109. В. Агошков. Переименовали районы! А дальше?

Василий Иванович Агошков
109. В.Агошков.

Главному редактору «Орловской правды»

А.Н. ТИХОНОВУ.


Ваш Дискуссионный клуб привлёк моё внимание.
Надеюсь, что и мои статьи будут востребованы газетой.
При сокращении материалов,
просьба не удалять нужные выводы.
Спасибо! В.И. Агошков.



Переименовали районы!
А дальше?



Как собкор «ОП» я был в числе первых, кто выступал в начале 90-х годов ХХв за возвращение улицам, городам и весям старых, прежних названий. Какие-то имена, прежде всего, в Орле, были возвращены, но в основном всё осталось по-прежнему. Потом наступила эра массовой приватизации, и теперь, чтобы переименовать улицу, требуются большие деньги для переделывания всех документов, в том числе и имеющихся на руках у жителей.

А нам предлагают переименовать аж целый Урицкий район. В.М. Катанов назвал свою книгу «Змиёвский край», чтобы таким образом уйти от имени большевика Я.Свердлова, в честь кого и поименовали Свердловский район.
 
Но давайте представим себя на месте любого взрослого жителя Урицкого или Свердловского районов. В один прекрасный момент некто N решил продать свой привати-зированный дом или квартиру, приходит в соответствующее учреждение со своими документами, а ему говорят, что они устарели, так как район теперь не Урицкий, а Нарышкинский! И, чтобы переделать их, нужно отдать ещё несколько тысяч рублей, плюс отсидеть в очередях неделю. Хорошо, если этот N молод, богат и полон сил, а если он в глубокой старости, беден и почитатель ленинских заветов. Да он проклянёт всех и вся. Тут уж не до того, чтобы «помнить своё родство».
 
Константин Грамматчиков пишет, что власть не против переименования, при условии, что «все расходы на процедуру по переименованию возьмёт на себя общественность». Действительно, получается замкнутый круг. А самое главное – нынешние названия улиц и площадей при таком отношении властей к переименованиям будут жить вечно.
Так что правы были коммунисты, утверждающие, что Ленин – жил и будет жить! Это ж сколько сил и средств нужно «угробить», чтобы добиться исторической справедливости!
 
В то же время я вижу проблему гораздо шире. Во всём нужно руководствоваться здравым смыслом, а не сиюминутными выгодами и течениями. И помнить выражение о том, что «мёртвого льва пнуть ногой может всякий».

Так, например, восстанавливать в центре города Орла, у Дома Советов, памятник Николаю II нет надобности, так как основал наш областной центр Иван Грозный. Вот Ивану IV и следует воздать должное, что бы там ни говорили о нём плохого. И поставить памятник на нынешней площади имени Ленина – Ивану Грозному. А памятник Ленину перенести в другое место большой площади. Улицу Ленина переименовать в Болховскую улицу, а логичнее было бы – в улицу Ивана Грозного.

Что касается памятника Ильичу в посёлке городского типа Кромы, то я бы оставил его на прежнем месте. Это наша память, какая она бы ни была – горькой или сладкой. Если кому-то хочется всё ломать и крушить, то, пожалуйста, места рядом с памятником Ленину много – возводите церковь, часовню, что угодно!

Ибо сломать легко, а построить сложно. Из печати мне известно о том, что в той же Финляндии в своё время левые и правые никак не могли примириться, пока не пришли к идее ничего не ломать и не рушить. Левые теперь там мирно поклоняются своим «богам», правые – своим.
 
Почему я за то, чтобы оставить памятник Ленину?! Известно, что запретный плод сладок. Уничтожив совсем следы Ленина, мы невольно превратим его в «бога», которому станут поклоняться новые поколения. В той же Германии по результатам опроса Карл Маркс занял третью строчку в списке выдающихся людей страны. У нас лидировал долгое время Иосиф Сталин. Поэтому говорить о коммунистах однобоко и с пренебрежением – это «детская болезнь»!

В статье К. Грамматчикова, обрадовавшей меня в целом, есть отдельные настораживающие высказывания. Известный автор и издатель как-то мелко, очень скрупулёзно перечисляет, что, когда и где «ломали, отбили, вставили» у памятников Ленину в районных центрах Орловщины. И что, мол, коммунистами «акты уничтожения памятников идолам советской эпохи… трактуются… как вандализм и экстремизм». Получается, по автору, что коммунисты – это уже как бы и «не люди», поскольку далее мы читаем следующее: «Если мощи святых благоухают и исцеляют, то мумии сатанистов смердят и отравляют всё вокруг». А разве такие мысли не являются экстремизмом по отношению к своим согражданам, думающим иначе?!

Это меня пугает новыми гражданскими войнами, нетерпимостью к чужому мнению, пусть и «неверному». У нас любят повторять выражение о том, что в демократическом обществе люди должны уважать друг друга, всё делать для того, чтобы мысли несогласных были доступны. А что же на самом деле: возникает новая цензура – тот прав, у кого больше прав?! Известно, что нельзя выпускать «джинна из бутылки», т. е. злого духа. Сегодня злые силы крошат памятники «советским идолам», завтра – примутся за уничтожение всего и вся. Я в настоящий момент беспартийный, самодостаточен, но тоже могу сказать о том, что уничтожать любые памятники, в том числе и памятники Ленину – это действительно вандализм.
 
А разве «мощи святых» в 1917 году меньше благоухали и исцеляли, если власть взяли атеисты-большевики?! Значит, что-то тут, как писал В.Высоцкий, «не так, ребята!» Рассуждая о переименованиях, нельзя быть ортодоксом, проводником одной идеи, так как жизнь многогранна. Если уж мы и говорим и «мощах», то следует помнить заповедь о том, что Бог есть любовь! И посему нельзя разжигать ненависть к своим собратьям. Далее. К.Грамматчиков пишет также и о том, что «крестные ходы были заменены демонстрациями (в буквальном переводе «шествие демонов»)…

Но так ли это?! Попробуем разобраться. П.Я. Черных в Историко-этимологическом словаре современного русского языка (Москва, 1994г) указывает, что «слово ДЕМОНСТРАЦИЯ в русском языке известно с первых десятилетий 18в, но сначала не в смысле политическом, а в значении «показ, объяснение, доказательство». Современное значение «манифестация» более позднее. Латинское monstrum означает «знамение, знак».

В Современном толковом словаре русского языка (Санкт-Петербург, «Норинт», 2004г, автор проекта и главный редактор С.А.Кузнецов) читаем: «ДЕМОНСТРАЦИЯ, от латинского demonstratio – показывание. 1. чего. Публичный показ чего-либо. Демонстрация моделей одежды. 2. чего, с опр. Демонстрация силы. 3. Массовое шествие для выражения каких-либо общественно-политических настроений. Демонстра-ция зелёных на площади. 4. Неприязнь… Напился для демонстрации своей взрослости. 5. Воен. Манёвры, отвлекающие противника от места главной операции…».

Поэтому вольный перевод К.Грамматчикова слова ДЕМОНСТРАЦИЯ не совсем убедителен... Даже если взять часть слова ДЕМОН(страция), то и здесь не всё так однозначно. ДЕМОН у П.Я. Черных – это: в христианской мифологии – «падший ангел, хотевший стать богом», «злой дух», «дьявол». Заимствовано из греческого языка – «дух, божество».

Учёный указывает, что «старшее значение этого слова «тот, кто распределяет что-либо», «оделяет кого-либо чем-либо». У С.А.Кузнецова то же самое: ДЕМОН, от греческого daimon – дух, божество. Правда, 1. в античной мифологии: добрый или злой дух. 2. В монотеистических религиях: злой дух, искуситель, дьявол; падший ангел…

И в этом смысле слово ДЕМОНСТРАЦИЯ можно толковать по-разному. Продолжим. Переименовали Урицкий район в Нарышкинский, а Свердловский – в Змиёвский. А дальше?! Сколько у нас всего советских названий – целый океан. Когда же их переименовывать и переписывать?! Но переписывать не бесплатно, а за деньги людей, которых у них, как всегда, не хватает. Мне, как писателю-краеведу, хотелось бы, конечно, вернуть если не все, то многие дореволюционные названия.
 
Скажем, в Кромском уезде были слободы, теперь их нет, а есть деревни Черкасская, Стрелецкая, Пушкарная, Драгунская и т.п. Почему – деревни, если в них стояли церкви?! Значит, сёла, но сёла не простые, а свободные от помещиков, т.е. СЛОБОДЫ. Моя родная деревня Редькино 17 января 1969 года была присоединена к селу Становой Колодезь. Исчезло и село Марьино Орловского района. В данное время имеется Марьинская школа, но нет села Марьино, где в своё время стояла и церковь. Теперь это место носит имя Новая Деревня!

Стёрты с лица земли сотни и тысячи населённых пунктов, а те, что уцелели, порой изменили имя. Конечно, не всегда в этом повинны большевики. А как быть с тем, что у нас имеются сёла, деревни, посёлки, посёлки городского типа, города (иные по площади меньше посёлков), хутора?!

Странно читать такие названия, как: деревня Загнилецкий Хутор, деревня Закромский Хутор (кстати, здесь в 1903г была открыта церковь, посему хутор Закромский должен быть селом!)

Мы никак не поймём, что город Ливны стоит в единственном, а не во множественном числе. Поэтому заголовок «Станут ли Ливны городом воинской славы?» не верен. Ибо Ливны – это ГОРОД, а не ГОРОДА!

Проверим: «Станут ли город Ливны…». Конечно же «Станет ли Ливны городом воинской славы!» Об имени пгт. Колпны. Топоним тоже стоит в именительном падеже. Дело в том, что Ы//ЬВ//ЪВ, т.е. Колпны// Колпнев// Колпнов. КОЛПНЫ – это КОЛПНЕВО // КОЛПНОВО. Областные газеты не всегда верны и по отношению к МЦЕНЦАМ// МЕЦНЯНАМ, почему-то именуя их жителями города ОМСКА: омчане// амчане! Ссылаются на Н.С. Лескова, но у него есть АМЧЕНЦЫ, но не АМЧАНЕ! Поэтому нам нужно быть всем очень и очень аккуратными с названиями населённых пунктов. Кстати, недавно «ОП» опубликовала список исправленных топонимов области.

В их числе оказался и Орёл, звучавший ранее, как ОРЕЛ (без Ё). Так что буква Ё, наконец-то, приобретает своё истинное лицо. Получил свою прописку и ЯмскОй сельсовет в Болховском районе, вместо ЯмскИй. Видимо, положили в «ямы» асфальт (шутка!). Безусловно, переименования, а вернее, возвращения бывших названий должны быть на фоне улучшения нашей жизни. При этом должны учитываться и современные реалии.

Ясно одно, что переименования не должны стать тормозом современной жизни. Я бы призвал депутатов Орловского облсовета народных депутатов создать комиссию, рассмотреть все вопросы, принять соответствующее постановление, которое бы облегчило переименования районов, сёл, деревень и прочее. Изучить мнения людей, а не навязывать им сверху сиюминутные постулаты. Как сделать так, чтобы справедливые переименования были бы бесплатными и без временных затрат?! Выносить все вопросы, связанные с переименованиями, на общественный суд, и только тогда принимать верные решения.


Василий Иванович АГОШКОВ,
член Московской городской организации Союза писателей России с 1996 года. Автор Топонимического словаря Орловской области, насчитывающего более 17500 топонимов. 20 октября 2010 года, пгт. Кромы.


(С) В.И. Агошков.