Иконография Пятидесятницы

Тина Гай 2
Святым духом земля живится… Дух веет, где хочет … Сегодня все, почитающие Дух Святой, отмечают день Святого Духа и день продолжается празднование Пятидесятницы, которая будет длиться еще неделю.


В этот день исполнилось обещание Иисуса апостолам послать им в скором времени Утешителя, Душу Истины. Он их всему научит и о всем напомнит. Это событие отмечается как день рождения кафолической, вселенской, церкви.


Существует и другое название праздника – Троица, которое ассоциируется с поминанием предков, зеленью, самой длинной и самой красивой службой года.


День Духа Святого, так сложилось, меньше почитаем, чем воскресная Троица, она же - Пятидесятница, хотя этот праздник и день Святого Духа.


У католиков существет четкое разделение: два праздника разнесены календарно и отмечаются раздельно. Одно воскресение - Пятидесятница, как у Нас, второе, следующее воскресение, - Троица. Это два разных праздника и думаю, что это канонически более точно.


Отсюда же следует, почему у праздника есть две иконы. Одна – Троица, богословская идея которой наиболее прозрачно выражена в иконе Андрея Рублева, другая – Пятидесятницы или "Сошествие Духа Святого на апостолов".


Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса, в то время как икона Троицы находится на самом верху, венчая иконостас. Т.е. они даже разнесены по разным местам в иконостасе.


Икона Пятидесятницы имеет очень интересную историю, поскольку ее иконография складывалась непросто, а окончательная схема иконы праздника так и не установилась. На одних иконах изображается Богородица, на других между Петром и Павлом в центре остается пустое пространство.


На одних иконах Дух Святой изображается в виде голубя, на других – в виде языков пламени, на третьих символы Духа Святого объединены в единый образ: голубь и языки пламени присутствуют одновременно, что в принципе является тавтологией.


Дело в том, что в начале христианской эры праздник Вознесения и Пятидесятницы были единым днем и праздновались вместе, так же, как не были разъединены праздники Рождества Христова и Крещения Господня.


Поэтому на ранних образах праздника два события – Вознесения и Пятидесятницы - были едины: Иисус Христос Возносится на небо и оттуда длань Божия посылает языки пламени на апостолов.


Когда возникла необходимость разделить два образа, т.к. праздники стали отмечаться по-отдельности, то был найден самый простой способ – взять за основу ту же схему, что и на Возесение – Богородица в центре стоящих группой апостолов, а сверху на них нисходят огненные языки.


Но богословски это неточно, потому что Вознесение заканчивает период Христова домостроительства, а Пятидесятница открывает новый  этап – создание церкви и начало домостроительства Духа Святого.


Выход был найден. За основу праздника Пятидесятницы был взят античный образ групповых портретов философов и мудрецов, сидящих полукругом. Сначала эта схема получила распространение в образе праздника Преполовения, где Иисус восседает в центре апостолов, потом эта же схема была взята для иконы праздника Собора Святых Отец, который отмечается в седьмое воскресение по Пасхе.


На иконе "Сошествие Святого Духа на апостолов", которая считается канонической, мы видим апостолов, восседающих на дугообразной скамье по шесть человек слева и справа. В центре, между апостолами Петром (слева) и Павлом (справа), оставлено место – для Вознесшегося, но оставшегося Главой Церкви,  Иисуса Христа. Эту икону иногда называют второй Тайной Вечерей.


Внизу две полудуги образуют арку, в которой виден античный образ Космоса. Использование античных фигур характерно для многих икон, например, иконы Крещения, где Иордан изображен в виде седовласового старца, а море – в виде убегающей женщины.


Космос стоит на темном фоне со священным платом, на котором лежат 12 свитков. Они символизируют проповеди апостолов, которым предстоит, после принятия Святого Духа, по слову Господа, отправиться учить все народы, сидящие во тьме и сени смертной.


Тьму олицетворяет фон, на которым стоит Космос, который аллегорически является образом всех народов. Отсюда параллель праздника Пятидесятницы с Вавилонским столпотворением.


Но если древнее сооружение Вавилонского столпа было разрушено, потому что в его основе лежала гордыня и Бог разделил людей через разные языки, то в Пятидесятницу происходит воссоединение всех народов, каждый из которых  будет слышать на своем наречии одну и ту же проповедь об Иисусе.


Сверху на апостолов нисходят лучи света с огненными языками пламени. На иконе все апостолы имеют нимб, в отличие от иконы Вознесения, на которой нимб только у Богородицы, первой получившей Духа Святого.


Разногласия в иконах касаются двух вопросов: следует ли изображать в центре Богородицу? А второй – запрет Стоглавого Собора XVI века изображать Святого Духа голубем, потому что в книге Деяний Дух Святой был в образе огненных языков, а не голубя. В виде голубя Он явился только на Крещение.


На Руси до XVII века было принято не изображать Богородицу среди апостолов, но постепенно, по мере обмирщения и все большей оглядки на запад, за основу брались католические образы Пятидесятницы, на которых Богородица изображалась всегда, начиная с X века. Учитывая культ Девы Марии, для запада это было естественным.


Но для России такое изображение было чужеродным, тем более, что в Деяниях апостольских, где рассказывается об этом событии, о Богородице в прямую не упоминается. Как впрочем, не упоминается и об апостоле Павле, который здесь тоже изображен. Его не могло быть среди апостолов, потому что он еще был Савлом и находился в стане гонителей христиан.


Здесь уже вступает в силу Предание, а не Священное писание, а согласно ему, Богородица присутствовала в момент нисхождения Духа Святого вместе с апостолами. Но если Она уже получила Духа Святого раньше, то второй раз получать Его вроде бы уже и не надо.


Другими словами, существует несколько образов Пятидесятницы, которые в православии принимаются с равной каноничностью: без Богородицы и с Богородицей, с голубем или без голубя.


Но мне нравятся не только русские иконы, но и те, что несут на себе яркие следы этнографической особенности восприятия праздника.


В самом начале текста размещена японская икона Пятидесятницы, очень лаконичная, без излишних деталей, но узнаваемая с первого взгляда. Она мне очень нравится, потому что чем-то похожа на картины Малевича.


Чуть выше по тексту - коптская икона – тоже понятная, но имеющая свою особенность: здесь мы видим в центре Богородицу, которая заняла место Иисуса.


А вот икона китайская со своей национальной спецификой и тоже с Богородицей в центре.  И все иконы очень интересные, все необычные, со своим богословским смыслом и своей образной картиной. Есть иконы эфиопские, армянские, греческие.


В России в основном сохраняется верность ранней русской традиции, которая очень точно и прозрачно отражает суть Пятидесятницы.


Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)