Богач из Рантвица Из историй рабби Нахмана

Арье Ротман
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК РАБИ ИСРАЭЛЬ БААЛ ШЕМ-ТОВ СПАС БОГАЧА ОТ ПРОКЛЯТИЯ

      Жил некогда в городе Рантвиц один очень богатый еврей. Как-то раз он уселся в свою карету и отправился в Меджибож навестить Баал Шем-Това. Поговорили о том о сем, а когда пришло время богачу уезжать, он вынул из кармана увесистый кошелек и положил на стол перед раби.
      Встал раби Исраэль и проводил гостя до дверей.
      - Может быть, ты хочешь о чем-нибудь меня попросить? - спросил он на прощание.
      - Нет, раби, - отвечал богач, стоя на пороге, - я хотел увидеть учителя, о котором говорит весь мир. И я хотел сделать ему маленький подарок.
      Раби Исраэль взглянул на кошелек и улыбнулся одними глазами.
      - И все же, не мог бы я чем-нибудь помочь тебе?
      - Ах, раби, в какой помощи я нуждаюсь, когда Бог дал мне все? Богатства мои приумножены, сыновья выросли, дочери счастливы в замужестве, внуки все в добром здравии. Нет, раби, благословен Господь, я не нуждаюсь в твоей помощи.
      И богач из Рантвица хотел садиться в свою карету, но раби остановил его:
      - Останься и выслушай историю, которую я расскажу тебе.


ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ ВЕЛИКИЙ РАБИ ИСРАЭЛЬ БААЛ ШЕМ-ТОВ, ПАМЯТЬ О НЕМ БЛАГОСЛОВЕННА, РАССКАЗАЛ В ГОРОДЕ МЕДЖИБОЖЕ БОГАЧУ ИЗ РАНТВИЦА, ПРИЕХАВШЕМУ НАВЕСТИТЬ ЕГО С БОГАТЫМ ПОДАРКОМ

      Сказал раби:
      - Жил некогда в городе неподалеку отсюда богатый купец. И был у купца друг, столь же богатый торговец. Дома их стояли на еврейской улице рядом, стена к стене. Сердца же их были настолько близки, что не знал один, где кончается сердце другого. Каждый взял себе жену, и она родила ему сына - в один и тот же день тому уже сто лет назад. И растили они сыновей, как растят близнецов, и росли сыновья вместе. Если один получал подарок, то делил его с другом, и были у них одни игры, и один учитель обучал обоих мудрости святой Торы. Когда же достигли оба возраста бар-мицвы и исполнилось им по тринадцать лет, дали друг другу клятву вечно хранить свое братство.
      И вот, когда пришел срок названым братьям взять себе жену, просватали одному из них невесту в далеком западном крае, и он отправился жить в дом тестя. А другому нашли жену далеко на востоке, и он отправился жить там. И легло между ними много сотен миль.
      Первые месяцы разлуки каждый день слали друг другу письма названые братья. Но прошел год, и стали писать по письму в неделю. Еще год прошел, - и писали раз в месяц. А когда подросли их дети и прибавилось хлопот, перестали писать и раз в год. Оба преуспели в торговле и умножили богатство. Но пришел день, когда одного из них постигло несчастье: корабли его, посланные с товаром в дальние страны, не вернулись к нему. Он хотел наполнить товаром новые корабли и послать их, но сгорели все его хранилища и амбары. Услышали должники, которым он ссужал деньги для торговли, что разорился их заимодавец, и не стали возвращать долг. Так стал один из братьев нищим.
      И тогда он вспомнил о названом брате. Продал свою одежду старьевщику и взял в долг лохмотья бродяги. Завернул в лохмотья горсть медных монет и пошел на восток. Указали ему дворец на главной улице. Окна дворца были оправлены мрамором, а ворота дворца украшены драгоценным деревом, привезенным из дальних стран. Ворота открылись перед ним, и он вошел внутрь. Множество диковинных сокровищ увидели его глаза, а ноги его утонули в мягких коврах. Картины в золотых рамах смотрели с каждой стены, а на тех картинах - чудеса Востока.
      Вышел ему навстречу названый брат и со слезами обнял его. И была их радость столь велика, как если бы были они сыновьями одного отца. Увидел названый брат лохмотья, покрывающие тело друга, и сказал:
      - Расскажи о несчастье, которое постигло тебя.
      И он рассказал ему и сказал:
      - Даже лохмотья нищего, которые видишь на мне, даже они мне не принадлежат, и я должен вернуть их.
      Тогда позвал названый брат начальника своих слуг и приказал:
      - Сочти все мои богатства и составь опись всему имению моему.
      Исполнил начальник слуг повеление и принес опись.
      - Половину всего имения моего продай, а золото отдай моему брату.
      И половину всего, что имел, отделил и отдал другу.
      И сидели названые братья вместе много дней, и ели, и пили, и благословил один другого, и дал ему коней, одежды и слуг, и проводил в дальний путь.
      Вернулся с богатством названый брат в свой город на западе и основал заново свое торговое дело. С большим умением и осторожностью повел торговлю и преуспел в ней больше прежнего. И стал он самым богатым купцом в своей стране, а золото свое берег как зеницу ока и никому не давал взаймы. На главной улице города он построил себе дворец и окна дворца защитил прочными решетками. Ворота дворца из крепкого дуба снабдил он железными засовами и тяжелый замок навесил на них. Внутри же поставил надежных сторожей и не велел пускать никого.
      - Ибо изведал я нищету и низость людей, - говорил он в своем сердце, - и не хочу увидеть своих сыновей нищими на дороге.
      В самом дальнем углу дворца он велел выстроить комнату без окон и стены ее обил железом. Дни и ночи проводил там, считая свое богатство, а оно все возрастало. Но боязнь потерять его не оставляла купца, и он продолжал копить сокровища из страха перед бедностью.
      Случилось, что далеко на востоке пошатнулись дела у названого брата его. В тот день, когда уделил он половину своего богатства обнищавшему другу, несчастье переступило порог его дома. Доверенные его обобрали его, и друзья его предали его, и пришли к нему заимодавцы и отобрали дворец, а все имение его продали за долги. И сделался он нищим, и не имел даже одежды, чтобы продать старьевщику и купить себе еды. Он стал голодать и тогда вспомнил о друге.
      - Я пойду к другу, и он спасет меня, - решил названый брат. И радость при мысли о друге согрела его сердце.
      Но прежде чем отправиться в путь, он послал другу письмо.
      - Письмо опередит меня, и друг мой, конечно, выйдет встретить меня в пути. Так я приближу миг нашего свидания.
      И он употребил на посылку письма последнюю горсть медных монет. Неделю за неделей шел он дорогой на запад и, питаясь милостыней, ночевал в полях. Но радость не покидала его, ибо за каждым поворотом он ожидал встретить друга, спешащего навстречу. И друг усадит его в карету, с почетом доставит его в свой дворец, там они будут наслаждаться трапезой и питьем, созерцая друг друга.
      Дни проходили, и сменялись недели, но не встретил он друга, меж тем как путь подходил к концу.
      - Верно, друг мой поехал другой дорогой, и мы разминулись в пути, - говорил он своему сердцу, чтобы утешить его, - но, не встретив меня, друг мой вернулся домой и теперь ждет-поджидает меня в своем дворце.
      И он ускорял шаги.
      Он вошел в город и спросил о своем друге. Указали ему дворец, похожий на крепость, на главной улице в еврейском квартале. И увидел он кованые решетки на окнах, и постучал в дубовые балки ворот дорожной тростью, и не услышал шагов изнутри, и ждал. И снова постучал, и стучал, пока не открылась узкая калитка и привратник сказал:
      - Одежда твоя - одежда нищего. Тем, кто в лохмотьях, нечего ждать у ворот дворца.
      Он хотел захлопнуть калитку, но странник не позволил ему.
      - Твой господин много дней с нетерпением ожидает меня. Я - друг его с детских лет, клятвою связаны наши сердца, поклялись мы вечно хранить наше братство. Иди же, скажи господину своему: тот, кого ты ждал, пришел!
      Рассмеялся привратник и пошел доложить господину:
      - Там, у ворот, убогий бродяга в лохмотьях утверждает, что он друг господина, и просит впустить его в дом.
      Подумал богач:
      - Если впущу его, вид его тронет мне сердце. Сжалюсь над ним и вспомню его милосердие. Может быть, он мне напомнит, как вместе росли мы, подобно двум братьям. Словами разжалобит мою душу и унесет половину богатства, что скопил я годами труда в своем заточении. Если верну ему долг - снова впаду в нищету. Ибо разве не это постигло несчастного, отдавшего мне половину всего, что имел? Не уподоблюсь ему, ибо познал я нищету и низость людей!
      Так он сказал в своем сердце и закричал сторожам:
      - Гоните его прочь!
      Вернулся к воротам привратник и видит - нет, не уходит бродяга в лохмотьях.
      - Не понял твой господин, неверно ты изложил ему дело! Ступай, передай ему: брат твой пришел! Тот, которого ждешь ты. Пришел отправитель письма!..
      Так он весь день кричал и стучался в ворота. Но не впустили его сторожа, и не отозвался привратник. Ночь опустилась на город, и почувствовал нищий, что сердце его разбилось. Голод изнурил его тело, и путь подорвал силы. Он понял, что умирает.
      - Не могу умереть у ворот его дома. Как нанесу я бесчестие брату? Скажут: нищий умер от голода, стучась и прося подаяния, - но не открыли ему.
      И из последних сил потащился прочь. Там, в конце улицы, упал на землю и умер.

      Не прошло много времени, как смертельный недуг погубил богача. Души названых братьев вместе явились к престолу Судьи Всемогущего и ожидали суда.
      Участью первого было - наслаждение светом, сокрытым для праведных в будущем мире. Участь второго - стыд Геинома и муки позора. Но, услыхав приговор, вступился брат за брата. Сказал:
      - Вечно хранить наше братство дал я клятву и нарушить ее не могу. Лучше я с ним опущусь в Геином, чем без него вознесусь в Ган Эден.
      Отвечал Всемогущий и сказал:
      - Удел праведников - свет Шехины. Удел нечестивцев - ужас и мерзость позора. Если ты не согласен - сам стань судьей и реши, как поступать с двумя душами, подобными вашим.
      Отвечала Всемогущему душа праведника и сказала:
      - Несправедливо осуждать брата моего за то, что я умер от голода у ворот его дома. Быть может, привратник неверно изложил ему дело. Разве привратник сказал, что я умираю от голода? Если бы брат мой узнал, что кусок хлеба может спасти мою жизнь, разве отказал бы он мне в куске хлеба?
      И продолжала душа праведника свою речь, и обратилась к милосердию Всевышнего, говоря:
      - Да ниспосланы будут наши души обратно в мир, и пусть снова стану я нищим, а брат мой - богачом. И пусть вновь я приду к нему и попрошу кусок хлеба.
      И так решено было над ними.
      И вошла душа праведника в тело рожденного нищим, а душа брата его - в тело рожденного в богатстве. И когда подрос мальчик, рожденный нищим, то отправился просить милостыню по городам страны. И пришел в город, где брат его, рожденный богатым, жил в своем доме. И когда проходил по улице мимо его дома, почувствовал голод и решил:
      - Вот богатый дворец. Войду и попрошу кусок хлеба.
      И он подошел и постучал в дверь, но никто не открыл. А в тот миг проходил случайный прохожий по улице, увидел его и сказал, засмеявшись:
      - Эй, бродяга, напрасно стучишься. Хозяин дворца и птице крошек не высыплет!
      И тогда дверь отворилась, хотя никого за ней не было, и нищий вошел. Он прошел весь дом и никого не встретил. И лишь в самом дальнем углу дворца он наткнулся на комнату без окон, стены которой были обиты железом. В комнате сидел человек и считал деньги. Подошел к нему нищий и сказал:
      - Я нищий, умирающий от голода. Дай мне кусок хлеба и спаси мою жизнь.
      Тогда взглянул на него названый брат его и рассмеялся:
      - Каждый ребенок в этой стране знает, что я не подаю милостыню. Глупец, зачем же ты пришел попрошайничать в мой дом?
      И увидел нищий, что не узнал его брат, и упал на колени, и в слезах умолял сжалиться над ним. И молил его так, словно жизнь их обоих и в этом, и в будущем мире зависит от корки хлеба:
      - Не дай мне умереть с голоду! Смилуйся и накорми меня, ибо я умираю на твоих глазах!..
      Тогда разгневался человек, считавший деньги, и закричал:
      - Прочь из моего дома, бродяга!
      Но названый брат его не уходил. Еще ниже преклонил он колени в мольбе. Схватил его за плечи рожденный богатым и хотел вытолкать вон. И лица их сблизились на миг, и глаза одного взглянули в глаза другого:
      - Дай! - со страстью взмолился нищий, глядя в лицо брату. И тогда тот ударил его ладонью по рту.
      Нить, удерживающая душу молившего, была истерта годами скитаний. Тщетность отчаянной мольбы расплела ее волокно. От последнего удара распалась она и прервалось дыхание умолявшего. Умирая, он упал к ногам брата, и душа его покинула его.

НА ЭТОМ ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ВЕЛИКИМ РАБИ ИСРАЭЛЕМ БААЛ ШЕМ-ТОВОМ БОГАЧУ ИЗ РАНТВИЦА, ПРИЕХАВШЕМУ НАВЕСТИТЬ ЕГО С БОГАТЫМ ПОДАРКОМ.

      И раби Исраэль перестал говорить, потому что закончил рассказывать эту историю. Он посмотрел на посетителя и спросил:
      - Ты все еще ни о чем не хочешь меня попросить?..
      Отвечал посетитель, и он едва мог говорить, потому что задыхался:
      - Раби, - выдохнул он, - я - этот богач! Что мне делать, раби?!
      - Твой умерший друг оставил после себя большую семью. Может быть, кто-то из нищих, встреченных тобой на дороге, его брат или сын? Попытайся, вдруг он возьмет то, что причиталось твоему другу?
      - Но как я узнаю, кому из нищих мой друг приходился родней?
      - Этого я не могу тебе сообщить. Попробуй не пропускать ни одного.
      Таков был приговор великого раби Исраэля Баал Шем-Това, и приговор этот, исполненный бывшим богачом из Рантвица, спас его душу от проклятия.