удивительная фотография

Маргарита Школьниксон-Смишко
Качество фотографии, конечно, не высокое, но какой момент схвачен! Два молодых талантливых писателя и художник-иллюстратор, успех которого впереди. Зощенко в то время издавался и переиздавался огромными тиражами, ездил по стране, имел невероятный успех. Он на 5 лет старше Кэстнера. У обоих за плечами Первая мировая война и её "подарки" - порок сердца у Зощенко после отравления газами, слабое сердце у Кэстнера после солдатской муштры.
Зощенко в то время входил в группу "Серапионовы братья", которая чуждалась в своих произведениях демагогии и тщеславной декларативности, в изображении жизни старалась идти от фактов, а не от лозунгов. Его герои - обыватели. Похожее можно найти в стихах Кэстнера. Для его жанра Брехт придумал название: бытовая лирика. Она входила в новое направление немецкой литературы под названием Neue Sachlichkeit. Это название придумали, чтобы, во-первых, отграничиться от экспрессионизма и его пафоса и, во-вторых, от реализма, который называли Alte Sachlichkeit.( К новому направлению относились и работы Б. Брехта и К. Тухольского.)
Пока Зощенко и Кэстнер имеют успех у читателей, но не за горами время, когда власти отстранят их от любимого дела. У Э. Кэстнера, правда, после запрета на издание произведений останется возможность писать под псевдонимом. Голодать ему прийдётся только в самом конце войны. Но он выживет, в отличии от его иллюстратора, погибшего в 1944 году по наводке на него соседей.
Эрих Кэстнер с Эриком Оксером посетили Советский союз в 1930-том году. Пробыли они всего 12 дней, но Эриху Оксеру оказалось этого срока достаточно, чтобы в любви к большевикам образовалась брешь. И ему после 1933 года прийдётся работать под псевдонимом, и его исключат из союза художников за антипатию к национал-социалистическому режиму. Эриха Кэстнера спасли люди искусства, Эриху Оксеру в этом отношении не повезло.