Состояние после удушья

Татьяна Бушмелева 2
Именно так хочется  определить то настроение, которое остается после посещения фестиваля «ZDвиг-4». В интервью организатор феста, худрук танц-театра «Миграция» при Кировском Театре на Спасской Ирина Брежнева не раз подчеркивала, что зрителю не надо ждать позитива, пусть, мол, посмотрит, на сегодняшнее общество во всей его неприглядной красе.

А это значит, даешь повальное безумие, отчаяние, страх, убийственное одиночество,
ненависть друг к другу, отвращение ко всем и к себе в том числе, судороги, истерику, корчи от несостоявшейся любви и прочее, чем так богата наша жизнь. Но зачем тащить все это в искусство? Чернуха и так всех достала.

Пройдемся по названиям и аннотациям. «СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ» -  это спектакль-
катастрофа о хаосе, безразличии, смерти, безысходности», - гласит каталог. Еще:
«СЛЕДЫ ОТ УДУШЬЯ» - это «когда ты не можешь уснуть и не можешь проснуться, когда нет сил и смысла, когда в теле становится тесно и душно» и т.д.

Но превзошел все это спектакль «ГРОЗА» («Диалог Данс» из Костромы), который многие,  посмотрев, обозначили лишь одним словом «Жесть!». Слов нет, великолепная
пластика, отличные звук и свет, но «страх перед осознаваемой угрозой» и «эмоция, которую невозможно выдержать» (цитирую каталог – Т.Б.) настолько проникли в души зрителей, что некоторым хотелось надеть себе петлю на шею.

Обидно, что «Диалог Данс» спекулирует на известной пьесе А.Островского «Гроза», от которой остались обрывки двух-трех фраз, бесконечно повторяющихся словно на заезженной пластинке. Завязывайтесь узелками, играйте бедрами и ягодицами, срывайте с себя майки, становитесь в античные позы, но оставьте бедного классика в покое!

Намного приятнее выглядит спектакль Михаила Колегова «ЗАВТРА СЕГОДНЯ БУДЕТ ВЧЕРА», в основу которого положена пьеса  Жана Кокто «Человеческий
голос». Здесь все-таки прочитывается некоторый сюжет и некоторый смысл, что в большинстве спектаклей отыскать невозможно. Хотя мука неразделенной или закончившейся  любви женщины к мужчине хлещет по сердцу с потрясающей силой.

Лауреат нынешней «Золотой Маски» «ЕДОКИ» (Москва) – отлично сделанный, но также весьма депрессивный спектакль.

Если говорить о позитиве, то частично это «ДРЕВО СТАЖА» («Игуан Данс Театр» из Питера). Здесь сочетаются оздоровительные физические упражнения (их предлагают проделать и зрителю) с монотонным потоком сознания человека, который оформляет себе трудовую пенсию. Этакие танцы с уклоном в социальную критику.

Словом весьма специфическое искусство предназначено для весьма специфической аудитории с железными нервами и бронежилетами. «У нас нет задачи, …чтобы зритель вышел позитивно потрясенным», - говорит Ирина Брежнева. А жаль! Что ж, тогда спасибо за негативное потрясение.

Опубликовано в "Новом варианте" 23.05.2013.