Заблуждение

Людмила Салагаева
Когда бы я ни возвращалась домой, знаю, что под рябиной на скамейке меня встретят несколько немолодых женщин, тихо беседующих. Надо подойти и поздороваться, им это будет приятно. Иногда они о чем-нибудь спросят. Как сегодня. 

- Ты разбираешься в обстановке. Вот скажи, когда нас очередной раз “кинут” отцы-управители наши, - хитро прищурившись, Александра Павловна  продолжает, - у меня на похороны чуток припасено, боюсь потерять. Прошлый раз Ельцину поверила - поклялся дефолта не будет. Всё сгорело. Умирать не на что, пришлось жить дальше. А теперь мочи нет. Не хочу такой жизни!

Так что посоветуешь? - побыстрей собираться?

Предложила  Александре Павловне превратить деньги в товар. Похоронные принадлежности точно не отберут.

- А может налог затребуют как на средства роскоши, так я не потяну! -  грустно смеется восьмидесятилетняя бывшая бухгалтерша тепличного хозяйства.

Вопрос соседки и слово "дефолт" настиг меня как сорвавшаяся лавина.

Войдя в дом, я только и успела пройти к дивану и прижаться к его спасительной спинке, чтобы не  провалиться в пропасть. То, что неслось и ранило меня и накрывало, и лишало воздуха, и наваливалось тьмой, и до озноба пугало ультразвуком беды  - были прошлые события моей жизни. Дефолт, лишивший семью средств к существованию,  и последовавшие  за ним невзгоды явились как из страшного сна.

Они поднимались из небытия  - я их едва узнавала. Откликалось тело. Оно помнило все тяготы, болезни, обиды, нанесённые ему,  включало боль минувших  событий. Меня корёжило и трясло. Выхода не было - я чувствовала себя расплющенной бабочкой под стеклом. Со мной говорило  непознанное. Может быть моя душа?

Не в силах сделать простое  движение я приняла  происходящее как неизбежное. Вероятно,  предстояло что-то узнать. В кромешной тьме нагромождённых обломков жизни я увидела крохотный просвет. Нежданный подарок позволил мне опамятоваться. Отпустившее удушье словно открыло дверь в потаённое место в глубине.

Послышалось, конечно же  послышалось, как заскрипели ржавые петли. И оказалось, что я пребываю  в изоляции. 
Невидимые, но ощутимые силы   крепко удерживали  меня на месте. В то время как я всеми помыслами находилась в манящем  чистом пространстве, подобно глади озера,  расстилавшемся перед глазами - на расстоянии протянутой руки.

Но также мощно проявлялось сопротивление. Когда и как я попала в зависимость,  в неволю? Наступил момент, и проявился весь механизм, с помощью которого мной управляли: еда, кров, работа. Они крутили меня в своей центрифуге.

А я-то думала, что спряталась и тем сохраняла капельку свободы. Там у себя, в глубоком убежище. Оказалось, я принимала желаемое за действительность.  Безжалостные игры эго, обманувшего меня в прошлом,  взбесили. Почему стало ясно сейчас, не раньше?

“Эту жизнь я любил исступленной любовью”.

Ой, любила! Так любила, что замирала от восторга перед капелькой росы и не стыдясь целовала землю!

Во мне не было животной покорности текущим событиям. С малых лет будоражили вопросы: Зачем я живу? Ради чего?  Старалась понять, услышать свой внутренний голос. Но непроницаемая  завеса скрывала отклик. Ответы не приходили.
Они прятались. Потому что я к ним не была готова. 

Каким-то образом мне было известно это. Прежде надо узнать нечто важное.

Наблюдения и концентрация на вопросе привели к  некоторому пониманию.

Вначале я жила с мыслью, никто  не управляет миром,  и мир плохой. Страх побуждал к действию. Обнаруженная  разумом пещера позволила  уйти глубоко в себя.
Там я жила долго,  пока накопленный житейский опыт и знания мудрецов, почерпнутые из книг, не заменили прежнее убеждение на другое: кто-то управляет миром, но мир плохой. Представление  изменилось, но лучше мне от этого не стало.

Моё сознание долго подвергалось гнёту двух обидных заблуждений. Дни тянулись медленно, и сама атмосфера вокруг была тяжелой и беспросветной. Пьяницы замерзали прямо на улице. Лихие люди чинили беспредел.
 
Прибавилось еще одна уверенность - страной управляют НЕЛЮДИ, поэтому мир плохой. Это заставило еще глубже залезть в свою нору.

Последняя напасть касалась отношений с сугубо реальным миром. А с ним творилось невероятное. Правители, сменяя друг друга, производили над народом безумные  эксперименты. Приказывали засеять всю страну  вплоть до зоны вечной мерзлоты кукурузой. Обесценивали деньги, ввергая народ в хаос и страх. Тотальная ложь подавалась ими как чистая правда.

Люди от этой сшибки гибли как мухи. Одни, пытаясь отстоять правду, теряли жизнь, в лучшем случае ухудшалось её качество. Другие, приспосабливаясь и пособничая властям, чтобы дотянуться до кормушки, превращались в нелюдей и существовали далее наподобие
животных.

Но все были рабами в тоталитарном государстве, как бы его не называли Фараоны. Вся жизнь регламентировалась. Часть запретов  и ограничений даже не воспринималось как ограничения - настолько много их было.

Например, однажды  устроившись на работу, лучше было трудиться на одном месте  до конца жизни.  "Летунов" лишали  маленьких привилегий  - надбавок за непрерывный трудовой стаж, у таких отнимали  отпуск, изменялось начисление пенсий, было много других нюансов.

Нарушителей трудовой дисциплины, а это могло быть единичное опоздание на работу, увольняли по 33 статье, с записью которой очень трудно было устроиться. Разве что дворником или посудомойкой.

Во время короткого правления Андропова, коллега-редактор, мать двух маленьких деток (муж её по тем временам имел хорошо оплачиваемую работу фотографа)  по своей инициативе выследила, сидя в кустах, моё пятиминутное опоздание. И после разбирательства на заседании профкома меня понизили в должности. А её на эту должность за бдительность назначили. Я была счастлива нечаянной милости. Могло быть всё хуже...

Выехать за границу можно было только  в составе специальной группы по какому-нибудь культурному обмену, и то с большими трудностями. На острове, где я живу, долго  существовал пограничный режим, и без паспорта мы не имели права съездить в соседний районный  центр в тридцати километрах.

Неусыпность органов была так высока, что нельзя было не засветившись прочесть запрещенную властями книгу.Происшедший случай - тому подтверждение.

Мой друг, журналист и переводчик с японского, кстати, работавший одновременно по принуждению в органах, взял на ночь у товарища репринтным   способом изданный роман Солженицына " Один день Ивана Денисовича". Это называлось “Самиздат”.  Утром он уже давал показания. Говорили, что ему повезло - всего-то шесть месяцев тюрьмы!

Эти строгости не  касались самих Фараонов, в том числе и областного масштаба. Уже после отгремевшей перестройки бывшая партийная дама, покинувшая   упразднённый обком партии в должности второго секретаря и получившая в качестве отступных "Интурист",  откровенно рассказывала, что за время пребывания в должности, сбилась со счету, посещая зарубежные государства.

- Работать некогда было, - вспоминала  она, и в который  раз пожалела, что когда поступил приказ Ельцина о роспуске КПСС, и он откупался государственным имуществом (это назвали "ночь раздачи подарков") - не сориентировалась.

 - Не “Интурист”, а “Инкомбанк” надо было брать. Но тогда  была такая "нервячка"!  Некоторые по десять раз документы переоформляли!

Мужчины-журналисты пили. Наверное, в те времена это была единственная форма протеста, за которую не предусматривалось уголовное наказание. Пили много и часто, а поэтому рано уходили из жизни, нередко умирали просто от палёной  водки, которая в те годы  продавалась вперемешку с нормальной. Для многих  она стала “русской рулеткой”.

Эти годы жизни были похожи на мрачные картины средневековья. В них нет света, тяжелое свинцовое небо. Тесное пространство. Тёмные одежды. Убогие, одинаковые “хрущёвки”. Всё мертво и глухо. Будто застыло  накануне Апокалипсиса.

Такими полотнами увешаны залы многих художественных  музеев в Европе. Растрескавшиеся краски. Невидимый метроном отбивает последние мгновения...

“Застой” длился и длился…, пока не настала пора карамельно-бандитской приватизации-перестройки. Десятилетний период передела окончательно определил таким как я место в ячейке рабовладельческого сообщества: на доживание.

Унизительная разнарядка до сего дня не подлежит пересмотру. В соответствии с ней  - моё обеспечение, отношение ко мне устрашающего, враждебного механизма власти. Я ещё есть. И в то же время меня как бы нет.

Ничтожное пенсионное вознаграждение крепче любого запрета держит на коротком поводке: не ездить, не улучшать жилищные условия, не учиться, не лечиться, не развлекаться  - бесконечное множество «НЕ»  не поддается разумному  осмыслению. Например, запрет при достижении пенсионного возраста на занятие  многих  должностей ...

Именно в этот момент стало понятно, что обида на власть, на государство, закабалившее меня, как и многих, происходит из-за тотального рабства.

Своё недовольство существующим  порядком я вначале перенесла на Творца. Поэтому долго блуждала  в лабиринте в поисках  выхода.

Загнанная в тупик, страдающая от изоляции, несправедливости, я вынуждена была долго  оставаться один на один с мучающими вопросами " В чем смысл моей жизни?"  и " Почему мне плохо?"

Нечаянное обращение соседки, как штормовой ветер, сорвало последнее заграждение. Заставило остановиться и разобраться наконец, что к чему. Понятно, что находясь в зависимости от государства, порвать с ним невозможно, какими бы ни были угнетающими отношения.

Вспомнился  безотказный  совет: "Не можешь изменить ситуацию, изменись сам". Пригодился бы алгоритм - точное и безотказное предписание действий, которые должны быть выполнены. Пришлось напрячься.

В результате получилась такая инструкция: найти форму разумного сосуществования, устранить обиды - это первый этап работы по выходу из тупика. Дальнейшие шаги - постараться выяснить, как можно изменить себя.

Существуют ли для этого универсальные законы? Один из них: "Возлюби ближнего как себя", мне известен. И по-моему  годится для коррекции  человека в целом. При том, что я знаю его с детских лет: все страдания, через которые прошла,  как раз  нарушение, несоблюдение его.

Понятно, знание закона само по себе ничего не даёт. Предстояло глубоко осмыслить мудрое указание и начать применять на практике постоянно.
 
Вначале хотя бы просто помнить о намерении. Задача очень трудная,  я  в этом убедилась.

Но другой дороги нет - с этим мой разум согласен. В перспективе просматривается желанное обновление с помощью которого мои личные отягощения могут исчезнуть, по крайней мере - смягчиться.

Кажется забрезжил свет в конце тоннеля. Это наполнило меня энергией и оптимизмом. Темнота отступила.

-----------------
Картина "Крик", Э.Мунк