Морская смекалка

Станислав Сахончик
В далеком сейчас  1990 году, во время эритрейско - эфиопской войны,  неожиданно для себя  в центр боевых действий попала наша военно-морская база на острове Нокра (архипелаг Дахлак в Красном море).
База, а правильнее выразиться 933-й пункт материально-технического обеспечения  (ПМТО), была предназначена для обслуживания действий  кораблей и подводных лодок 8-й оперативной эскадры Индийского океана. Личный состав базы состоял из ремонтников и снабженцев Тихоокеанскогофлота, охраняемых  батальонной тактической группой морской пехоты на десантном корабле. Остров не имел каких-либо укреплений, ведь никто даже и не думал, что придется с кем-то воевать на суше.Тем более,что кто-то осмелится связываться с СССР.
Ситуация для наших моряков осложнилась, когда на  архипелаг, после взятия эритрейцами порта Массауа,  стали прибывать остатки разбитых и деморализованных частей эфиопской армии и корабли ВМФ Эфиопии. Это сразу поставило под угрозу нападения и наших моряков.
Остров стал подвергаться обстрелам  из реактивных установок  «Град» и набегам скоростных катеров эритрейского  «москитного» флота, вооруженных крупнокалиберными пулеметами «Браунинг», безоткатными орудиями и трубами от установок «Град». Катера  имели стеклопластиковый корпус и мощные моторы «Ямаха», их было трудно обнаружить и еще труднее в них попасть.
База  постоянно нуждалась в пресной воде, горючем, продовольствии и боеприпасах, тем более, что снабжение эфиопских войск и кораблей велось и с  наших складов. Единственный путь подвоза - морем, через узкий пролив Массауа – Южный, контролируемый эритрейскими катерами и береговой артиллерией.
Поэтому все грузы доставлялись конвоями транспортных судов и танкеров, охраняемых боевыми кораблями, практически постоянно подвергавшихся обстрелам с берега или нападениям катеров. Причем директива Москвы предписывала открывать только ответный огонь, что ставило наших моряков в неравные условия. А бои на море между эфиопскими сторожевыми кораблями и эритрейскими катерами и шли нешуточные, обе стороны несли серьезные потери.
В 1990 году  кораблями эскорта на базе были артиллерийский катер АК-312  Керченско - Феодосийской бригады ОВР Черноморского флота и  морской тральщик «Разведчик», тоже черноморский.
Эти небольшие корабли были вооружены только 30-мм пушками АК-230,25-мм зенитными автоматами 2М-3М и дополнительными крупнокалиберными пулеметами ДШК и «Утес». Были и штатные торпеды, реактивные бомбометы и глубинные бомбы, непригодные для борьбы с малоразмерными скоростными катерами, ведущими партизанскую войну.Более крупные корабли командование посылать не считало нужным,да и кораблей  с мощным артиллерийским вооружением на флотах уже не оставалось,а использовать противокорабельные ракеты на такую мелочь было нецелесообразно. 
Никакой броневой защитой  эскортные корабли  не обладали, попадание крупнокалиберной пули «Браунинга» с близкого расстояния прошивало борт насквозь, поэтому основной задачей было огнем артиллерии и пулеметов не допустить катера противника на расстояние  действенного огня. Импровизированная защита  в виде мешков с песком  делалась только вокруг пулеметных точек. Причем  для обеспечения  кругового обстрела  на АК-312  убрали даже спасательные шлюпки - в случае гибели корабля  спастись  в море, кишащем акулами, было бы невозможно.
Да и на острове надо было, что-то делать для защиты людей от снарядов. Каменистый грунт был настолько твердым, что даже попадание снаряда от «Града» делало в нем только небольшую выбоину. Поэтому импровизированные укрытия  для людей и боевой техники делали из камней и даже металлических бочек, залитых цементом. Пришлось делать и бомбоубежище и запасной  подземный КП. Все моряки базы были вооружены стрелковым оружием  и расписаны по боевым постам. Остров был готов к нападению с моря. Только долго ли могли  четыре сотни моряков продержаться против нескольких дивизий эритрейских войск, только что разгромивших  регулярную эфиопскую армию и уже тренировавшихся в высадке десанта.Тем более,что это была не наша война!Однако дрались отважно ,проявляя храбрость и умение...
Однажды морякам АК-312 пришлось применить всю свою смекалку и сноровку, чтобы  отбить нападение катеров противника. Необходимо было доставить группу демобилизованных моряков и морских пехотинцев с острова на госпитальное судно «Енисей», идущее в Севастополь и взять оттуда очередную смену. Артиллерийский катер выбрали не от хорошей жизни - других  подходящих быстроходных кораблей просто не было. Вся надежда была на скорость (АК -312 мог дать 35 узлов),пушки и темную, штормовую ночь.
 И вот перегруженный катер, с погашенными ходовыми огнями, выскользнув из узкого прохода, скрылся в чернильном  мраке тропической ночи, и только кильватерный след предательски белел за кормой.
В проливе Массауа-Южный  волнение моря достигло трех баллов, пришлось сбавить ход. И в это время  радиометрист засек скоростные цели, охватывающие корабль с кормы. Это были шесть эритрейских катеров, внезапно отрывших пулеметный огонь по АК-312. Ответным огнем из кормового орудия  и пулеметов один катер был уничтожен, однако остальные не отставали.
И тут командир катера ,капитан-лейтенант Николай Белый, решился на импровизацию - приказал сбросить глубинные бомбы по курсу катеров. Бомбы, рассчитанные  на потопление подводных лодок, рванули под катерами, разнеся в куски один  и отбив охоту от преследования у других.
Это был первый в истории всех флотов мира случай применения глубинных бомб  против надводных кораблей!  АК-312 благополучно доставил моряков на «Енисей» и вернулся обратно, отбив еще одну атаку и потопив  артиллерийским  огнем еще  один эритрейский катер.
 Этот бой 27 мая 1990 года вошел в историю  советского флота, как один из примеров мужества и смекалки наших военных моряков.
Но на этом  нападения на конвои не кончились, наоборот  их активность возросла. Нужно было принимать какие-то радикальные, нестандартные  меры, и в штабе 8-й оперативной эскадры придумали  один, доселе не применявшийся, прием.
По воспоминаниям  вице-адмирала Ю.Г.Михайлова, бывшего в то время начальником тыла 8-й ОПЭСК:
«На МТЩ «Разведчик» посадили группу минеров под руководством капитана 1-ранга В.Каюрова. Тральщик замыкал караван. На нем кипела работа - минеры снаряжали и готовили к сбросу на воду большую мину, рассчитанную на взрыв в гуще преследовавших катеров. После выхода из бухты  темной ночью, радиометристы тральщика доложили, что наблюдают 15 малых целей, которые начинают с кормовых углов с нами сближаться. Дождавшись момента, когда они сгруппировались, мина была сброшена с тральщика.
По истечении расчетного времени раздался оглушительный взрыв, кормовой сектор вспыхнул ярким светом, и наступила тишина.
Радиометристы наблюдали несколько неподвижных целей и несколько целей, уходящих в сторону берега. Конвой  беспрепятственно проследовал в Аден.
В результате взрыва из 15 преследовавших нас катеров девять было выведено из строя, при этом 5 из них утонули, еще 4 катера были подобраны эфиопским сторожевиком и отбуксированы на базу.О судьбе уцелевших эритрейских катерников можно было не спрашивать-обе стороны  пленных не брали.
После этого эритрейские сепаратисты передали предложение, чтобы наши караваны ходили только днем и они не будут их обстреливать. Предложение было принято".Правда, взамен стали интенсивно обстреливать остров артиллерией с полуострова Бури.Наши отвечали реактивными снарядами "Градов" и противокорабельными ракетами П-15.Свое слово эритрейцы все же нарушили,огонь по конвоям потом шел и днем.Пришлось ставить дымовые завесы.
Так  морская смекалка и нетрадиционное мышление позволили  продержаться на острове Нокра до получения приказа из Москвы об эвакуации базы. Без потерь!.(на фото МТЩ "Разведчик",ныне корабль ВМС Украины "Черкаси")