Эффект Йо-Йо

Александр Ом
ЭФФЕКТ «ЙO-ЙO»

(из сборника «Простые истины Дедушки Тао»)

***

Как-то сижу я и от нечего делать листаю женский журнал с яркими иллюстрациями. На одной странице вижу статью об «эффекте йо-йо». Начинаю читать и удивляюсь тому, что, оказывается, похудение это достаточно распространенная проблема.

– Дедушка, смотри-ка, есть нечто такое, как эффект прибавления веса после того, как кто-то похудел. Называется это «эффект йо-йо». Ты слышал что-нибудь об этом? – спрашиваю я Дедушку Тао.
– А ты знаешь, почему так происходит? – улыбается он.
Я пожимаю плечами.
– Все от глупой головы, Саша. Она думает, что она главная в организме.
– А что, нет?
– Хм! Как бы это тебе проще объяснить?... Ну, хорошо. Вот как ты думаешь, кто старше – организм или сознание?
– А при чем тут это?
– Но все же.
– Вообще-то, конечно, организм, – немного подумав, отвечаю я. – Когда клетка уже преспокойно себе жила и размножалась в луже, водоеме и тому подобное, то сознания как такового еще и в помине не было. Ну, по крайней мере такого, какое мы знаем.
– Все правильно. Ну и кто более приспособлен к жизни на Земле – организм или сознание?
– Выходит, что организм.
– Вот видишь!
– Все равно, деда, я не понимаю, что ты имеешь в виду.
– А теперь сам посуди – организм намного старше сознания и у него опыт выживания намного больший, но он часто слушается головы. То есть, если ей что-то взбрендит, ну, например, похудеть на несколько килограммов, потому что такова якобы мода и тем самым привлекательность выше, то организм, конечно, в какой-то мере будет слушаться сознания, хотя для него это определенный экстрим и он как-то должен его пережить. Согласен?
– Не совсем.
– Ну смотри – если решение головы достаточно твердое и сила воли сознания такова, что оно не идет ни на какие уступки организма, который постоянно изнутри пытается сопротивляться и шепчет «может завтра начать, а не сейчас?», «может все таки хоть чуть-чуть съесть, а не вообще ничего» и тому подобное, то для организма это стресс. Мало того, он привык к тому, что обычно получает почти все, что ему хочется, а тут его ежедневный рацион вдруг урезают и то кардинально. Поэтому он до определенного момента подчиняется, а потом все равно свое добирает.
– Но почему?
– Саш! Сознание и организм у человека это как стайер и спринтер. Один силен на коротких дистанциях, а другой на длинных. Но все это находится в одном теле и в определенных ситуациях организм слушается сознания. Впрочем, ему ничего не остается делать – есть ведь все равно не дают и он на какое-то время соглашается с сознанием. Но когда задание головы более-менее выполнено – например, в течение месяца сброшены заданные пять килограммов и достигнут необходимый вес, то после этого организм обычно начинает изнутри «нашептывать» сознанию, что, мол, теперь уже необязательно аж так мучиться и ограничиваться и что теперь уже можно съесть чуточку больше и может быть даже еще одну котлетку, а потом и конфетку, а может быть даже и две, или тортик, и тому подобное. В результате организм мало того, что набирает прежний вес, то еще и перебирает его – то есть вместо сброшенных пяти килограммов он толстеет на все восемь.
– Не, ну а почему набирает-то больше, чем потерял?
– Потому, что для организма худение это стресс и он хочет быть подготовлен к возможным экстремальным ситуациям, которые еще может в будущем придумать глупая голова. Вот он и набирает на запас.
– Хм! Как-то это странно, – с недоумением пожимаю я плечами. – Ты так говоришь, словно у организма есть свое сознание в отличие от того, что сидит в нашей голове.
– Правильно ты заметил, Саша. Мы-то обычно думаем, что голова это главное, а фактически голова всего лишь слушается того, что ей обычно подсказывает организм. Например, он устал и хочет спать, и голова в какой-то момент вынуждена идти на попятную и где-то уложить свое тело, хотя раньше ей хотелось плясать всю ночь. Или же одеться, если холодно, и поближе к огоньку присесть, или же, наоборот, раздеться, если стало жарко, и сесть в тени, и водички попить, если жажда мучает. Ну и тому подобное.
Кстати, ты заметил, что когда мы, например, решаем заняться бегом, потому что нам объяснили, что это хорошо влияет на здоровье, то первую неделю или даже две бегается легко и с удовольствием, а потом уже не так легко и мы быстро находим какое-нибудь оправдание, чтобы остаться дома – или дождь на дворе, или гости приезжают, или вдруг нога заболела или в боку закололо, или еще что-нибудь. В результате мы пропускаем один день бега, потом другой и в конце-концов вообще перестаем бегать?
– Гы-гы! – смеюсь я. – Вообще-то, так оно и есть. Я уже столько раз начинал утренние или вечерние пробежки, а потом незаметно для себя переставал. Так оно и было – то друзья, то дела, то непогода.
– Ну вот видишь? Ты и сам это подтверждаешь.
– Ну а как же тогда с похудением или занятием спортом, раз это экстрим для организма?
– Саша, старая мудрость гласит: «Следует избегать крайностей. Тогда постепенно можно достичь золотой середины, а значит и равновесия». Вот как ты думаешь, почему организм обычно так сопротивляется всяким нагрузкам и придумывает всякие оправдания, чтобы не делать того или этого?
Я пожимаю плечами.
– Потому, что организм живет за счет накапливаемой им энергии, а каждая наша активность расходует ее. То есть организму приходится постоянно восполнять ее и поддерживать энергетический запас. Даже когда мы спим, то энергия расходуется на поддержание всех процессов в организме. Гомеостаз – то есть энергетическое равновесие – достаточно динамичен. Мы же постоянно двигаемся и тратим энергию. И заметь, что что бы мы не делали, организм старается постоянно поддерживать внутренний баланс – соответствующая температура, давление, кислотно-щелочной баланс, метаболизм и т.п. 
Мы привыкли к тому, что все это происходит само по себе, без нашего особого вмешательства. Вместе с тем мы должны обеспечить организм всем, в чем он нуждается. Недаром в Китае его называли «темной шкатулкой», в которую нужно лишь подавать то, что он требует и не мешать ему, и он будет функционировать сам как часики. Мы же обычно придумываем проблемы для него – то нам, видите-ли, хочется покурить или выпить, потому что мы понервничали или устали, то сбросить пару килограммов, то мышцы накачать, чтобы на пляже быть красивым и т.д.
– Не, ну голова все же тоже не такая глупая.
– Да, но если она не считает себя главнее того, благодаря чему сама живет. Ведь фактически сначала потребности организма, а потом уже головы. Мы же можем писать стихи, думать о Боге, смысле жизни и тому подобное в основном только тогда, когда удовлетворены основные функции организма. Мало того, заметь, что мы фактически создали технически развитую цивилизацию благодаря стремлению не только обезопасить себя, но прежде всего из-за стремления к удобству или, иначе говоря, чтобы двигаться как можно меньше, то есть тратить как можно меньше энергии. И вдруг мы придумываем, что нужно сбросить пару килограммов на животе перед отпуском, чтобы выглядеть «как надо», или идем в тренажерный зал и качаем мышцы, чтобы для одних быть сексуально более привлекательным, а других отпугивать своими бицепсами. Первобытный архаизм!
– Ну почему? Ведь красиво!
– Нет, конечно, красиво, но заметь, что ...
Далее на:
https://ridero.ru/books/prostye_istiny_dedushki_tao/

***