Самарканд. 6. Мавзолей трёх религий...

Валерий Анипко
              Сегодня у нашей группы посещение мавзолеев пророка Даниила и Куссама - двоюродного брата пророка Мухаммеда… Потом сразу домой… Ученые до сих пор так и не пришли к единому мнению, когда в Самарканде появился мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом людьми сразу трех мировых религий - ислама, иудаизма и христианства... Согласно Библии, в 605 году до н.э. Даниил был в Израиле взят в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за способность творить чудеса. Его освободил персидский царь Кир, но из-за старости он не смог вернуться на родину, и был похоронен в городе Сузы – это рядом с нынешним городом Мосул в Ираке.

             Во время похода Тамерлана в 1397-1404 годах в Малую Азию, его войско не смогло взять Сузы штурмом. Тимур выяснил, что город защищают мощи пророка. Тогда он сказал осажденным, что не будет разрушать город и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она также охраняла его столицу от бед… Но это как бы опять легенда… Хотя персидский историк Истархи был в Самарканде за четыре века до рождения Тимура и писал, что мавзолей Даниила уже тогда был в городе. Да и учеными доказано, что культурный слой вблизи мавзолея датируются археологами VI веком до н.э., то есть когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил. Мощи тогда могла привезти еврейская община, которой огнепоклонники разрешили жить в Самарканде… Или - христиане, раз император Византии Зенон тоже перевёз часть его мощей из Суз в Константинополь, о чём свидетельствует мавзолей Даниила в современном Стамбуле. И в Иерусалиме, кстати, тоже есть мавзолей с его мощами…
            
             А мусульмане считают, что в этом мазаре находятся останки Даниёра - сподвижника Куссама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада. Все официальные делегации из стран с различным вероисповеданием, прибывающие в Самарканд, обязательно посещают этот мавзолей. В 1996 году, во время празднования 125-летия Ташкентской православной епархии, Патриарх Всея Руси Алексий II специально приезжал в Самарканд ради пророка Даниила, и совершил обряд освящения и его, и фисташкового дерева, стоящего около мазара более 500 лет. С этим визитом Патриарха связывают поистине чудесное событие. Дерево у мазара давно засохло, и его уже собирались срубить… Но весной 1997 года оно  вдруг, как ни в чём ни бывало, зацвело…. Многие привязывают на ветки фисташки ленточки ткани, загадывая желания.
 
              И мои коллеги, корреспонденты агентства «Фергана.Ру», подтверждают слова Патриарха Алексия, что здесь чувствуется присутствие святости… Они говорят, что: «…В мавзолее на самом деле присутствует мощный источник позитивной энергии. А при сидении возле мощей даже без молитв и праведных мыслей, в теле возникают мгновения невесомости и счастливого забытья…»… Я даже комментировать это не буду, чтобы, не дай Бог, ни задеть религиозных чувств сразу всех евреев, мусульман и православных… Об этом российская Госдума даже закон приняла…

             …Когда мы вернулись к гостинице, то там ещё все дрыхли… Во дают… В Узбекистане встают как можно раньше, чтобы по холодку сделать самые важные дела… А когда солнце начинает жарить – то проводят время больше в тени… С 12 дня до 4-5 часов пополудни почти никто не работает… Кроме тех, кто встречает и развлекает оглашённых туристов… Вон уже и наш очередной гид подтянулся, который будет нам показывать мазар Даниила и мавзолей Шахи-Зинда… Наши начали там в автобусе что-то собирать и перекладывать, а мы с бажой опять пошли на базар… Вы будете смеяться – но мы решили ещё затариться самаркандскими лепёшками… Когда ещё мы сюда попадём… К нашему возвращению уже всех растормошили и можно было ехать…
 
             Мазар Даниила оказался не древним – его построили только в 1900 году. Новый экскурсовод Исламбек опять начал с легенды, что до этого его рука лежала под камнем, рядом с которым стояли священные шесты.  И что она будет расти до тех пор, пока ею не будет опоясана вся планета, и тогда на Земле наступит рай. И что сейчас её длина уже 18 метров… О, господи…
             У подножия мазара - родник. Его вода лечит душу. Каждый непременно должен её попить и совершить омовение. Люди приезжают сюда со всей Средней Азии, чтобы напиться и набрать её с собой. Ну, что ж, и мы попьём и умоемся… Особенно, если эта вода душу отмывает… Что-то у меня есть подозрение, что моей душе это остро необходимо… Около мавзолея продают мусульманские амулеты. Люди покупают их и просят человека, читающего молитвы внутри мавзолея, “почитать на амулет”.
 
             Входить в него нужно без обуви - внутри все устлано коврами. Хорошо, что я утром ещё и ноги помыл… Вокруг саркофага с рукой, укрытого зеленым бархатом с золотой вышивкой по краям, нужно молча обойти три раза. После этого все садятся, и смотритель читает молитву. Говорят, что если во время чтения он зевает, то кому-то тут же отпускаются грехи.
             Мы приехали первыми, поэтому благообразный дедок, кстати – с удивительно молодым голосом, зевал раз пять-шесть… Не знаю кто как, а я считаю, что вышел из мавзолея совершенно безгрешным… Надо будет потом почаще сюда приезжать…

             …Последний наш объект – это комплекс мавзолеев Шахи-Зинда… В переводе – «Живой Царь»… Но это для русских "царь" - на Востоке в основном шахи были... Так что для местных и тех, кто приезжает из Ирана, Ирака - он "Живой шах", кто из Китая, Японии - "Живой император", из Африки - "Живой вождь", из Европы - "Живой король", из Америки - "Живой президент"... Я "Царя, Короля и т.д. Зинда" посещал уже трижды, когда был в Самарканде в командировках, и скажу вам, что приехал бы ради него ещё много раз… Потому что этот архитектурный ансамбль - действительно что-то невообразимое…

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2013/06/24/569