Акция Помни меня в Иркутске

Лилия Фрайзингер
Накануне Дня памяти: Всё дальше и дальше уходят от нас годы войны и о многих ветеранах можно написать очень много.  Я упомяну о некоторых из них,которые,к счастью, ещё живы: Большедворский Александр Корнилович, Погодаев Павел Георгиевич воевал под Сталинградом и на Курской дуге, Моисей Сергеевич Вишняков, полковник  воевал на Западном и Ленинградском фронтах, пожелал иркутянам радости победы и сказал, что мы скорбим о тех,кто не вернулся с войны. Рассказывают родственники: Белинский Михаил Осипович участник операции Багратион, Белинский Гарик Осипович погиб под Ельней, Михеев Пётр Павлович  участвовал в боях за освобождение Польши, Хлыстов Андрей Петрович прошёл всю войну: Курская дуга, участвовал в боях за освобождение Кенигсберга, Чаликов Осип Михайлович, Поджидаев Фёдор Григорьевич, Чихачёв Николай Герасимович воевал на Курской дуге и закончил войну в Австрии. Мой прадед Шерман Абрам Рувимович получил медаль «За боевые заслуги» за участие в Берлинской операции. Мой дед Фрайзингер Илья Григорьевич закончил войну в Австрии. Калашник Дмитрий Максимович, узник гестапо, поэт и писатель рассказывал о себе: "В 43 году попал в гестапо, был приговорён к смертной казни, меня хорошо избивали за перерубленный кабель телефонной связи. Я в оккупации был трижды, шесть раз переходил линию фронта от Изюма-Варленковского направления под Харьковом. Пишу рассказы, стихи на эту тему. Сегодня передача была о моём рассказе "Любовь и жизнь". Я сейчас заходил на радио, говорят, что были звонки, что слушали со слезами на глазах, спрашивали кто автор. Я не знал почему меня выгнали в день смертной казни из тюрьмы: отлупили меня ещё раз плетью и выгнали. А через некоторое время умерла моя тётя, у которой я жил. Перед смертью она моему брату сказала, что выкупила меня у начальника полиции, дала ему 10 золотых рублей  царской чеканки и новое демисезонное пальто." Он воевал на Дунае. Малолетний узник концлагеря также рассказал о себе: Малолеток-узников концлагеря сейчас 160 человек. С матерями отправляли в Германию. Мать работала: грузила, выгружала, копала землю, а мы на полатях сидели, кто выжил там из нас, тот выжил, а кто-то ушёл в печи, в топку-сгорел".
Кригер Нина Анатольевна рассказала о своём отце Хайновском Анатолии Иосифовиче, который  воевал  на Третьем Белорусском фронте в лыжном батальоне. Несмотря на то, что он пришёл с фронта весь израненный, но постоянно помогал, встречался с молодёжью, по школам ходил, занимался с ними военно-патриотической работой. Орденоносец: орден Славы третьей степени, орден Отечественной войны,   Его знали многие. Нина Анатольевна рассказала также о своём дяде Родионове Александре Леонтьевиче. Он участвовал за освобождении Австрии, погиб на фронте буквально перед самой победой в мае.  В день памяти и  скорби в Иркутске открылась Стена памяти ветеранов войны и тружеников тыла. Проводили разборку и сборку автомата Калашникова, учили пользоваться противогазом и радиосвязью. Всех присутствующих угощали кашей из  полевой кухни.