3. Следить надо было!

Василий Котов
Увы, сдавать придется не только литературу, геометрию и прочие приятные вещи, но и химию... Этот предмет мне не знаком. То есть, в буквальном смысле! Если в органической химии как-то спасает зрительная память и пространственное мышление (все-таки, разнообразных атомов там не очень много, все зависит от их соединения в пространстве, а со всякими "конструкторами" у меня проблем обычно не возникает), но неорганика - просто китайская грамота... нет, скорее - шумерская письменность! Так же понятно и так же жизненно-необходимо. Однажды, уже во взрослом возрасте, я перерыл несколько учебников по химии, и все-таки понял, ОТКУДА берется атомная масса - не вычисляется каким-то хитрым способом, как я раньше думал, а берется ИЗ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА! Вот такое вот потрясающее открытие... но оно далеко впереди - за двадцать. А сейчас мне шестнадцать, и сдавать экзамен - завтра... Я очень надеюсь, что меня вытянут хотя бы на троечку... Ну, вытягивал же меня как-то наш химик до сих пор? Он ведь понимает, что мои знания по его предмету - на единицу с минусом... Должен как-то помочь! Но как представлю себе это беспомощное блеяние у доски, мучительные попытки понять наводящие вопросы и воспользоваться ими, понятно, что растянется это "вытягивание" надолго, да еще вполне может закончиться пересдачей... А я себе такого позволить не могу - мне поступать надо в этом году, да и вообще... я ненавижу химию, зачем тратить на нее столько времени?

Трачу день на изготовление простейших шпаргалок - все, что в учебнике жирным шрифтом, плюс формулы... На троечку без нервов этого должно хватить. Изготовление шпаргалок несколько затруднено тем, что... в моем учебнике по неорганике местами не разрезаны страницы! Вот ведь сюрприз перед экзаменом... Наконец дописываю последнюю шпору, группирую их пачками по пять штук по порядку номеров билетов и прикалываю в разных местах к подкладке пиджака обычными швейными булавками. Ах да, еще задача будет... Но тут уж ничего не поделаешь! Наизусть я из ВСЕХ возможных реакций знаю только три - горение, щелочь с кислотой и "серебряное зеркало" (ну, почему-то запомнилось!). Обо всем остальном вообще не имею представления. Даже приблизительно.

Захожу, беру билет. Ага, сейчас пойду за парту, спокойно вытащу шпору... Но... облом!

- За партами мест нет, но вы последние сдаете, больше сегодня экзаменов не будет, так что время у нас есть. Так что оставайся у доски, прямо здесь и готовься. И на доске пиши все, что нужно!

Падла, химик! Он же знает, что я ничего не знаю! Гад! Неужели не понимает, что дать мне возможность списать - это единственный шанс, чтобы я сдал экзамен? Чего он хочет? Александр Игоревич - сам молодой парень, только после института... неужели никакого сочувствия? Или просто хочет поизгаляться? А ему не приходит в голову, что "вытянуть" меня на троечку обычным образом может вообще не получиться? Да, на уроках я иногда что-то через пень-колоду отвечаю, но это за счет оперативной памяти - чисто механически. И формулы я запоминаю только на вид - как орнамент... Но нельзя удержать в оперативке материал за весь школьный курс! Особенно если ни хрена не понимаешь... Ладно... буду пытаться как-то выкрутиться.

О, ужас! Перед доской ведь ступенечка, так что кафедра закрывает только мои ноги, а низ пиджака, к которому приколота нужная шпора, прекрасно просматривается и от стола комиссии, и из бокового прохода, по которому постоянно курсирует Александр Игоревич - то в лаборантскую, то в коридор... чего он там забыл? Причем, экзаменаторы зачем-то смотрят на меня в упор... Надо выиграть время! Надоест же им когда-то пялиться... Еще раз читаю билет. Может, я хоть что-то знаю? Хоть половинку формулы? Ага! Схема электролитической диссоциации! Вот то единственное, что я могу нарисовать самостоятельно! И я начинаю рисовать. Подробно. Аккуратно. Цветным мелом... с тенями на шарообразных атомах! Комиссия, наверное, думает, что в художественной школе все такие - с приветом... Дай им что нарисовать на доске, так хорошо, если не картину маслом напишут! Одна тетечка заводит глаза в потолок с многозначительной ухмылкой. Ну и пусть думают, что хотят! Главное, им надоело созерцать мой академический рисунок, и они отвернулись. Вот он, момент! "Случайно" роняю мел, приседаю за ним, откалываю и быстренько отсчитываю нужный листок и поднимаюсь уже со шпорой в руке. Привлеченные шумом, экзаменаторы вновь поворачиваются ко мне. Но я не такой идиот, чтобы сразу начать списывать! Нет, я продолжаю свое художества с цветными мелками... Убедившись, что ничего принципиально нового после падения мела не произошло, они снова теряют бдительность. Тогда я опустив голову, быстренько подглядываю первую формулу в шпаргалке и пишу ее на доске... неправильно. Стираю. Пишу по-другому - снова неправильно. Задумчиво гляжу то на формулу, то в окно, играя пантомиму "титаническая работа мысли... учил ведь, сейчас точно вспомню!" Наконец пишу правильно. Это чтобы у комиссии не осталось сомнений: формула - результат моего собственного умственного напряжения, а не списывания. Чтобы не мотать головой вверх-вниз, пишу все в нижней части доски. Типа - волнуюсь, стесняюсь, ушел в себя, обещал вернуться... Подглядев верную формулу или определение, запоминаю сразу большой кусок, а потом записываю его частями - с намеренными ошибками, которые через некоторое время, "подумав", исправляю, перемежая паузами "на размышление", и всем видно, что правильный ответ появляется не после отворачивания к доске и опускания носа, а после мечтательного взгляда на потолок и нахмуривания бровей! Таким образом в течение минут двадцати содержимое всей шпаргалки оказывается на доске. Засунув шпору за воротник рубашки (почесав шею), спокойно начинаю приводить в порядок свой черновик, переписывая его начисто на другую доску - типа, я очень аккуратный ученик и уважаю учителей, не могу позволить, чтобы они ковырялись в моих корявых почеркушках... Это чистописание позволяет мне выиграть еще минут десять, чтобы хоть как-то осознать, что же это я тут написал, что все это значит, и даже самостоятельно догадываюсь, что вот это вещество, образующееся на железе, в результате означенной реакции раз оно красноватого цвета - то это ничто иное как ржавчина! Да я просто гений! Мне даже будет что сказать, кроме тупо списанных с учебника определений, которые я сейчас запомнил в объеме четверти страницы и буду держать в памяти еще минут тридцать, после чего забуду навсегда...

Ну все, тройка мне обеспечена! И все же, на всякий случай глянем - что там за задачи? Не верю своим глазам! Из трех возможных шансов - полное попадание! Кислота со щелочью и "серебряное зеркало"! Правда, весь ужас в том, что надо это продемонстрировать с помощью колбочек и пробирочек, стоящих на кафедре... НЕТ! Этого НЕ БУДЕТ! Да, я знаю, как выглядят на бумаге эти реакции. Но я не знаю, ни где тут щелочь, ни кислота, ни какого они цвета, ни вообще что в данной формуле - жидкость, что порошок, что - газ... и вообще... Если я начну что-нибудь с чем-нибудь смешивать, обязательно оно взорвется! Я же знаю... Поэтому я спасу мир - не буду трогать эти пробирочки, а просто напишу эти реакции на доске, сделав вид, что экономлю реактивы и не хочу тратить ценные материалы и ценное время на такую ерунду, которая и так всем понятна без наглядности...

Ну вот, дело сделано... Чувствую себя все равно не очень уютно - я ведь остальную пачку шпаргалок не смог приколоть обратно, а сунул за пазуху, и теперь мне всю дорогу приходится выкатывать грудь колесом, чтобы бумажки не выползли из пиджака... Но это мелочи, потерпим.

Итак, я отвечаю бойко, уверенно и весело... с неподдельным интересом! Ведь я только что совершил несколько новых открытий в области химии, что не может не вселять искреннюю радость... Ну, по крайней мере, для всех, кто учил химию раньше это - не открытия, конечно, но я во время экзамена узнал для себя много нового! Например, что такое ржавчина, и как она получается. Конечно, мне не терпится поделиться с человечеством этой удивительной новостью, и это нетерпение и восторг читаются на моем лице и трактуются, вероятно, как чрезвычайный интерес к предмету.

- А третье задание я вот тут, в уголочке написал... ну, тут все просто, я не стал смешивать - ничего ведь сложного...

- Да-да, - соглашается представитель РОНО, - конечно, спасибо, всё.

И ни одного дополнительного вопроса! Неужели твердая тройка или... даже боюсь подумать... четыре?!

Только наш химик заметно разочарован.

- Сотри с доски и можешь идти... Нет, намочи тряпку и вымой нормально!

Наконец-то! Сейчас в лаборантской спрячу в карманы весь этот ползущий по скользкой ткани рубашки компромат... Какая сволочь придумала синтетику?

- Нет! Там кран не работает. Здесь намочи.

Ничего! И это мы выдержим! Раздуваясь, как рыба-солнце, вытягиваю руку вверх, чтобы вымыть верхний край доски... Все! Выхожу в коридор. Ф-фу! Шпаргалки веером рассыпаются по полу.

Через некоторое время нас всех зовут в класс - объявить оценки. Сначала объявляют, что трое не сдали экзамен и у них есть возможность пересдать на следующей неделе или осенью, потом зачитывают фамилии троечников, потом - тех, кто сдал на четверки... мою фамилию почему-то долго не называют... Может, пропустили? Или все-таки заметили, как я списывал, и хотят конкретно "покрыть позором" при всем классе? Или что? Вот уже и хорошисты закончились, Называют фамилии двух девочек, сдавших на отлично... Может, я просто прослушал в самом начале? И тут... встает председатель комиссии:

- Особенно мне хотелось бы отметить ответ одного ученика... Развернуто, с прекрасным пониманием темы и и дополнительными комментариями! При этом ответ уверенный, без запинки, без малейшего сомнения... такая увлеченность химией достойна восхищения... Молодец, ОЧЕНЬ хорошо подготовился! Сегодняшний ответ этого ученика - для всех пример! Жаль, что нет оценки "шесть", а так... конечно, "отлично"!

И она произносит... МОЮ ФАМИЛИЮ! Вот это номер! Я инстинктивно тут же смотрю на выражение лица Александра Игоревича. Химик взирает на меня с мистическим ужасом.

Потом, уже на выпускном (который наш класс отмечал на природе по инициативе того же Игоревича: "Я вас знаю, не хочу проблем с ментами, поэтому самое лучшее - это убрать вас из города от греха подальше..."), он начал меня донимать:

- Я же знаю, что ты химию знаешь на два с минусом! Я же ЗНАЛ, что ты точно будешь списывать! Я специально позвал тебя раньше, чем освободилось место, чтобы ты был на виду... Я специально за тобой следил! Да я сам недавний студент, я же все эти штучки знаю! Но... черт возьми... КАК?

Снисходительно улыбнувшись, отвечаю фразой героя фильма "Ва-банк":

- Следить надо было...

Химик не отстает:

- Нет, ну я же уже не твой классный руководитель, аттестат и характеристика - у тебя в кармане... Я уже ничего тебе не сделаю... Ну расскажи, елки! Я же из-за этого уже вторую ночь не сплю, но не могу додуматься! Умоляю, расскажи, в чем секрет!

Да действительно, жалко, что ли? Рассказываю. Химик в восторге:

- Да... я бы не подумал, что на такое может нервов хватить - полчаса списывать "по чайной ложке", да еще разыграть целый спектакль...

- Эх, Александрй Игоревич... чтобы играть спектакли - на это нервы не тратятся... они тратятся на то, чтобы химию учить!