Операция Антифриз

Алексей Филиппов
                ОПЕРАЦИЯ «АНТИФРИЗ»
В сентябре 1942 года Генеральный штаб Красной Армии приступил к планированию наступательной операции под  Сталинградом. Операция эта вошла в историю под названием «Уран».  Стратегический замысел советского командования базировался на двух ударах. Первый со стороны среднего течения Дона в южном направлении, а второй – со стороны левого крыла Сталинградского фронта в северо-западном направлении. Конечная цель операции – окружение вражеских сил, осаждавших Сталинград. Достичь этой планировалось посредством неожиданных, быстрых и мощных ударов. Генеральный штаб запросил для проведения  операции 900 танков.   Танковый «таран» должен был пробить бреши в обороне противника, а уж через те бреши, мотопехота стремительным броском  окончательно сломит сопротивление ненавистного врага. 
При подготовке операции «Уран»  были сформированы два механизированных корпуса: четвертый и тринадцатый. Сформировали их путем реорганизации танковых корпусов: двадцать восьмого и тринадцатого. В сравнении с танковым корпусом, в механизированном более  чем в три раза (с 1107 человек до 3707) увеличено штатная численность бойцов-мотострелков, соответственно, с 80 до 300 выросло количество автомобилей. Вновь сформированные механизированные корпуса представляли основную ударную силу наступающих советских армий. Кроме механизированных корпусов в составе танковых войск 57-й армии были 90-я и 235-я танковые бригады. В составе первой было 3 KB, 14 Т-34 и  9 Т-70, в составе второй — 26 KB и 2 Т-34. Эти танки планировалось использовать исключительно для непосредственной поддержки пехоты из стрелковых подразделений. 
Для максимальной эффективности операции, конечно же, необходима внезапность.  Все перемещения войсковых соединений сопровождались повышенными мерами секретности и маскировки. Подразделения 4 и 13 механизированных корпусов начали прибывать в состав 57 армии с 29 октября. До 7 ноября  большая часть 4-й механизированного корпуса была переправлена на правый берег Волги. После переправы танки и мотопехота сосредоточились в небольших лесах  и населенных пунктах по берегу реки.
Готовясь к наступлению, советские танки были тщательно замаскированы. Все переговоры по рациям свели к минимуму. Приказы отдавались только персонально и в устной форме. Для того чтобы отвлечь противника, Ставка имитировала активные перемещения войск в районе Москвы. Эта имитация достигла поставленной цели, и немцы считали, что если наступление состоится, то оно начнется в районе Ржева.
Все делалось для того, чтобы внезапность мощного удара ошеломила и дезорганизовала противника. На эти психологические факторы очень рассчитывали разработчики наступательной операции, но такие расчеты скоро подверглись серьезному испытанию. В первых числах ноября в районе боевых действий ударили необычайно крепкие для осенней поры морозы. В этих условиях сразу же проявились все особенности зимней эксплуатации танков.  Резкое понижение температуры вызывает немало проблем технического характера. Чаще всего это связано с застыванием масла в трущихся частях двигателя. Застывшее масло при пуске холодного двигателя не сразу поступает к подшипникам, что приводит к износу трущихся частей, а иногда и к расплавлению подшипников. Под воздействием низких температур происходят значительные изменения вязкости смазок трансмиссии и ходовой части.  Быстро подготовить танк к  атаке никак нельзя было без определенных технологических навыков.
Такие вот рекомендации записаны в «Указаниях по использованию танков в зимней операции северо-западного фронта от 03.01.42 года».
«Обогрев машин производится периодическим запуском двигателя, а также поддержанием тепла в машинах, для чего проводятся следующие мероприятия:
Для каждой машины откапывается землянка, сверху машина покрывается брезентом или легким покрытием (хвойный шалаш). При наличии танковых обогревателей последние ставятся внутрь танка, а при отсутствии таковых могут быть использованы обычные жестяные печи, устанавливающиеся непосредственно под танк. На танки, работающие на дизельном топливе, можно такую же печь ставить непосредственно внутрь танка, укрыв последний брезентом. В этом случае используются заранее подготовленные сухие чурки. На весь период подогрева внутри танка устанавливается непрерывное дежурство не менее двух человек одновременно».
А так  вспоминает о запуске двигателя танка в зимних условиях ветеран Великой Отечественной войны  Семен Львович Ария
«Надо сказать, что в зимних условиях завести двигатель танка было очень тяжело. Для этого нужно было часа за два до выезда его прогреть, то есть подсунуть под танк противень, величиной чуть меньше танка, в этот противень налить дизельное топливо и поджечь. Часа через полтора танк, который, как и мы, был весь в копоти, начинали заводить».
В таких условиях, чтобы к минимуму свести потери машин еще до сражения, очень важно грамотно выполнять техническое обслуживание техники.
В «Кратком руководстве по обогреву машин в зимних условиях» сказано. При стоянке на длительное время сливают масло воду со спиртом (или антифриз), очищают все трубки насухо, вынимают аккумуляторы и ставят их в теплое помещение. Если нужно ехать – устанавливают аккумуляторы, заливают систему охлаждения разогретым до температуры 50-60 градусов антифризом.
Командирам танковых и других механизированных подразделений было строго указано на неукоснительное соблюдение установленных правил, но тут выявилась острая нехватка антифриза. При планировании операции, то ли  не учли столь резкого наступления морозной погоды, то ли по какой другой причине, но с антифризом в войсках было туго. Крайне мало оказалось антифриза в запасе. Кто-то из командования предложил использовать в качестве антифриза водку из наркомовских запасов, но технические руководства под эту идею переписывать не стали и танкисты продолжали настоятельно требовать  нужный антифриз.