6. Профессор, Вы ничего не забыли?

Василий Котов
На вас когда-нибудь спорили? Странное ощущение! Работал я в девяностые в одной частной фирме, хозяином которой был бандит (оттрубивший на зоне, освобожденный досрочно за примерное поведение, завязавший с убийствами и разбоем и решивший встать на путь честного предпринимательства). Нет, убивать меня никто не собирался! Дело было так...

Наш шеф - товарищ амбициозный и заводится с пол-оборота. И вот, схлестнулся он однажды со своим бывшим школьным товарищем, занимавшим должность его зама, и всячески старающимся подчеркнуть собственную значимость в фирме. А любимая фраза шефа была: "Незаменимых нет!" Вот и сейчас:

- Андрюша, незаменимых нет! Хочешь увольняться - ну и катись! А я не позволю, чтобы ты мне условия ставил! Да любой из моих людей тебе запросто фору даст! Вот... Васька, например... Он и проект не хуже тебя сделает, и еще все нужные подписи и справку от пожарника нарисует! И ты мне на хрен будешь не нужен!

Андрей на эту тираду снисходительно улыбнулся:

- Я ни в коей мере не умаляю достоинств Василия, но ведь... у него нет соответствующего технического образования! Да, проект здания, да, подписи... Но он - художник, а не инженер! Что он понимает, например, в системах вентиляции? Или отопления?

- Да он на практике это все своими руками щупал!

- И все же, - не соглашается Андрей. - Сделать профессиональный проект системы отопления - тут одной практики мало. Нужна техническая грамотность, знания... Да и... не может человек одновременно быть и художником, и управленцем, и в технических деталях хорошо разбираться. Он - человек творческий, креативный... - дипломатично уточнил Андрей, не желая со мной ссориться. - А это - совсем другое. Он не сможет.

- Сможет!!! - стукнул кулаком по столу шеф, больше всего не выносивший вот этого спокойно-снисходительного Андрюхиного тона. - На что спорим? И сможет лучше тебя! Вот хоть сейчас пойдет, выучится и получит точно такую же корочку, как у тебя! Причем, не вшивую синенькую, а с отличием!

Я не стал дослушивать этот бред (тем более, что когда шеф выходил из себя, ему под горячую руку лучше не попадаться...) и вышел из кабинета. Вскоре накал страстей достиг предела. Андрюха, весь красный, выскочил, хлопнув дверью, а шеф проорал ему вслед:

- И тебя пошлю к е... матери! И его на твое место посажу!

Увидев меня, добавил чуть спокойнее, но не намного:

- Василий, поди сюда! Садись... Наливай себе кофе... конфеты бери...

Это предисловие означало, что будет какой-то серьезный разговор.

- Короче, слушай сюда... Пойдешь учиться на технаря-строителя... как этот придурок... Только учиться будешь хорошо!

- На заочном?

- Не, заочное - туфта! На вечернее пойдешь...

- Дак я же это... я ни на один технический факультет даже не поступлю! Я и в школе-то физику-математику не ахти, а со школы сколько времени прошло.

- Не ссы! Пойдешь на платное отделение. Там поступить легче... А уж как потом учиться - это мозги включай! Не боги горшки обжигают...

Я уже понял, что на меня поспорили.

- И каковы условия договора? - спрашиваю.

- Значицца так. Я, разумеется, оплачиваю всю твою учебу, поднимаю тебе зарплату, а если приносишь мне красный диплом - получаешь единовременную премию в размере... (от названной суммы у меня, не скрою, глазки загорелись) и выгоняю этого рас...дяя, а тебя сделаю своим замом... Ну как, идет?

Не особенно я рвался в замы, меня мое место вполне устраивало. Да и Андрюху подсиживать вовсе не хотел, хотя он мне не очень нравился как человек, но как начальник - ничего, не хуже других... А вот перспектива немедленного повышения зарплаты, весьма привлекательная премия в будущем... Я в семье один работаю, ребенок маленький, кормить надо... А потом - может, съездим куда всей семьей... Да и получить образование за чужой счет - заманчиво. Ну, не помешает мне потом эта корочка, не помешает! Хотя совсем не представляю, как буду сдавать какую-нибудь электротехнику, да еще на отлично, если у меня все эти схемы и формулы заранее вызывают приступы уныния... Ладно, мечтать будем потом, а сейчас надо выяснить, какова "обратная сторона медали".

- А если я не получу красный диплом? Тогда что?

- Ну, тогда... Тогда просто вернешь мне то, что я затрачу на твою учебу, и каждый останется при своем.

- Идет!

Мы ударили по рукам. Каким-то образом я поступил. К абитуриентам на платном отделении относились очень лояльно. Главное - плати! Но вот успешное окончание денег учебному заведению не прибавляло. И тут уже все зависело от нас. Близились выпускные экзамены. За эти годы в стране многое изменилось, гиперинфляция неслась семимильными прыжками. Возврат денег стал для меня не то что затруднительным, а практически невозможным... Я знал, что это значит в случае с нашим шефом - рабство. Тех, кто не мог вернуть ему долг, он заставлял "отрабатывать". То есть, оказывать ему периодически какие-то услуги, которые могли идти вразрез не только с твоим желанием, но и с моральными принципами. Все-таки бандит - он и есть бандит. Понятия добра и зла у него своеобразные... Но при всех своих отрицательных качествах шеф железно держал свое слово, даже данное без свидетелей. То есть, у меня оставался один выход - получить этот самый красный диплом.

Если с сопроматом мы подружились с первых дней, проектирование было даже интересно, а электротехнику у нас вела очень милая дама, с которой мы договорились полюбовно: она мне - пятерку, я ей - наглядные пособия, то такой предмет как "строительные машины" вставал на моем пути непреодолимым рвом со змеями... Я бульдозер от грейдера не отличу! Да что там бульдозер, "Жигули" от "Мерседеса"! А тут еще и учебники в библиотеке закончились. И нигде в городе нет нужной книги! Единственный материал, которым мне удалось разжиться по теме своей контрольной - рекламный каталог... вибраторов! Нет, не то, что вы подумали. Вибратор - это устройство такое для утрамбовки бетона. Но мне от этого не легче Я про "те самые" вибраторы, пожалуй, мог бы больше написать! В каталоге информации - ноль. Только технические характеристики, схемы в разрезе и цены. Что я делаю?  Разумеется, очень красиво срисовываю все схемы и... тупо переписываю ВЕСЬ имеющийся текст [i]каллиграфическим[/i] шрифтом, стараясь растянуть его на объем тетради. Надежда только одна:  что все эти открыточные виньетки впечатлят экзаменатора и заодно отобьют охоту читать, ЧТО ИМЕННО там написано. Благо, какие-то технические термины в тексте мелькают...

Конечно, семья за меня молится. Но моя собственная вера весьма материалистична... Христианство - это скорее мои убеждения, нравственные принципы. Нет, я не отрицаю сверхъестественную помощь, но верится только в то, что Бог дает силы, удачные совпадения, включает внутренние резервы... Но вот чудо типа "вспомню то, чего никогда не знал" - такое, извините, в голове не укладывается. А как еще получить пятерку?  Взятка - не тот случай. Препод - принципиальный товарищ советской закалки. Предложив деньги, его можно только разозлить. Вот еще и контрольная эта долбанная потерялась куда-то! А я уже опаздываю! Куда запропастилась эта тетрадь? Наконец, нахожу, вылетаю. В метро - новый неприятный сюрприз. Выход на Сенную закрывается перед самым моим носом! Некогда спрашивать, в чем дело. Бегу через переход на Садовую. Я уже опоздал, а преподаватель этого не любит! Вот я придурок, не мог выйти хотя бы на три минуты раньше! Про себя молюсь Богородице - может, произойдет хоть маленькое чудо - экзамен задержат, или препод в хорошем настроении и не станет злиться? А толку! Я все равно НИ ХРЕНА не знаю!

Маленькое чудо происходит - замок сломался, и все ждут, пока слесарь  вскроет дверь в аудиторию. Это как-то сразу обнадеживает...

Беру билет. Смотрю в него. Нет, второе чудо не происходит - даже название темы мне незнакомо. Что ж, буду смиренно ждать своей участи! Время, данное на подготовку, трачу на молитву. А что еще делать? Молитва моя звучит примерно так:  "Господи, сделай так, чтобы мне поставили пять! Не знаю, как Ты это сделаешь, но пусть поставят! Мне очень нужно".

Парень, отвечающий вперед меня, демонстрирует уверенные знания. Видно, что человек не просто ориентируется в материале, но наверняка у него есть опыт работы с теми машинами, о которых он рассказывает. Экзаменатор задает ему дополнительные вопросы. На что-то студент отвечает сразу, на что-то затрудняется ответить... Слушая их, ощущаю себя блондинкой из анекдота: кроме слова "машины"  мне в их диалоге вообще ничего не понятно.

В результате парню ставят... четыре! А мне тогда что? Сразу ноль? М-да... Надежда на умение "лить воду" улетучивается. Тот студент тоже складно треплется... И тем не менее... Но вдруг я становлюсь совершенно спокоен. В самом деле, что дергаться-то? Или случится ЧУДО, или нет. От меня уже ничего не зависит. И когда меня вызывают, иду к кафедре с дружелюбной улыбкой. И тут... моя контрольная теряется второй раз!  Ее теряет препод. И дергаться начинает уже он. Ему, человеку педантичному и аккуратному, неловко являть перед студентом свою неожиданную безалаберность. Как же так случилось? Наверное, в библиотеке оставил... Я уже просто спокойно наблюдаю за развитием событий. Препод возвращается с виноватой улыбкой - оставил мою тетрадь на подоконнике в коридоре! Хорошо, что не пропала. Мимоходом открыв ее, восхищенно цокает языком.

- Вот это оформление!  Сразу видно, с душой сделано!

До меня доходит, что он ее до сих пор не открывал даже - не успел.

- А я чуть такую красоту не "посеял", - смущенно продолжает препод. - Ну, видите ли, я ведь тут по-совместительству преподаю. Вообще-то я - главный инженер... У нас на объекте сегодня авария , я весь на нервах... вот, замотался совсем...

Ему неудобно, и мне его жаль. Хочется поддержать.

- Как я Вас понимаю! У нас тоже как-то во время наводнения размыло только что залитый фундамент...

- Это где?

- На Каменном острове.

- Не на Березовой?

- Точно!

- И у нас та же фигня была! Только на Васильевском... А вот когда мы на Сампсониевский раствор заказывали...

- ...для заливки крыльца, потому что там электричество отключили, - продолжаю я.

- Вы там что, тоже работали? Сколько же Вам лет?

- Я там практику проходил, когда на реставратора учился.

- Так порезки на куполе - не Ваши ли?

- Мои!

В общем, минут пятнадцать мы делимся воспоминаниями. Потом препод спохватывается:

- Ох, времени-то уже сколько... а мне еще пол-группы надо опросить... Вы зачетку-то не забыли?

Протягиваю ему зачетку, и он выводит там "отл".

Мило улыбнувшись и поблагодарив, выхожу в коридор. В этот момент до меня доходит: он ЗАБЫЛ спросить меня ПО БИЛЕТУ! Так засуетился, бедняга, что ему, видать, показалось, будто я уже все ответил! А может, просто приступ альтруизма у него случился...

Издали вижу толпу возле метро. Что-то в облике здания изменилось... Ремонт, что ли? Чего-то там не хватает. А перед входом - как забор огромный каменный, развалившийся на куски... кровь, "скорые"... Завтра в газетах напишут:  "На станции метро "Сенная площадь" произошло обрушение бетонного козырька. Двое убиты, семь человек в тяжелом состоянии". /И укажут время трагедии. Наверное, увидев эти цифры, я впервые  по-настоящему понял: все, что случается, все неприятности - к лучшему. Не надо переживать из-за мелочей. И пусть бы я вообще не сдал этот экзамен, и пусть пришлось бы залезть в долги ко всем друзьям и родственникам, чтобы расплатиться. Ведь если бы я вышел на три минуты раньше... жертв было бы на одну больше.

А красный диплом я получил-таки. И премию. И место зама. Правда, продержался я там недолго. Почему? Да потому что бандит - он и есть бандит. И, сотрудничая с ним, рано или поздно все равно придется либо пойти на крупную сделку с совестью, либо разойтись в разные стороны...

Нет, перед Андрюхой я своей вины не чувствую. А вот перед Родиной - возможно, виноват. Косвенно. Потому что Андрей после увольнения подался в депутаты госдумы. И там, где теперь засел этот "интеллигентный вор", возможностей прибрать к рукам чужое добро гораздо больше, чем в паршивенькой частной шаражке конца девяностых .