Игорь Наджиев. Очерк творчества

Михаил Лукашкин
    Современная эстрада пестрит разнообразием красивых с точки зрения визуального наполнения проектов. Проектов или отдельных артистов, которые не дают зрителю/слушателю никакой пищи для размышления. В контексте глобализации и быстро меняющегося мира такой вид творческого представления артиста не может вызывать ничего, кроме грусти и печали. Это чувства вызваны тем, что современная музыкальная культура делает упор на визуальную подачу материала, а не на ментальные установки и помыслы.

    Но есть при этом немногочисленный коллектив Художников, которые не потеряли еще связь с истинной русской духовностью. Среди них - "электрический скрипач", гордость всего Урала Леонид Элькин, музыкант-мультиинструменталист и просветитель Давид Голощекин и герой моего анализа, человек истинно Русского характера и чрезвычайно Русской души, Игорь Наджиев.

    Его путь на эстраду начался в родной Астрахани, где он родился и вырос. Его способности стали проявляться уже в 4 года, а когда пришло время обучению в школе, то в жизни Игоря их появилось сразу три – общеобразовательная, музыкальная и художественная. Развитие таланта привело его в итоге к дебюту на фестивале "Сочи-86" с последующим признанием публикой.

    Свое становление как артиста он связывает с Леонидом Дербеневым и Максимом Дунаевским. Это сотрудничество и вправду было плодотворным. Для Игоря Мислюмовича композитором и поэтом были написаны различные по содержанию, но всегда высокохудожественные песни, содержащие в себе силу, сильную по воздействию духовность и ориентированные на ментальную составляющую. Все это сделало молодого артиста узнаваемым и принесло заслуженное признание.
В арсенале его послужного списка - работа над такими картинами, как «Белые ночи» (1991 г., режиссёр Леонид Квинихидзе), «Ребёнок к ноябрю» (1992 г., режиссёр Александр Павловский), «Мушкетёры двадцать лет спустя» (1992 г.) и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993 г., режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич). В фильмографии артиста насчитывается ещё несколько киноработ: «Русские амазонки» (2002 г., режиссёр Исаак Фридберг), «Слова и музыка» (2004 г., режиссёр Иван Соловов), «Это всё цветочки…» (2005 г., режиссёр Нонна Агаджанова), «Сашка, любовь моя!» (2007 г., режиссёр Олег Газе), «Улыбка судьбы» (2011 г., режиссёр Марина Мигунова).

    Дискография артиста включает следующие альбомы:
1994 — «Потерянная страна» (Zeko-rekords)
1995 — «Приходи» (Zeko-rekords)
1997 — «Аленький цветок», I часть Королевского альбома (концерн «Видеосервис»)
2000 — «Клоун-король», II часть Королевского альбома (АРС-Трейд)
2004 — «Моя судьба в Твоих руках…» («Мистерия звука»)
2007 — «Имена на все времена. Игорь Наджиев» («Монолит»)
2010 — «Я тебя люблю!» («Монолит»)
2011 — «Благодарю…» MP3 («Монолит»)
2012 — «Была бы только Ты со мной...» («Монолит»)

     Первый его альбом - "Потерянная страна" - вышел в 1994 году. Открывающая его одноименная песня имеет в своей содержательной основе проведение свадебного обряда. Казалось бы, обычная тема, но вот подана она в контексте современного поиска нового формата мероприятия. И, как итог, полного увядания традиционной русской свадьбы, которую знала наша Родина во времена дореволюционного прошлого. Артист ищет эту традицию, которая ушла уже давно, ещё с той страной, которая была революцией ввергнута в советский период. Запах того времени, красоту церковного пения, самой атмосферы совершения величественного духовного акта – свадьбы – вот, что ищет исполнитель. Почувствовать духовность того времени, всего того, чем сопровождалась свадебная церемония, понять, когда же мы успели потерять колоссальный опыт, накопленный за годы патриархального прошлого, - вот, что хочется понять и прочувствовать после прослушивания этого истинно воодушевляющего хита. Весь альбом, наполненный духовным поиском нового, при этом не желая потерять то, что было до этого, - вот, в чем заключен смысл всего альбома.

     Следующий альбом артиста – «Приходи» (1995) – так или иначе пронизан темой одиночества человека в современном мире. Тема эта, как никогда, увы, актуальная сегодня, выражена втором через комплекс высокодуховных образов. Образов, которые заставляют человека задуматься о том, что его окружает, как стоит относиться к миру, а главное – к людям, которые нас окружают. Постоянные поиски человека самим собой самого себя, которые могу закончиться отчаянием, смертным отчаянием, выражаются в песнях Игоря Наджиева короткими фразами, за которыми стоят гениально простые и оттого весьма важные образы, которые есть в каждом из нас. Чаще всего они забыты или считаются не совсем серьезными. Это не может не заставлять задуматься о том, насколько чутко мы относимся к тем, кто нас окружает. Об этом, если говорить кратко, альбом Игоря Наджиева «Приходи».

     Следующие два альбома – «Аленький цветок» (1997) и «Клоун-король» (2000) – объединены в так называемый «Королевский альбом». «АЦ» - мой любимый альбом Игоря Мислюмовича, с этого диска (точнее, с кассеты даже) началось моё знакомство с творчеством этого уникального певца земли Русской. На примере Королевского альбома можно судить о таланте певца, о его самобытности, о том, насколько глубоко он вписан в культуру и традиции русского национального характера.

     От его песен веет теплотой, высокой художественностью, а также, что гораздо важнее, духовным теплом и чуткостью ко всему русскому, всему тому, что так близко большинству россиян – любви, надежде на лучшее, постоянное сопереживание всему тому, что происходит с Родиной, так любимой и так приятной Душе Художника. 
Вопросы духовного роста, постоянное саморазвитие путём, в том числе, обращения к молитвенным разговорам с Богом – все это тематика альбома «Моя судьба в Твоих руках» (2004). Собранные там песни говорят о высоком духовно-нравственном потенциале Артиста, о его духовной развитости и постоянном совершенствовании духовного развития. Весь альбом пронизан тематикой Бога в отношениях с людьми, в постоянном поиске себя в духовной сфере.

     Подводя итоги, хочется сказать, что Игорь Наджиев – уникальный образец современного Артиста. Он соединяет в своём творчестве тематику своих песен, направленную на активное духовное развитие человека, форму подачи своего творчества, непринужденную и при этом такую интересную, ориентацию на постоянное обращение к современным проблемам общества. Но чертой, объединяющей все указанные частички воедино – тезис о том, что мы сами вольны принимать решения обо всем, что касается нашей жизни. Помноженный на любовь к Родине, которая видна во всех альбомах и клипах Артиста,  этот тезис делает его творчество по истине уникальным. Игорь Наджиев – уникальный Дар Земли Русской, который воспевает Бога, Родину, а также все то ценное, что наш мир, увы, теряет сегодня с огромной скоростью.

На фото - автор и Игорь Наджиев на выступлении певца в концертном зале "У Финляндского" (Санкт-Петербург) (28.9.18).