4. Несправедливость?

Василий Котов
С физикой у меня тоже всегда были не лады. Но не могу сказать, что я эту науку не любил или совсем уж считал непонятной. Напротив, оптика, механика - даже интересно. И позже сопромат стал одним из моих любимых предметов. Но... как-то с самого начала у нас с физикой не сложилось - начал я "проходить" сию дисциплину в другой школе, с учительницей, которая сама "проходила мимо", не заботясь о том, поняли ученики что-то, или нет. Вела она скучно, занудно, ничего не объясняла. Въехал с первого раза - повезло, не въехал: "Двоек на всех хватит". Ну вот как-то и сформировалось у меня предубеждение к физике. И я просто на нее забил. Тянул на троечки за счет подвешенности языка и хорошей памяти, зрительно запоминая некоторые формулы.

Время, данное на подготовку, я проводил на даче: Зачем тратить силы и время на бесплодные попытки выучить за три дня то, что не учил пять лет? Лучше отдохну и высплюсь!

На второй день мой двоюродный дедушка, профессор кафедры ядерной физики, вспоминает:

- У тебя ж экзамены! Что не готовишься? Все знаешь?

- Да нет, наоборот... Три дня - это ведь реально только повторить и вспомнить то, что подзабыл... а как можно вспомнить то, чего никогда не знал? Не, бесполезно... На трояк, надеюсь, меня натянут, а так... даже шпаргалки писать бесполезно - физику ведь понимать надо, тут на шпорах далеко не уедешь... К тому же училка у нас такая... серьезная. Она смотрит, чтобы человек понимал, а не просто вызубрил. Да и не вызубрить за такой срок!

- Давай я тебе помогу.

- Да бесполезно, не трать время!

- А я все-таки потрачу... попробуем?

В общем, свершилось чудо! Всего за несколько часов этот человек сумел мне объяснить "на пальцах" весь школьный курс физики с шестого по десятый класс - так, что я все ПОНЯЛ! И мне не потребовалось запоминать километровые формулы - теперь я мог сам вывести любую из них, начиная с азов... И понял четкую логическую связь всех физических процессов и связь их с реальной жизнью... Это было круто! Я чувствовал себя так, будто мне снизошло озарение! Блин... почему я не обратился к деду за помощью еще в шестом классе, как только впервые что-то не понял? Это же чертовски интересная наука! Это ж... я столько интересного пропустил...

На следующий день мы даже успеваем прорешать основные типы задач - если я все это удержу в голове до завтра, то есть реальный шанс ваще сдать на "отлично"!

Попадается мне то, о чем я мечтал: ядерная физика! Объяснив основной принцип цепной реакции, перехожу к новейшим исследованиям в этой области, о которых с таким увлечением рассказывал дед... По реакции Веры Ивановны вижу, что она и сама о некоторых вещах слышит впервые. Ее глаза все больше округляются и грозятся выскочить сквозь очки... Задача тоже знакомая. Возникает лишь одна заминка - одной и той же буквой обозначены в условиях две величины. Я сомневаюсь, какая из них подставляется в формулу. Ставлю наугад. Как позже выяснилось - неправильно. Физичка сразу же проверяет решение и резюмирует:

- Задача не решена. Три балла.

- Как?! - я полон праведного гнева, - Я же все ответил правильно, и на все дополнительные вопросы... Я же видел, что Вам нравится мой ответ! Ну, ошибся в задаче от волнения... Дайте мне другую задачу! Я еще раз попробую. Может, правильно решу. Ну, дайте мне шанс хотя бы на четыре вытянуть, обидно же!

Вера Ивановна смотрит на меня испепеляющим взглядом.

- Обидно, говоришь? - ее голос вдруг начинает дрожать, - А мне, думаешь, не обидно? Те два года, что я веду у вас физику, я ставила тебе троечки из жалости... думала: "Ну, не дается ребенку физика... бывает... художник, гуманитарий... но ведь старается! Что-то все-таки учит". Если бы я знала... Ты за три дня сумел на таком уровне разобраться в предмете, в котором НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛ! Это значит, что тебе не просто плевать на мой предмет... это - плевок в меня лично! Значит, до сих пор ты просто НЕ ПЫТАЛСЯ! Я никогда еще не встречала ученика, который бы НАСТОЛЬКО ничего не делал на моих уроках! Да если бы я имела право, я бы тебе два поставила и отправила на осень! Чтобы...

Она не договорила и, всхлипнув, отвернулась, протирая очки...

Хотелось, конечно, ляпнуть: "Просто позавчера мне встретился по-настоящему хороший преподаватель, который смог за два дня научить меня тому, чему Вы не смогли за два года".

Но... по большому счету - справедливо ведь. Я действительно ни хрена не делал на ее уроках. Мне действительно было плевать. И я действительно даже не пытался.