Любовь к детям

Елена Плешакова
«Вначале было Слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви! Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка-
Всё начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.

Эти строки написал Р. Рождественский. Я думаю, что этот эпиграф как нельзя лучше подходит к той теме, о которой я сейчас буду писать.
 
В свои четырнадцать лет я нашла ответ на вопрос, на который  многие выпускники школ не могут ответить, а если и отвечают, то с неуверенностью. Этот вопрос звучит так: «Какая она моя будущая профессия?» Еще тогда я говорила родителям и самой себе, что буду учителем. Мне было безразлично учителем какого предмета: математики, русского, изобразительного искусства … Прошло несколько лет, я окончила девять классов и, не изменяя своему слову, поступила в педагогический колледж. Интересно узнать учителем какого предмета? Начальных классов. Многие сейчас начнут говорить, что это очень просто и не серьезно, мол научить считать сколько будет 2+2 каждый сможет… Или же может возникнуть другое мнение: «Зачем это надо, они ничего не умеют, только горло себе сорвешь, крича на них… Я хочу вам сказать сразу – это нетрудная, но и вместе с тем нелегкая работа. А вот почему. 

Научить детей считать, сколько будет 2+2 легко. Только дело здесь не в этом, а в том, как удержать внимание ребенка на таком примере, когда все его мысли о том, что мама приготовила вкусные пельмени или дома ждет новая машинка. В старших классах дети понимают для чего им нужно обучение в школе, хоть и могут относиться к ней с заметной прохладой. А в первом классе ребенок еще не понимает, для чего его привели сюда и сказали сидеть до того, пока не заберут родители. Он весь этот процесс воспринимает как новую игру, которая в скором времени ему надоест. Вот в этом и заключается самая главная сложность учителя, как сделать так, чтобы школа для малыша не стала чем-то, что соизмеримо для него самым худшем в жизни. В работе учителя есть еще множество таких сложностей, но не будем в них углубляться.

Да, это работа, которая требует от человека много терпения, внимания, чуткости и еще много всего остального. Ребенок не знает, как правильно сидеть, как держать в руке шариковую ручку, как вести себя на уроке и еще множество «как». Но в этом маленьком человечке есть сердце, душа, понимание. Вы только попробуйте придти к ним на урок в поникшем настроении, они завалят вас вопросами: что случилось, как помочь, почему вы не улыбаетесь. Даже если вы натяните улыбку, они уличат вас во лжи, потому что чувствуют вас. Они всегда поймут и постараются помочь. Именно этим они отличаются от детей, которые  обучаются в старших класса. Старшеклассники не плохие, но они менее благодарны. Когда опускаются руки и ничего не хочется, стоит только взглянуть в чистые, по-детски наивные глаза этих маленьких людей и сразу становится легче.

Проходя практику в летнем оздоровительном лагере, была ситуация, когда сил ни на что не хватало: не подготовлено выступление на концерт, не успела сдать отчет, Петя поранил ногу, Маша переживает о ссоре с Катей, администрация лагеря выдала еще целый список того, что должно быть сделано до планерки, голова думала обо всем. Выйдя на свежий воздух без каких-либо сил после непростого разговора с руководством, я села на скамейку и подумала: «Зачем мне все это надо? Училась бы на бухгалтера и сидела бы себе спокойно перебирала бумаги». Но мои дети быстро дали мне ответ, обняв меня всем отрядом, сказав, что все будет хорошо и они меня любят. Стоит заметить, что им не было сказано ничего, только были видны  потухшие глаза. Как вы думаете – это дорогого стоит? Лично для меня – это не соизмеримо ни с чем, это нельзя купить ни за что, это либо есть, либо нет.

Да, я еще достаточно молода, мне только двадцать один год, но обо мне уже помнят, моему присутствию рады. У меня были разные виды практик, и я общалась с очень большим количеством детей и я мало кого смогла запомнить (кого можно успеть заметить, когда урок чтения ты проводишь в одном классе, а математику в другом?). Но ОНИменя помнят, интересуются мною в социальных сетях, пишут, приду ли я к ним еще, обнимают, если встретят на улице. Самыми запоминающими детьми стали для меня те, которые были в лагере, потому что я с ними была не эпизодически, а двадцать четыре часа в сутки. Были дети сложные, к примеру, из детских домов, но они, прежде всего, были детьми. Я всегда старалась сплотить детей, создавала атмосферу любви, понимания, доброты.

Вы не сильно удивитесь, если я скажу, что ученики младших классов влюблены в своих учителей. Чего они только не делают: и обнимают, и открытки своими руками рисуют, и Валентинки дарят. Все это трогает за душу и подтверждает, что ты делаешь все правильно. Как вы поняли, я любила всех своих детей. Но вспомнился один случай, так же из лагеря. Дети по случаю закрытия смены писали мне письма. И вот я хочу написать цитату из письма одной девочки: «… Я люблю вас, хочу, чтобы вы тоже любили меня». Сначала я удивилась этому, ведь я люблю их, потом забылось и вот только сегодня вспомнилось, что и вызвало написание этого произведения. Они не хотят, чтобы мы любили их в общем, они хотят, чтобы их любили по отдельности, каждого по своему. Ребенок не хочет услышать: «Вы молодцы», он хочет услышать: «Ты молодец».

Как не любить таких детей? Недавно идя по улице города, в котором обучалась, слушала музыку в наушниках. Какого было мое удивление, когда ребенок, видимо завидев меня еще далеко, бежал, чтобы меня догнать. Запыхавшись, но с яркими глазами, которые светились как две лампочки, расспросил обо все, о чем только мог вспомнить на тот момент времени. Потом спросив, куда я иду, хотел, чтобы я отправилась с ним к нему домой, чтобы посмотреть нового котенка, которого он подобрал на улице.

Или когда читаешь сообщение, в котором ребенок просит тебя придти на его день рождение…

Или когда ребенок пишет тебе, что хочет, чтобы я была его классным руководителем...

Для меня высшей похвалой было то, когда ребенок, уезжая из лагеря, сказал следующее: «Елена Леонидовна, вы такая строгая, но в тоже время такая добрая!». Я любила детей и дисциплину. Учителя не должны только любить, но и не должны бояться. На устрашении хорошую почву не построишь, а мы развиваем личность! А какая будет личность, если его всегда запугивали? Здесь возможно только два варианта, либо ребенок будет замкнутым, либо неуправляемым, для которого не писаны правила, потому что с самых ранних лет он был вынужден их нарушать, а потом получал взбучку.

Я считаю, что не важно, какие у учителя в дипломе оценки, а важно то, каков он с детьми. Мне хочется выразить большое спасибо моей учительнице, которая, еще в школе одобрила мой выбор, не разрушила мои представления, каким должен быть учитель, показала, КАК должен работать учитель, всегда оказывала и продолжает оказывать помощь и поддержку, болеет душой уже, почти за коллегу. От того, что я выбрала педагогику, есть ее вклад. Она часто бывает на этом сайте и читает мои произведения и это, я думаю, не оставит без внимания. Спасибо! Долгих лет жизни вам!