2. Подвиг русского человека

Василий Котов
Через год подоспели и мои экзамены - школьные выпускные. На подготовку к устному по литературе дали три дня, первый из которых я готовился по Пушкину... вернее, только по "Евгению Онегину" - с комментариями Лотмана (ну, зачитался, блин!). Второй день таким же образом у меня ушел на Лихачева и древнерусскую литературу... то, что по означенной теме в билетах всего один вопрос - "Слово о полку Игореве", меня не смущало... Ведь читать надо не то, что требуют, а то, что ИНТЕРЕСНО! Это же - аксиома! Неужели я хотя бы открою какого-то там Фаддеева или Мамина-Сибиряка, если мне только что принесли почитать сборник сибирских легенд, созданных на стадии перехода от язычества к христианству... сборник отпечатан на машинке - это второй или третий экземпляр, мне повезло... Эта книга с комментариями филологов, историков, литературоведов ВООБЩЕ еще НИГДЕ не издана! И неизвестно, будет ли издана... А я буду тратить время на чтение макулатуры? Еще чего! Да сдам уж как-нибудь!

Насладившись древнерусской литературой, третий день готовлюсь по... всему остальному. То есть, по русской классике. А советскую литературу... да что там учить-то? Про "классовое сознание" , "марксистско-ленинскую точку зрения" и прочую фигню всегда что-нибудь натрепать можно... Неужели мой бессмысленный бред может сделать еще бредовее то, что по самой своей сущности и так является бредом, причем в масштабах государственной идеологии?

Взяв билет, сажусь за парту и... просто сижу с пустым листком. Потому что второй вопрос - по "Евгению Онегину". Об этом я и так уже знаю больше, чем по программе положено, и могу экспромтом рассказывать не один час, наверное... А первый вопрос - "Судьба человека". Тут готовься-не готовься... Ну не читал я! Ни книгу, ни критические статьи... Даже фабулы не знаю! Даже кино не смотрел! Нет, вру... кусочек смотрел... краем глаза. У бабушки в гостях. Уминая блины и слушая рассказы о втором замужестве троюродной тетушки... Так что ничего не понял и не запомнил. Лишь одну картину удалось воскресить в памяти: Немцы. Водка. И "За вашу победу пить не буду, а за свою погибель выпью!" И три стакана. То ли это был самый длинный кусок, который я смотрел не отвлекаясь, то ли он на меня такое впечатление произвел... Но это ЕДИНСТВЕННОЕ, что мне известно об этом произведении!

Положившись на волю судьбы и свое везение, оборачиваюсь к соседке Таньке. Она - мрачнее тучи! Вообще-то у Татьяны с литературой все в порядке, но надо же было достаться ей именно тому самому древнерусскому "Слову"! То ли проболела, то ли неинтересно было...

- Не переживай! - шепчу. - Не смотри на меня, бери ручку и пиши! Я тебе сейчас все продиктую!

Таня сразу оживает, хватает листочек и начинает строчить, едва успевая конспектировать подробный рассказ о плаче Ярославны, о том как он перекликается с языческими погребальными "плачами", и в чем состояло ритуальное значение этих самых "плачей". Дописав, она морщится:

- Жаль, что нельзя этот листок потом с собой забрать! Я вникнуть не успела, а мне уже самой интересно!

Вот такого я еще не слышал - чтобы человек хотел шпаргалку с экзамена домой забрать - чтобы прочитать и выучить!

Итак, иду отвечать.

- Можно начать со второго вопроса?

- Да, конечно.

Через пять минут мы уже с тетечкой из РОНО, председателем комиссии, увлеченно беседуем... Мы уже забыли, в чем состоял вопрос, и, обсудив дуэльный кодекс, психологию провинциальной барышни девятнадцатого века, стоимость страсбургских консервов и особенности устройства помещичьих усадеб, перешли на анекдоты Пушкинской поры... Вижу - она уже в ведомости мне пятерку выводит и лелею надежду, что это - все... Но фиг вам! Другая тетечка из РОНО (Вот сволочь! Грымза! Б... старая!) услужливо напоминает:

- Давайте уже вернемся к первому вопросу!

- Ну да... давай, вкратце, - председатель не довольна, что нас прервали, но формально ее коллега права...

Начинаю лить красивую искряще-переливающуюся "воду" о героизме советского народа, о коммунистической морали... Обычно это всегда прокатывало. Но злобная горгулия с узелком на макушке меня прерывает:

- Это все понятно. Мы поняли, что говорить ты умеешь. Но что-нибудь по-существу - пару слов хотя бы о произведении. В чем конкретно заключается героизм советского человека именно в этой книге?

Пытаюсь продолжать в своем духе, рассказывая все то же самое применительно к "герою повести" (которого я даже не знаю, как зовут, поэтому именую его не иначе как "герой", "советский человек", "русский солдат", "образец мужества" и т.д. ). Но эта падла опять недовольна!

- Ты книгу-то читал?

- Читал, конечно! - не задумываясь, вру я, искренне глядя на нее чистыми честными голубыми глазами...

- Тогда приведи хотя бы один пример героизма конкретно из этого произведения. Ну... хоть один эпизод расскажи!

Она смотрит при этом на меня так ехидно, что я сам себя начинаю чувствовать героем уже только потому, что продолжаю ей улыбаться вместо того, чтобы опустить на ее голову табуретку... Ну, держись! Я вспомню! Я обязательно вспомню... А что не вспомню - то придумаю!

И, воскресив, подобно экстрасенсу, в своем подсознании далекую картинку из телевизора, я начинаю повествование о трех стаканах водки...

Когда я заканчиваю, теряется даже председатель, до сих пор настроенная ко мне более чем положительно. А "грымза" язвительно подначивает:

- Так значит, по твоему мнению, подвиг героя в том и заключался, чтобы выпить три стакана водки залпом, не закусив?

- Не знаю, не знаю... может, ДЛЯ ВАС это - и не подвиг, - медленно и очень серьезно отвечаю я. - Но лично МНЕ столько без закуси никогда в жизни не выпить!

Горгулия давится начатой фразой, остальные члены комиссии во главе с председателем ржут в голос минут пять, не переставая... Занавес!