Аттестация

Николай Ерёмин
АТТЕСТАЦИЯ               
рассказ

Журналистика – вторая мужская древнейшая профессия.   
  Первая древнейшая – женская.

Елизавета  Быстрицкая  в совершенстве владела обеими профессиями и с большим успехом их совмещала.

       Когда я работал в газете «Абаканский автодорожник» заведующим отдела писем, редактор наш, Сергей Александрович Победоносцев, большой жизнелюб, разглядел её симпатичную мордашку в многотиражной газете «За каучук!» и пригласил в нашу, на скромную должность секретаря-машинистки.

       Страна переживала эпоху застойного социализма.
Елизавета Быстрицкая уже приобрела широкую известность в узких кругах, поскольку вместе с её другом,  председателем Абаканского отделения Союза композиторов, бой-френдом, как сейчас говорят, сочинила «Гимн АЗСК», то есть Абаканского Завода Синтетического Каучука, который гласил:
            Запев.
              Как возглавил завод
              Генерал Бондарчук,
              Так воспрянул народ –
              И пошёл каучук.
              И завод на простор
              Корпуса распростёр,
              За рулоном рулон
              Выдал тысячи тонн…

             Припев.

И Бондарчук мы славим Зину,
Что делит с мужем груз забот,
Когда даёт стране резину
Наш каучуковый завод!

И люди счастливы вокруг.
Ты наш кормилец, каучук!

 
  Да, Елизавета была не только журналисткой, но и поэтессой, и певицей!
Вдвоём с композитором они напели на кассету этот гимн, и стал он звучать по приказу директора, генерала Бондарчука,  в начале и в конце каждой смены над заводской проходной, вдохновляя то на труд, то  на отдых.

       Легковой автомобиль «Лада», девятая модель, и однокомнатная квартира в военном городке, около завода,  генеральской милостью явились  достойной материальной и моральной компенсацией за причинённый её головке творческий ущерб.

       Отношения между нашим редактором и его новой секретаршей развивались по классической схеме служебного романа, с периодическими  повышениями по службе и  прибавками к жалованью.
Секретарь-машинистка.
       Потом специальный корреспондент.
       Потом зам, потом зав. производственного отдела.
       Потом заместитель редактора.

       Дальше расти было, кажется, некуда.
Но в стране началась перестройка, на рынках движимости и недвижимости появились богатенькие москвичи, новые русские в малиновых пиджаках, и кто-то из них захотел приватизировать нашу газету.
- Только через мой труп!- заявил в ответ на это предложение во всеуслышание С.А.Победоносцев и, взяв у рекламодателя бесплатную путёвку, улетел посмотреть на Египетские пирамиды.

- Улетел! Без меня! – возмутилась Елизавета.
И пока он беспечно лазил по пирамидам снаружи и любовался мумиями внутри, продала она газету прихватизатору из Москвы, пожелавшему остаться неизвестным

       Все документы были оформлены, как надо, комар носа не подточит, подписаны, и когда  путешественник, краевед египетский, вернулся, собрала она нас, сотрудников редакции, и объявила:
- Дорогие друзья! В нашей стране идёт интенсивная перестройка, о чём вы прекрасно осведомлены. Коснулись перемены и нас. Теперь наша газета «Абаканский автодорожник» не имеет отношения к обанкротившемуся социалистическому государству, к империи СССР, так бездарно развалившейся на наших глазах. Теперь она – частное предприятие. Владелец – в Москве. А я – здесь, на месте, главный редактор!

       - А я? Я теперь кто? – воскликнул поражённый в самое сердце С.А.Победоносцев.
- А вы, уважаемый Сергей Александрович, и все вы, уважаемые коллеги, с этого дня считаетесь в отпуске с последующим увольнением!
Впрочем, те, кто  пожелают пройти аттестацию и подтвердят профессиональную пригодность, останутся на своих рабочих местах.

       - Лизонька! Дорогая! – взмолился при всех бывший наш редактор, - как же так? Мне полгода до пенсии, а я – в отпуске с увольнением? Дай мне доработать полгода, хоть кем, хоть замом!
- Аттестация покажет! – сказала Елизавета Быстрицкая.

              И аттестация показала: никто не пригоден к работе в новой газете.
Никто!
Кроме меня.

       Я остался, как прежде, заведовать отделом писем.
       Коллектив обновился.
Газета из ежедневной, черно-белой, четырёхполосной, стала цветным шестнадцатиполосным еженедельником.

Елизавета ввела строжайшую дисциплину.

       И стала намекать на то, что я ей не безразличен и даже симпатичен, и она не прочь бы установить со мною более тесные отношения.
- А как же Сергей Александрович? – спросил я.
- А никак, – ответила она. – Он уже старик, старпер, пенсионер без пенсии. А мы – молодые! У нас всё ещё впереди! Не так ли?

       Когда я ответил вежливым отказом, Лизонька, Лиза, Лизка этакая, Елизавета Петровна, резко перешла со мною на «вы» и стала гнобить и кошмарить, давая невыполнимые поручения.
Например.
«Вы должны фиксировать время прихода и ухода всех сотрудников и в конце рабочего дня класть мне докладную на стол. А устно сообщать,  кто что про меня  говорит»

       Когда я опять ответил вежливым отказом, она тут же вывесила приказ, а в нём - выговор с занесением в трудовую книжку.

       Потом она попросила меня написать слова «Гимна Автодорожной газеты».
- Даю вам недельный срок. Скоро приедут гости из Москвы, участники автопробега Москва-Владивосток. И среди них – наш хозяин. Мы должны организовать встречу,  как подобает, на высшем уровне. За образец возьмите мой «Гимн АЗСК». Вот текст.
- Да знаю я этот текст! Но никогда не был халтурщиком и никаких  гимнов писать не собираюсь! – сказал я.
- Так по-вашему,  я – халтурщица?
- Гимнючка, а ваш композитор – гимнюк. Так вас прозвали среди журналистов, - открыл я ей профессиональную тайну.
- В таком случае нам с вами не о чем больше разговаривать! – покраснев, закричала она. И затопала ногами, и замахала руками. – Пишите заявление, об увольнении, по собственному желанию, если не хотите вылететь по статье!

       И вот теперь я – безработный.
Со второй древнейшей профессией покончено раз и навсегда.

       Как настоящий писатель, сижу дома, сочиняю всяческие рассказы из своей журналистской жизни.
       Было, поносил я их по редакциям глянцевых журналов, которых развелось видимо-невидимо.
Но перестройка в стране закончилась.
Все журналы акционировались.
       Писателям гонораров не платят, не ценят интеллектуальный труд. Говорят, плати нам, тогда напечатаем. И тиражируют рекламу да обнажённую натуру.

И я пишу в стол.

       Вот накопится на книгу, найду спонсора, сфотографируюсь с ним в обнимку – и прославлю его и себя на веки вечные.
  Что ещё нужно безработному писателю, бывшему заведующему отдела писем?               

       Николай Ерёмин г Красноярск