Воспоминания моего свекра об участии в ВОВ

Страница Памяти Великой Войны
Оригинал произведения на странице http://www.proza.ru/2013/06/20/740

Наталья Студенцова.

   Пусть и эти воспоминания живут здесь, Михаила Александровича уже нет, а воспоминания его пусть будут               
               
                Участник Великой Отечественной войны
                Студенцов Михаил Александрович, 1922 г.р.



В 1940 году я был приписан к службе в ВМФ. Однако призван не был, так как в 1935 году наша семья подверглась политическим репрессиям, в результате чего отец умер от допросов и пребывания в следственном изоляторе, а нас с матерью выслали из Ленинграда, лишив квартиры и имущества.

В мае 1941 года мне разрешили отправить заявление для поступления в училище, и 12 июля я прибыл в Севастополь в Черноморское ВВМУ. Началась боевая служба и патрулирование побережья в условиях постоянных налетов вражеской авиации на главную базу флота.

      4 августа училище передислоцировали в Ростов. С 1 октября начали нести охранно-боевую службу у железнодорожного моста через Дон. Позднее, для отражения танковой армии немцев, рыли окопы, получили бутылки с зажигательной смесью, но танки до нас не дошли. С 1 ноября 1941 года училище расформировано, курсантам 1 курса присвоено звание старшины 1 статьи.

       Меня направили в район Армавира на формирование 83-ей отдельной морской стрелковой бригады морской пехоты. Затем в районе Темрюка началась подготовка к Керченско-Феодосийской десантной операции. Она готовилась как наступательная операция в связи с успешным контрнаступлением наших войск под Москвой. Нас готовили к высадке десанта у мыса Хрони севернее Керчи в конце декабря 1941 года. Меня назначили помощником командира взвода, но 10 декабря  перевели в оперативно-заградительную группу 51-й армии.

Высадка 83-й бригады производилась с плавсредств на необорудованное побережье в штормовую, морозную погоду при отчаянном сопротивлении гитлеровцев. Об этом мне рассказывал сослуживец по бригаде и по 5 Управлению ВМС Трофимов Иван Павлович. Он был изуродован взрывом, долго лечился и остался инвалидом.

Я высаживался с крейсера в Феодосию в составе 44-й армии и сопровождал фронтовой суд. Выполнив задание, прибыл в 51-ю армию на побережье Азовского моря на передовую в районе селения Ак-Монай. На передовой было затишье, а прифронтовая полоса интенсивно обстреливалась из минометов. В феврале 1942 года мне выдали удостоверение с полномочиями по борьбе с дезертирами и по наведению порядка в районе селения Ак-Монай и др. Подчиненная мне группа несла большие потери из-за обстрелов и бомбардировок - немецкая авиация господствовала на полуострове.

Запомнился эпизод, когда немецкий самолет на бреющем полете гонялся за мной, пытаясь расправиться пулеметными очередями. Нести службу на Керченском полуострове было тяжело - одно время очень опухали ноги, ходил в госпиталь, располагающийся в пещерах-каменоломнях. Ради приема горячей пищи обращался к танкистам, артиллеристам.

Шла подготовка к нашему наступлению – на полуостров прибывали новые войска. Однако 8 мая немцы нанесли удар по 44-й армии вдоль побережья Черного моря, пытаясь обойти с тылу 51-ю армию. Как я позднее узнал, прорыв фронта был следствием грубых ошибок командования. К 14 мая противник прорвался к окраинам Керчи. В каменоломнях Аджимушкая я не остался, а примкнул к сводному отряду обороны в районе Жуковка-Еникале. Примерно 15-17 мая мы вели отчаянную борьбу с гитлеровцами, пока нас организованно не вывели на плавсредство для доставки на Большую Землю. Так я закончил мое участие в крупнейшей десантной операции Великой Отечественной войны. К сожалению, на Таманский полуостров было переправлено меньше половины ее участников (по литературным данным 120 тысяч из 260 тысяч человек).

В 83-й бригаде под Новороссийском узнал, что оставшимся в живых курсантам приказано вернуться в училище, и 22 июня 1942 года я прибыл в Баку в ВВМУ им. Фрунзе. К сожалению, в последние дни боев под Керчью пропала сумка, где были мои записи о событиях и фамилии и имена соратников. Фотографий за время десанта у меня не было.

За 63 года многое стерлось из памяти, но запомнились два комиссара-политрука, влиявшие на мою деятельность на фронте. Один принципиально по партийному решал судьбы дезертиров, которых ему доставляло мое подразделение. Второй возглавлял сводный отряд на окраине Керчи при отступлении наших войск. Их личный пример, идейность, убежденность, вера в Победу передавались мне, их опыт я использовал, когда был старшиной роты фронтовиков в Каспийском ВВМУ.

В 1943 году во время курсантской практики на Черном море наш эскадренный миноносец осуществлял артиллерийскую поддержку сухопутных войск, наступавших вдоль побережья. Запомнился эпизод, когда корабль вступил в бой с группой пикирующих бомбардировщиков противника. Курсанты были расписаны на зенитных автоматах. Наша стрельба в сочетании с отчаянным и искусным маневрированием командира корабля обеспечила выход корабля из боя неповрежденным.

В 1946 году  окончил Каспийское ВВМУ, попросил направить меня связистом на эскадренный миноносец на Балтийский флот. Меня назначили командиром БУ-IV на трофейный ЭМ «Пронзительный», а через год на ЭМ «Стерегущий». В 1948 году поступил и через год с отличием окончил Высшие радиотехнические офицерские классы ВМС, после чего получил назначение в Институт ВМФ. Но политические репрессии продолжились и в 1952 году уволили из института на флот, но я оказался в 5 Управлении ВМС, откуда в 1954 году поступил в Военно-Морскую Академию, которую с отличием окончил в 1957 году как специалист высшей квалификации по радиотехническим средствам. Вновь назначен в Институт ВМФ, где исполнял обязанности вплоть до начальника отдела, т.е занимался организационными, а не научными делами.

В 1963 году во ВВМУРЭ им. Попова была создана кафедра боевого использования электронно-вычислительной техники, которую организовал и возглавил мой сослуживец по 5 Управлению и Академии В.А. Горбунов. Он предложил мне должность старшего преподавателя с большой свободой формирования учебных дисциплин. В трех ВУЗах, которые я окончил, ничему подобному не учили, но самостоятельно я изучал программирование на ЭВМ, и в 1967 году вступил в предложенную должность.

      22 года я постигал сам и учил курсантов программированию, специальным методам математического анализа, операционным системам и программному обеспечению различных ЭВМ. В эти годы бурно развивалась компьютерная теория, методология и технология программирования. В преодолении соответствующих трудностей очень помогали наиболее способные курсанты. Я же стремился увлечь курсантов жаждой познания и использования программного обеспечения для решения задач актуальных для ВМФ, ориентировал в литературе, подбирал темы курсовых и дипломных работ с учетом индивидуальных способностей и интересов. В отладке программ на ЭВМ курсантам помогали сотрудницы лаборатории Л.С. Доценко и С.А. Михальчук.

При воспитании курсантов я опирался на опыт работы с личным составом, приобретенный в период ВОВ, в бытность старшиной роты фронтовиков, использовал 15-летний стаж в органах 5 Управления ВМС и методы военно-научной работы, практиковавшийся во ВВМУРЭ.

Я горжусь тем, что среди моих учеников были будущие командиры корабельных соединений, сотрудники органов центрального аппарата ВМФ, нашего ВВМИРЭ, ведущие специалисты учреждений  Санкт- Петербурга.

Особо хочу отметить М.И. Гвоздика (выпуск 1971 г.), с которым мы вместе формировали дисциплину « Операционные системы и программное обеспечение».
В.И. Куватов(1972г), Г.М. Дурнев и А.И. Машошин(1973 г.) уже курсантами проявили навыки будущих исследователей проблем ВМФ.
С А.Н. Есиковым (1982 г.) мы позднее совместно решали задачи компьютеризации деятельности учебного отдела.
А.В. Карпачев, И.И. Маслаков (1982 г.), В.Н. Данилов (1984 г.), С.Ю. Никулин (1989 г.) помогали в приобретении и практическом освоении новейших образцов программного обеспечения.

Выпускник 1985 г. А.А. Глинских стал моим начальником, когда я перешел работать в лабораторию вычислительной техники с 1989 г. по 2000 г. Он умело и тактично направлял мои исследования в области создания программ искусственного интеллекта для ПЭВМ. Теперь он руководит лабораторией внедрения информационных технологий в промышленности Санкт-Петербурга.

За службу в Вооруженных силах с 1941 по 2000 год награжден:
• орденом «Отечественной войны» II степени,
• двумя орденами «Красной Звезды»
• знаком «Фронтовик 1941-1945»
• медалями «За Победу в ВОВ», «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа»- всего 18 медалями.

     За время службы получал поздравления и поощрения от командования и сослуживцев, очень дорожу поздравлениями курсантов. Написал ряд отчетов по НИОКР, несколько учебных пособий, тезисов докладов на научных конференциях.

     Доволен тем, что выжил в тяжелый начальный период Великой Отечественной войны, работал в интересной для меня области программного обеспечения ЭВМ и делился знаниями с курсантами и сослуживцами.

08.12.2004 г.   
Капитан 1 ранга в  отставке                /Студенцов М.А./