Жалось и сочувствие

Лариса Викторовна Светличная
ЖАЛОСТЬ— это одна из набора реакций, данных нам природой (или Богом). В ответ на жалобный призыв кого-либо о помощи (который мы видим в его глазах, в беспомощном выражении его лица, ощущаем в излучении его тела) у нас рефлекторно возникает желание спасти этого человека. Этот рефлекс возникает у всех людей, кто увидел или ощутил этот жалобный призыв. Человеку ХОЧЕТСЯ что-то сделать для того, кто таким путём взывает о помощи. А если сам ничего не может, - позвать на помощь других. Таким образом, жалость КОНСТРУКТИВНА.
Но только у людей, имеющих инстинкт спасателя, есть влечение к спасению и исполнительная программа этого влечения: естественная возможность спасать энергетически. Включается эта исполнительная программа в ответ на чувство жалости к терпящему бедствие. А дальше — всё без участия разума.
В жалости нет переживания, нет потери энергии. Когда у спасателя В ОТВЕТ НА СИГНАЛ БЕДСТВИЯ непроизвольно генерируется особая целительная энергия, выбросы этой энергии  не вызывают ощущения потери сил. Таким образом, исцеляющая  энергия отличается от жизненной энергии спасателя (необходимой для его собственной жизни) не только по качеству. Впечатление, что у инстинкта спасателя есть свой собственный резерв энергии. Как и у любви, к слову.
А СОЧУВСТВИЕ,  пожалуй, от разума. И, насколько я понимаю, именно сочувствие лишает энергии, а не жалость. Ибо это — СО-ЧУВСТВИЕ и СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ. Мы тоже начинаем переживать вместе с тем, кому сочувствуем. Эффект от этого тоже есть, но - слабый.
Я заметила, что некоторые человеческие реакции имеют двойное происхождение. Сознательные и инстинктивные.
Первую пару я описала — ЖАЛОСТЬ и СОЧУВСТВИЕ. Остальные чувства, имеющие двойное происхождение, которые мне удалось заметить, имеют одно и то же название: УВАЖЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ, РАДОСТЬ ПОБЕДЫ.
Разумом люди уважают за ум, знания, способности, мужество, волю, великодушие, и многое другое. А инстинктивно уважают за более сильную лидерскую программу. А потом разумом наделяют лидера или авторитетного члена социальной группы всеми теми свойствами, которые с их точки зрения, являются достоинствами. И тех, кто нам нравится, тоже. Меня, например, однажды наделили бережливостью и умением делать деньги. Никогда не обладала этими полезными качествами.
Наблюдая психические сражения, мы ощущаем уважение к победителю, даже если умом понимаем, что он — не прав. И ощущаем презрение к побеждённому, даже если он — прав. Это доказывает рефлекторную природу этих чувств.
Рефлекторная радость победы у людей появляется при появлении у противника чувства унижения, которое означает признание себя побеждённым. Даже к тем, кто в психическом сражении участия не принимал, а лишь ощутил на себе агрессивную энергетическую волну нападающего, адресованную вовсе не ему (см. «Рефлекторная радость победы», URL:http://www.proza.ru/2008/12/17/416). А сознательная радость победы появляется от достижения своей цели. У животных рефлекторная радость победы появляется при виде страха противника. Который тоже означает признание себя побеждённым.
Остальные двойные реакции ещё ждут своего открытия.