Идеология. Продолжение темы

Сергей Корягин
Идеология – система ценностей, которая ведет человека по жизни. У ребенка – это мама, папа, другие близкие люди, у взрослого – система идей, идей национальных, экономических, политических, духовных. У каждого свои приоритеты, но есть приоритеты общие. Существует система ценностей для народа, для народов, для государства и человечества. Идеология живет в нас, и мы живем в ней, здесь имеет место слияние. Идеология – наша одежда? Да, одежда, но которая сидит глубоко в душе, настолько глубоко, что становится нашей душой. Идеология – движущая сила? Да, движущая сила, но и ориентир.

Разные общественные группы, классы имеют разные интересы, разные подспудные тенденции.  Это ведет к расщеплению идеологии на разные идеи, к зарождению конфликта, к политическим неурядицам, переворотам, революциям, гражданским войнам, к развалу государства, поэтому главная цель государства – найти такие идеи и так сформулировать их приоритеты, чтобы общий интерес превалировал над интересами частными, чтобы центростремительные силы в общем и целом перекрывали силы центробежные.   При разделении общества на группы следует прежде всего следует учесть самые главные признаки – постоянные и определяющие образ жизни и образ мышления.

 1.  Один из главных признаков – национальный. Националисты создают особую группу, которая в своей пропаганде опирается на величие нации и патриотизм. Главная идея националистов – идея порядка на основе властных привилегий для титульной нации в государстве. Идея проста, как палка, которых они готовы бить всех несогласных. Соединение национализма с социализмом дает национал-социализм. Сфера межнациональных отношений в едином социуме порождает межнациональные конфликты, особенно в период ослабления государственных скреп.

 2. Экономика. Здесь главным является отношение к средствам производства. Выделяют ся  буржуазия и  наемные работники (у Маркса – пролетариат). Главная идея буржуазии – это идея свободного предпринимательства, свободного обогащения. И, разумеется, свободной благотворительности: я богат, но готов не только платить налоги, но и жертвовать. Политическим идеалом современной буржуазии является буржуазно-демократическая республика со всеми правами и свободами человека – политический порядок, который Маркс назвал буржуазным социализмом. Главная идея основной массы рабочих, а также других слоев нанимающихся, включая мелких чиновников, врачей, учителей… – максимально уравнительное распределение всего произведенного (ее крайний вариант: все отнять и разделить). Радикальные представители этих групп в политике склонны  к марксизму; по методам воплощения своей идеи они близко примыкают к националистам. Из экономической сферы идут опасности экономические и, как следствие, – политические.

Далее. 3. Общество делится на политиков и граждан. Политики – это категория граждан, чьи желания следует обозначить как волю властвовать с целью обеспечить безопасность и целостность государства. (Здесь мы обходимся без Ницше.) Им противостоят просто граждане, готовые подчиняться и протестовать, активно поддерживать власть и активно сражаться против нее. Это – правители и управляемые, ведущие и ведомые. (В марксизме – угнетатели и угнетенные.) Основная идея политиков – заручиться активной поддержкой граждан ради реализации амбициозных планов. Из политической сферы идут опасности прежде всего от властолюбцев, склонных к ницшеанству, к узурпации власти, акциям, нарушающим социальную справедливость.  Основная идея лояльных граждан – ограничить власть до разумного минимума; что касается экстремистских групп – марксистов, нацистов и прочих, – то они всегда выступают против власти, если она не принадлежит им. Лишь анархисты выступают против всякого политического авторитета.

В духовной сфере прежде всего следует разделить верующих и атеистов. Духовная сфера опасна зарождением религиозного и атеистического фанатизма. Идеология служителей веры раздваивается: служители единственной веры в государстве являются противниками каких-либо религиозных свобод, а служители разных конфессий в одном государстве являются активными сторонниками свободы совести. Опасно слияние религиозного мракобесия, как и атеистического мракобесия, с жесткой политической властью.   
 
5. Творческие работники духовной сферы – философы, ученые, деятели культуры. Это особая группа, исповедующая идеологию свободы. В свободе (я имею в виду фундаментальные свободы современного цивилизованного общества)  заинтересована также часть работников экономической сферы, называемая буржуазией. Свободу с трудом выносят националисты, значительная часть наемных работников из сферы экономики, властолюбцы, религиозные деятели, сросшиеся с властью. Благоприятно для общественного развития соединение идеи свободы с идеей разумной власти. Следует заметить, что «чистых» идеологий не бывает или почти не бывает, как и «чистых» веществ в природе.

Если мы говорим об идее для России, то имеем в виду идеологию России, имеем в виду нечто специфическое, что отличает ее от Германии, Франции и т.д. Нам известны следующие варианты: «Москва – третий Рим», «Православие, самодержавие, народность», «В наш век все дороги ведут к коммунизму», «Идем в Европу». Первые три варианта характеризуются культом государственной власти, который метко охарактеризовал Ключевский: «Государство пухло, а народ хирел». Приобретались новые земли с великими подземными богатствами, которым завидует наши соседи. Мы стали богатыми, но  все наше богатство шло опять же на укрепление государства; это нас воодушевляло и успокаивало: мы великие, могучие, нас боятся.  Нас духовно закрепостили и сделали единомышленниками с властью. Свобода прорывалась время от времени, ее жестоко давили, но всему есть предел: сегодня мы – «пореформенные крестьяне».

Идеологию не может запретить никакая сила. Человек без души не живет, и народ без души не живет. Сегодня лишь временно приостановлено идеологическое давление со стороны власти, приостановлена официальная пропагандистская шумиха. Власть думает, и граждане думают: вырабатывается приемлемый вариант ориентиров. Есть страх перед идеологическими чудовищами, царствовавшими тысячу лет, и есть боязнь духовного разброда, который может стать причиной нового идеологического закрепощения – нацистами, коммунистами, религиозными мракобесами и прочими силами. Россия сосредотачивается. 

Идеология – не наука, а система ценностей, принимаемая на основе науки и опыта, приобретенного в течение столетий и тысячелетий. А можно сказать и так: идеология – наука, нажитая  народом с помощью «синяков и шишек», полученных как от врагов внешних, так и врагов внутренних. Войны, революции, экспроприация, коллективизация, голодоморы, культ жестоких и глупых царей и вождей многому нас научили. Мы не хотим больше царизма, с его крепостным правом,   коммунизма, с его политической жестокостью и духовным оскоплением,  но не хотим и дикого капитализма, с его резкими контрастами, противоречиями, коллизиями. Сегодня мы стремимся к благополучной, безопасной и свободной жизни.  Очень надеюсь, что, нахлебавшись деспотизма всласть, Россия не двинет в сторону Китая или, тем более, Северной Кореи. Пятница, 21 июня 2013 года.


Прибавление. Дмитрию Бояркину.  Вы взяли понятие демократии, как ее понимали во времена античности. Современная демократия – это власть большинства, это гарантии для меньшинства, это все цивилизованные свободы (не буду их перечислять, Вам они известны), это запрет на участи в политической жизни партий,  допускающих насильственный захват власти и установление диктатуры одной политической группы. И еще: демократия – это не разговоры о демократии, не «кисельная власть», какой она была в Веймарской республике в Германии в 1933 году и в период правления Керенского в России (лето 1817 года), но жесткая политическая линия правителей. Для охраны демократии нужен свой генерал, какими были у нас генерал Корнилов (его не пустили в Питер), а во Франции – генерал де Голль. Так изменилось понятие демократии. В этой ситуации марксисты (большевистского образца), нацисты, религиозные фундаменталисты к власти не могут прийти. Современные марксисты в Европе отказались от большевизма. Уловка это или реальность, трудно сказать, но голосов они набирают немного. Что касается наших сегодняшних марксистов, то их позиция напоминает позицию их европейских единомышленников. Нацисты у нас шансов на власть не имеют, включая главаря нацболов Лимонова. 

О внутренних врагах России. Я применил самое широкое понятие. Незаконно? Давайте Ваше слово для обозначения профессиональных воров, убийц, сексуальных маньяков. Куда мы вставим, например, Чикатило?.. Такие люди опаснее внешних врагов. 

Как я понимаю оптимальный вариант справедливости. Есть еще варианты – максимальный и минимальный. От максимального «пахнет» марксизмом и нацизмом.  От минимального – порядками в «банановой республике». В производстве желательно иметь уровень безработицы, сравнимый с уровнем безработицы в благополучных странах. Спрос на труд и предложение труда требуют сбалансированности (оптимальности). Зарплата наемного работника должна превышать так называемый прожиточный минимум, но не настолько, чтобы пропала трудовая заинтересованность.  Для справедливого распределения материальных благ  необходимы хотя бы двое: у одного берут, другому дают. А сколько нужно взять у одного и дать другому? В этом вопрос. (Вор-домушник рассуждает: «Я возьму у него только часть, остальное, что не смогу унести, оставлю ему». Своего рода «оптимальная справедливость».) Когда-то голодные ходили по домам и просили милостыню. Особенно много их было при Советах до войны и в первые годы после войны. (Молодежь, к сожалению, об этом ничего не знает.) Здесь мы имеем дело с минимальной справедливостью. Я полагаю, что каждый нуждающийся должен получать от государства некий обязательный (оптимальный) "кусок" на жизнь.

Закон должен четко определять высоту налога, кто законно нажил богатство, кто незаконно, кто взяточник, а кто честно живет на зарплату. Оптимальный вариант справедливого распределения в моем понимании – самый современный, проверенный, в цивилизованных странах практикуемый, законный, в меру жесткий, в меру гуманный. О справедливости возмездия. Когда-то за первую кражу вору отрубали одну руку, за повторную кражу – другую. Этот дикий способ ныне не применяется. Когда-то за хищение государственных средств в особо крупных размерах директора Елисеевского магазина Соколова приговорили к расстрелу, сегодня за такое преступление дают просто срок. Для определенного времени и определенной правовой система наказание должно быть оптимальным. А сколько свободы должны оставить сегодня властители гражданину, чтобы соблюсти справедливость? Некую оптимальную величину, чтобы не превратить его в анархиста, с одной стороны, или раба – с другой стороны.  А как Вы понимаете справедливость? Успехов! Пятница, 21 июня 2013 года