДК проекта 1171 (прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»), вошедшие в состав ВМФ СССР в конце 1960-х и 1970-х годах. Ресурс кораблей фактически исчерпан, их придется списать в ближайшие 10 лет.
Такими темпами к 2020 году, к тому самому, который вроде как должен стать годом небывалого взлета мощи русского флота,  в российском ВМФ может остаться только четыре крупных десантных корабля — два французских «Мистраля» и два российских БДК нового проекта 11711 «Иван Грен», первый из которых должен быть передан ВМФ в 2013 году, а вопрос о постройке второго еще окончательно не решен. Сможет ли наш флот такими силами проводить масштабные десантные операции?
Кстати, коли уж сокращаем до невозможного минимума количество десантных кораблей, может и морскую пехоту ликвидировать как род войск?
Вот иначе как ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ИЗМЕНА такое назвать нельзя.  Именно так – ИЗМЕНА И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИНЕТЕРСОВ РОДИНЫ. Конечно, ни нынешний верховный главнокомандующий, ни предыдущий в этом не виноваты. Ведь нынешний лишь недавно занял эту должность, а предыдущий слыхом не слыхивал о том, что делал его министр обороны. Да и прокуратура не нашла ничего преступного в деяниях господина Сердюкова,  да и вообще у нас не 37-й год, чтобы живого человека в тюрьму сажать. [А жаль. Кое с кого в 37-м за подрыв обороноспособности… Страшно подумать что бы с ним сделали. В этой связи анекдот. Следователь прокуратуры докладывает президенту: — Васильева показала на Сердюкова, Сердюков на Чубайса, Чубайс на Суркова, Сурков на Медведева, Медведев на... — Достаточно, — прерывает Владимир Владимирович. — И так уже вполне очевидно, что никто ни в чём не виноват...]
Да… Грустно… Видимо, откровением для наших стратегов является и тот факт, что в наше время, основным полем битвы за углеводороды вскоре может стать Арктика. Та самая Арктика, которую до недавнего времени мы считали практически безраздельно своей. Еще бы! Самый мощный ледокольный флот в мире, полярная авиация, десятки научно-исследовательских (только ли?) станций на Северном полюсе.
Не так давно, специалисты определили, что под арктическими льдами сосредоточено до трети мировых запасов газа, 29 миллиардов баррелей нефти и порядка 5 миллиардов газоконденсата. К тому же, ускорившееся таяние льдов неизбежно облегчит навигацию по некогда русскому Северному морскому пути (правда, придется потом восстанавливать и обустраивать его инфраструктуру но овчинка стоит выделки), который на 40 процентов сократит время доставки грузов из Европы в Азию и обратно. Естественно, хорошо бы определить, кому в будущем распоряжаться этими гигантскими ресурсами.
Вместе с тем, очевидно, что данный регион – поле битвы не только за рыбные ресурсы, нефть и транспортные пути. Северный полюс представляет собой глобальный стратегический интерес как для России, так и для стран НАТО, поскольку через него пролегает кратчайший путь от России до США (и обратно). А значит, баллистические ракеты, идущие по этому пути будут иметь наименьшее время подлета до цели, а соответственно и наименьший промежуток времени для ответного реагирования. Идеален маршрут и для стратегических бомбардировщиков (по той же причине). Кроме того, покров льда позволяет подводным лодкам незаметно подойти к берегу вероятного противника. В последнее же время, в связи с глобальным таянием льдов – они становятся тоньше и площадь ледяного покрова постоянно уменьшается -  Арктика становится все более пригодна для действий надводных флотов противоборствующих сил. А их в конце концов останется две – Россия и единый фронт государств НАТО…
Можно бесконечно долго говорить о наращивании военных сил в Арктике странами региона. Не будем специально останавливаться на этом – отошлем читателя к просторам интернета, там предостаточно информации на эту тему. Констатируем факт - Арктика привлекает сегодня внимание очень большого количества стран.
Осознавая значение Арктики, Россия еще в самом начале XXI века решила на межгосударственном уровне оформить свои права на морское дно в северных широтах, объявив о претензиях на 18 процентов территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году в ООН Москвой была подана заявка на подводный хребет Ломоносова. Из Вашингтона сразу потребовали убедительных геологических доказательств с морского дна. Тогда в 2007 году нашими учеными были проведены дополнительные исследования шельфа с помощью глубоководных батискафов. И на всякий случай с них же водружен в глубинах титановый российский триколор. Это немедленно вызвало резкую негативную реакцию Запада и тогда дело о “Русском шельфе» было передано в ООН…
Сегодня Россия также изящно, как двести лет назад она поставила на место Великобртанию, могла бы оспорить свое право  на арктический шельф… Могла бы, если бы было ЧЕМ его оспаривать. Если бы в регионе присутствовали русские корабли, подводные лодки и авиация. Если бы Россия доказывала свое право не расстановкой флажков на дне, а расстановкой буровых платформ под охраной боевых ледоколов. Еще в 80-х годах прошлого века самый северный в мире аэродром для боевой авиации был нашим – Грем-Бел на архипелеге Земля Франца-Иосифа. Обеспечение подледного плавания атомных подводных ракетоносцев на десятилетия было основной задачей Северного флота. А разбросанные от Чукотки до Кольского полуострова зенитно-ракетные дивизионы Архангельской армии ПВО делали неприступным для противника воздушное пространство советской Арктики.
 Но… момент битвы «заклятыми друзьями» подобран абсолютно верно. Наш флот вытеснен из региона. Русских боевых ледоколов в Арктике попросту нет. От боевых возможностей русской армии в регионе практически ничего не осталось. Существуют опасения, что даже в случае «рассаживания» за столы переговоров при дележе ресурсов севера Россию попросту не примут во внимание. Что называется, «вас здесь не стояло»! И точка. И ответить нам будет нечем. И все это есть результат того континентального мышления, который постоянно, из века в век пытаются привить русской нации.
Некоторые эксперты сегодня всерьез заявляют, что России сегодня не нужно вкладывать миллиарды в Арктику, ведь в ней есть еще такие глобально неосвоенные регионы, как Восточная Сибирь и Дальний Восток. Но сейчас очень важно «застолбить» место на шельфе. Это нужно сделать обязательно. Для будущих поколений. На шельф надо идти, поскольку запасы на земле истощаются огромными темпами. Будущее нации не в последнюю очередь будет зависеть от того, что мы будем добывать в океане.
А может все намного проще? И нас попросту потихоньку «сдают»? И при этом еще  и происходит постепенное «ползучее» перевооружение армии на иностранные образцы техники в свете грядущего вступления России в НАТО? Понятно, что для такого сценария развал отечественного ОПК – необходимое и достаточное условие. Как следствие за ненадобностью вскоре будут ликвидированы отечественные НИИ, заводы, конструкторские бюро. Неужели не понятно, что закупая абсолютное большинство товаров за рубежом, мы  обрекаем на уничтожение собственные технологии и предприятия по производству аналогичных изделий?
Политически - это подрыв авторитета страны; экономически - удар по оборонной промышленности; кадровый аспект - утрата трудовых профессиональных военно-промышленных ресурсов; в социальном отношении - дрова в костёр социального недовольства; в психологическом отношении - вряд ли можно побеждать чужим оружием - ущерб психологической подготовке личного состава боевых частей.
Уже сегодня Китай, который не так давно считался чуть ли не отсталой страной третьего мира, во многом обеспечивает нас одеждой, обувью, овощами, фруктами и прочими изделиями, поскольку мы, видимо, разучились сажать, сеять и производить. Абсолютное большинство российских автомобилистов ездит на автомобилях иностранного и квази-иностранного производства, собранных у нас же, в России. Да что там автомобилисты-любители! Сам президент передвигается не на ЗИЛе или Чайке, а на баварском «Мерседесе»! Теперь дело дошло до военной техники.
С таким положением дел, какое складывается с покупкой западного вооружения мы можем скоро оказаться в положении Российской Империи накануне Первой мировой войны. Имея превосходно подготовленные инженерные кадры, высококвалифицированных рабочих, но практически не имея промышленности, Россия всю войну была вынуждена довольствоваться подачками союзников по Антанте. В итоге – катастрофа!
Небольшой, но показательный пример, связанный с авиацией.
К 1 августа 1914 года в строю у России находилось 244 самолета. Германия имела на ту же дату 232 аэроплана, Франция - 138, Англия - 56 самолетов, Австро-Венгрия - около 30 машин. Учитывая, что державы германского блока сосредоточили большинство самолетов на Западном и Сербском фронтах, русские ВВС получили в начале войны численное преимущество над противником.
Значительная часть русских самолетов была построена на семи отечественных заводах:. В ходе войны в строй вступило еще пять заводов. Однако военное министерство фактически устранилось от координации выпуска самолетов. В большинстве случаев выпускались аэропланы иностранных конструкций, но иностранные фирмы отнюдь не спешили передавать русским свои новейшие технические разработки.
Недостаточное производство самолетов в России пытались возместить закупками за границей. Но и эта мера не принесла ожидаемого результата. Поставки осуществлялись с большими перебоями, а после боев под Верденом, где союзная авиация понесла большие потери, вообще резко сократились. Очень часто поступающая продукция была низкого качества и требовала доработки на месте. Всего до 1 ноября 1916 года из-за границы было получено 883 самолета и 2326 двигателей. Из них во Франции закуплено 65% самолетов и 90% моторов, в Англии - по 10%, в Италии - 25% самолетов (в самой России за всю войну выпустили только 511 авиадвигателей).
При правильном, истинно государственном, патриотическом подходе руководства России к осознанию места и роли флота все еще поправимо. Сегодня для отечественного флота сложилась одновременно трагическая и …благоприятная ситуация. Понятно, что через несколько лет останется без кораблей океанской зоны. Но, как это ни парадоксально звучит, это может дать ему шанс через пару десятков  лет стать самым современным, мощным и сбалансированным флотом в мире. И не нужно грустно чесать в затылке, глядя на груды уже морально и физически устаревшего «железа», стараясь выработать для него концепцию боевого применения в случае реальной угрозы со стороны наших «заклятых друзей», а заодно решать – откуда взять денег на ремонт и достройку таких же устаревших кораблей. Напротив, следует, начав буквально «с чистого листа», приступить к созданию нового, предельно современного флота, в наибольшей степени соответствующего военным, политическим и экономическим потребностям России и реалиям XXI века.
К реализации такой глобальной программы, необходимо подходить комплексно, с учетом всех направлений развития отечественной науки, техники и промышленности. Лишь тогда, при заинтересованном отношении государства, промышленности и капитала, именно авианосец станет основой модернизации ВМФ и одним из «столпов» возрождения оборонно-промышленного комплекса России.
И, наверное, это важнее чем миллиарды вложенные и отмытые на строительство олимпийских объектов.
Наверное, программой максимум для развития отечественного ВМФ, для создания реальных предпосылок к возвращению его в Океан должно стать создание авианосных соединений, которую по охвату, масштабности и последствиям можно будет сравнить с космической программой Советского Союза в 1950-60 годы. Проектирование и строительство авианосцев, а также других кораблей, образующих гармоничное авианосное соединение, потребует задействовать всю отечественную промышленность и науку – ведь для него потребуется новая энергетика, современный авиационно-технический комплекс, новые палубные самолеты. Вслед за этим неизбежно последует модернизация, а возможно - и создание новых верфей (в том числе и на Дальнем Востоке, приобретающем все большее геополитическое значение), формирование инфраструктуры снабжения, ремонта и базирования кораблей. В этой связи не лишне напомнить, что сейчас пунктом постоянной приписки ТАВКР «Адмирал Кузнецов» является причал судоремонтного завода СРЗ-53, остальные наши авианесущие крейсера базировались прямо на рейде, вырабатывая моторесурс механизмов и вхолостую сжигая топливо.
На кораблях такого ранга должны служить профессионалы, а следовательно, нужен новый подход к обучению личного состава, как корабельного, так и летного - потребуются новые тренировочные центры подготовки летчиков и моряков. Новым кораблям понадобится и новое радиоэлектронное вооружение, новые комплексы самообороны и многое другое. А это значит, что последуют новые вложения в российскую науку и высокие технологии, что укрепит позиции России как передовой, высокоразвитой и мощной державы, способной уверенно отвечать на любые вызовы XXI века.  Флот станет тем локомотивом, который поведет за собой российскую промышленность, науку, экономику!
А ведь флот – это не только крейсера, авианосцы, подводные лодки. В первую очередь это те незаметные труженики, ради которых боевые корабли и создаются, те, кого они должны защищать, поскольку именно они обеспечивают процветание государства – промысловый, торговый, научно-исследовательский, пассажирский флот, разговор о которых – тема отдельной статьи…

Крайне важно, чтобы те, кто сегодня находится у власти наконец поняли: ФЛОТ – ЭТО ВЛАСТЬ! И КТО ВЛАДЕЕТ ФЛОТОМ-ТОТ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ВЛАДЕЕТ МИРОМ!