Мой Лизочек

Наталья Лось
  Знакомо ли вам это чувство  - желание отдыха  от серьезной работы, некое 
легкое отвлечение от мозгового штурма. Не потому ли серьезные физики вдруг
становились лириками, а врачи , призванные спасать жизни людей, вдруг
становились писателями, музыкантами и бардами?

  Вот думаю, у Петра  Ильича Чайковского в год, когда на него свалилось очень
 много серьезнейших проектов, связанных с коронацией Александра Ш.( кантата
“Москва” и марш “15 мая”, в этот же период (1883 год) нужно было переработать
хор “Славься” из  “Жизни за царя”, над которым работал Глинка. Паралельно он
 дописывал оперу “Мазепа”) возникла мысль о детском альбоме песенок.

  Эта работа была прекрасным отвлечением от  серьезных  композиций ,
насыщенных особым смыслом величия, патриотизма и  государственности.
 16 песенок, которые вошли в сборник, отличались простотой выражения ясностью музыкального языка, искренностью чувства.
 
 Одна  из них: “ Мой Лизочек очень мал”- требует к себе особого внимания.
Написана она была ранее, в начале января  1881 года,  и стала самой популярной
из всех детских произведений.
 Чайковскому очень нравилось работать над детским 
альбомом. Об этом он писал фон Мекк и своему  брату Модесту.
 Он старался сделать
детские произведения  легкими, образными, запоминающимися.

   Слова к песенкам выбирал по такому же принципу. 14  песенок были написаны
на слова Плещеева, а “Лизочек” – был от автора Аксакова Константина, сына
знаменитого  писателя, которого мы помним по сказке “Аленький цветочек”.

  Костя Аксаков, вернувшись после университетской учебы в Петербурге в Москву,
влюбился в свою кузину Машеньку, которая была на год старше его. Он  писал ей
нежные письма. И хотя в них анализировались новинки литературы, за текстом о
Гоголе явно звучало яркое чувство 19-летнего молодого человека.
 Родители и родственники влюбленных были против  этого романа.
Запрещали видеться и даже писать друг
другу.

 Аксаков всю жизнь носил в памяти свою  первую любовь. Он не женился ,
 а Машенька
так и не вышла замуж.  Костя, не имея возможности пересылать письма,  писал
дневник из посланий к своей любимой, посвящал Машеньке Карташевской свои
произведения.
    Фантастическая  повесть “Облако” о любви и стихи  того периода в
предисловиях имеют точный адрес. Именно в это время и было написано
стихотворение “ Мой Марихен очень мал”. Нет никакого сомнения, что это
стихотворение написано для нее. Хотя можно встретить утверждения, что оно
адресовано пятилетней сестре Константина - Маше.

  Как-то в эти времена особенно увлекались темой эльфов, сильфид,  гномиков,
дюймовочек и прочих хрупких и мелких созданий. Костя Аксаков,  будущий публицист,
лингвист и критик,  создал веселое стихотворение , наполненное остроумными шутками
 о быте крошечного существа, создав не просто атмосферу сказочности, а некую
пародийность на фантастические темы, кочевавшие в ту пору по дамским журналам.

 Чайковский внес редакцию в стихи Аксакова, Марихен превратилась в Лизочек.
Были и другие поправки, стилистически не очень интересные, но песенка состоялась,
 и лучший ее исполнитель – Лемешев.
 http://video.mail.ru/mail/or.galka/1853/12154.html

.  Оригинал Аксакова:
Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И кричал!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы яичной
Фаетон себе отличный
Заказал!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы рачонка
Сшил четыре башмачонка,
И — на бал!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что, одувши одуванчик,
Он набил себе диванчик,
Тут и спал!

Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины
Заказал!
А вот что получилось после правки Петра Ильича:

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки,
И в крахмал, и в крахмал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И кричал, и кричал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
что из скорлупы яичной
Фаэтон себе отличный
Заказал, заказал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы рачонка
Сшил четыре башмачонка
И — на бал, и — на бал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,
И гулял, и гулял!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что надувши одуванчик,
Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что наткать себе холстины
Пауку из паутины
Заказал, заказал!

Аксаков уже не мог возражать и перечить. К этому времени он  умер от
чахотки на греческом острове   Занте ( 7 декабря 1860 г.)Думаю, он немножко
поворочался в гробу.Хотя, возможно, я не права. Константин Аксаков столько
 терпел от цензуры, что такое редактирование было привычной обидой.

Интересно, а как бы отнёсся Пётр Ильч к правке своих музыкальных произведений?