2004г, 3. Дело - есть якорь для мысли

Раиса Лебедева
     Читаю о молитве. В этот раз яснее осознаю мысли святых. Святые говорят, что мерзостны молитвы Богу, если ум парительный, думает в это время о чем-то другом. Бог не слышит такой молитвы, говорят святые.
Я представила, как, придя в магазин, вместо того, чтобы просить необходимый товар, я начинаю говорить продавцу обо всем, чем озабочен  мой ум. Не попросишь – не получишь…
Так и я обращаюсь к Богу о помощи мне, а ум несет Ему всякий хлам мысленных образов, воспоминаний, совсем не относящихся к просьбе. Бог не слышит моих просьб, чего же я хочу – помощи или просто пришла к Нему повоспоминать о чем-то или помечтать.
Вот как описывает преподобный Нил Синайский молитву, когда ум парительным бывает:
«Воспоминание о плотских похотях (пожеланиях) возмутительно; потому что не только не дает беседовать с Богом, но даже ум, по-видимому, молящийся, оскверняет мечтаниями гнусных представлений. Хорошо пребывать непрестанно в молитве и ум упражнять в собеседовании с Богом. Но так ли это бывает у нас? Часто отвлекаясь от слов молитвы, следуем за уводящими нас помыслами, не отрекаясь от них и не огорчаясь ими, - что было бы признаком несогласия воли с внушающими не должное.
Хотя наружно показывает молитвенный вид, - ибо, преклонив колена, смотрящим на нас кажемся молящимися, но мыслию представляем что-либо приятное, благосклонно разговариваем с друзьями, с гневом злословим врагов, пируем с гостями, строим домы родственникам, садим деревья, путешествуем, занимаемся торговлею, насильно бываем привлекаемы в священный сан, с великою осмотрительностию устрояем дела порученных нам церквей и большую часть всего этого перебираем в мыслях; на все, что ни подскажет помысл, соглашаясь так, как угодно страсти расположить к этому сердце наше».

«Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление. Пусть отвсюду приближаются бури и порывы ветров угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем; несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гонящих ее ветров.
«Отказывающиеся от рукоделия под предлогом, что должно непрестанно молиться, на самом деле и не молятся»

   Как искусен лукавый. Какой неутомимый и настырный, услужливый до приторности. Стоит рядом, как лакей (не гнушается!) и на ладони держит поднос с искушениями – любое, на выбор и мгновенное; но отрадно замечать, что его помыслы-искушения уже приходят с опозданием. Добрая мысль уже вошла и видит, что вслед за ней явился помысл-искушение. Опоздал – только отмахнись, как от надоедливой мухи. Нет уже брани прерывать его, замечать, что он завладел умом и изгонять, призывая  Бога в помощь. Вначале чувствуешь себя, как идущим по лесу : вот хороший гриб – в кузовок, а вот поганка, и вдруг замечаешь, - надо же, в кузовок положила поганку. Выбросить ее! Теперь я чувствую себя идущей по минному полю – где та уловка спрятана? Не наступить бы…
Так учили святые Варсануфий и Иоанн:
-Когда во время псалмопения или молитвы, или чтения придет худой помысл: пренебреги им, и вникни тщательнее в псалмопение, молитву или чтение, чтоб заимствовать силу от произносимых тобою слов; если он упорствует, постарайся призывать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов».

     Всего несколько дней назад написала: «Начавший страхом суда и преуспевающий в очищении сердца…» - отметила для себя понятие премудрость. Перечитывая сегодня (уже после того, как отметила у Екклесиаста рассмотрение мудрости, разума, нечестие глупости, невежества и безумия), я увидела, что речь идет не только о премудрости, но и о разуме, и о совете.  Запуталась – что же есть премудрость, что – разум, а что – совет? Возможно, мудрость – отличать добро от зла? Совет – слышать внутренний голос совести, Ангела Хранителя?  А разум?
Разум, разуметь… - может, это постижение вещей? Но там указано – ведение сущаго, ведение человеческих и божеских вещей. А что же разум? 
    Читаю: «Тогда ум такого человека научается от Святого Духа высшим и сокровенным тайнам, которых, по божественному Павлу, ни око человеческое не может видеть, ни ум уразуметь сам собою никогда…»

     Разум, разуметь, ум – имеют общий корень – ум. Святый Дух научает, посещает молитвенника?
Что же я поняла?  Ничего...
Ведение, разум, разумение, созерцание. А еще откровения…
    Ум подсказывает о безумии, нечисти глупости и невежестве, которые являются противоположным мудрости, разуму и совету; суду и совести. Сколько новых понятий… Как все это впитать, познать?

Господи!
Силу слова мне вложи.
Покажи мне силу света,
Силу Света Своего.
Покажи мне мудрость слова,
Мудрость Слова Своего.
Покажи мне щедрость слова,
Щедрость Слова Своего.
Дай Совет иметь мне Твой,
И согласие с Тобой.
Мир с Тобой хочу иметь,
Чтобы в мире с миром жить.
Светом тьму отгородить
Силой Слова Божюего.