Что? где? когда? выпуск 12

Майя Уздина
Чем успокоиться после тяжелых дней памяти и скорби? Меня спасает Александр Сергеевич Пушкин.

Почитаю, наугад открыв  любой том, прислушиваюсь к словам, к музыке стиха, и плавно вхожу в  жизнь.

"Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Равно сиянье льет она.
Заглянет в облако любое,
Его так пышно озарит —
И вот — уж перешла в другое;
И то недолго посетит.
Кто место в небе ей укажет,
Примолвя: там остановись!
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?"

А теперь предлагаю читателям ответить на вопросы. Все вопросы  о творчестве А.С. Пушкина. Если не помните, поищите ответ в интернете.

Пояснение к вступлению:

В поэме "Цыганы" старик рассказывает Алеко о своей давней любви, о  Мариуле,которая оставив годовалую дочь  Земфиру,ушла с молодым  цыганом.


ЧТО ГДЕ КОГДА?

1. Кто и в каком произведении говорит эти слова? Дополнительный вопрос: кто переложил  эти слова на музыку?

"Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей."

Это монолог Алеко из "Цыган". Либретто оперы написал Немироаич-Данченко.
В 1892 году композитор Сергей Рахманинов органично воплотил художественный замысел Пушкина в музыке, создав оперу «Алеко».


Внимание современников Пушкина своей ритмической выразительностью привлекла страстная песня Земфиры «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» Она была положена на музыку А. Верстовским и Петром Ильичем Чайковским, рано переведена на ряд европейских языков.


2.  Как называется стихотворение, отрывок из которого перед Вами?

 "Иные, лучшие, мне дороги права;
 Иная, лучшая, потребна мне свобода:
 Зависеть от властей, зависеть от народа –
 Не все ли нам равно. Бог с ними. Никому
 Отчета не давать, себе лишь самому
 Служить и угождать, для власти, для ливреи
  Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
  По прихоти своей скитаться здесь и там,
  Дивясь божественным природы красотам,
  И пред созданьями искусств и вдохновенья
  Трепеща радостно в восторгах умиленья.
  Вот счастье! Вот права…"

Ответ:2.«Из Пиндемонти». Научное исследование  и история стихотворения см.
  http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v85/v85-052-.htm


3.Вы помните откуда эти слова?

"За  благом  вслед  идут  печали,
Печаль  же — радости  залог,
Природу  вместе  созидали
Белбог  и  мрачный  Чернобог..."

Ответ: "Руслан и Людмила."

4.Что Вы знаете о словах, которыми кончается «Борис Годунов»
«Народ безмолствует»?

Ответ- «Жуковский только тем и занимался, что за Пушкиным исправлял. "Народ безмолвствует" - тоже его рук дело. У Пушкина-то народ кричал "Да здравствует царь Димитрий Иоаннович!", что было куда более правдоподобно. Но вот крылатой стала фраза именно про "безмолвствует". Еще бы! Какой народ не любит, когда ему льстят.)»


5.Как называется стихотворение, из которого взяты эти строки?

"Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок."

Ответ:. Вольность.Ода.

6.А эти слова откуда?

"Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь."

Ответ: "Сказка о царе Салтане."

7.Конечно, Вы знаете эту сказку?

«… Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Ответ: "Сказка о рыбаке и рыбке"

8.А эту сказку помните?

"Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит."

 Ответ: "Сказка о Золотом петушке".

9.Из какого стихотворения эти строки?


«Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?»

Ответ:"Деревня"


10.Какое стихотворение начинается так:

"Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
C вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит."

Ответ: "Жених".

11. Как называется  стихотворение, отрывок из которого перед Вами:
 
..." Я нравлюсь дамам, ибо скромен,
И между ими есть одна.....
И гордый взор ее так томен,
И цвет ланит ее так тёмен,
Что жизни мне милей она.
Она строга, властолюбива,
Я сам дивлюсь  ее уму —
И ужас как она ревнива;
Зато со всеми горделива
 И мне доступна одному.
Вечор она мне величаво
Клялась, что если буду вновь
Глядеть налево и направо,
То даст она мне яду; — право —
Вот какова ее любовь!
Она готова хоть в пустыню
Бежать со мной, презрев молву.
Хотите знать мою богиню,
Мою севильскую графиню?..
 Нет! ни за что не назову!"

Ответ:"ПАЖ
или
ПЯТНАДЦАТЫЙ ГОД".

 
А эти строки из"Евгения Онегина" просто прочтите и насладитесь пушкинской строфой.

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!

Спасибо.