Майста - сын Мааса

Сайд -Хамзат Нунуев
     Майста (Маа-ста) - сын Мааса 


     О городе Магас, средневековой столице Алании,  сказано: «Древний город Магас находился на пересечении торговых путей с юга на север, с востока на запад. Археологические находки свидетельствуют о развитии таких ремесел, как гончарное, железное, ювелирное, ткацкое, кожевенное, а также  земледелие, скотоводство. При раскопках культурный слой составлял от 0,8 до 2,4 м пепла. Исторические находки на территории бывшего Магас датируются от III тысячелетия до нашей эры по XIII – XIV  века нашей эры.

     Впервые о городе Магас упоминает арабский автор десятого века  в своем сочинении " Мурудж аз захаб " (Золотые истоки). По свидетельству Джувейни, современника событий взятия Магаса монголами, было убито 270 тысяч человек  и от города Магас завоеватели оставили только имя. Из всех намеченных к завоеванию и покорению городов Восточной Европы, в  монгольской и китайской хрониках упоминаются только Киев и Магас. После завоеваний, произведенных в Восточной Европе, Хан Батый, среди войск которого ходили легенды о мужестве и стойкости защитников города  Магаса, докладывал верховному хану, своему дяде Угедею, что им разрушен город Магас и завоевано 11 стран и народов (Китайская "Юань-ит" (история монголов), на русском языке изд. 1914г. в переводе А.Иванова). (http://nazrangirls.com/articles/istoriya-goroda-magas)

     В третьем тысячелетии до новой эры и позже  Северный Кавказ находился в зоне распространения двух знаменитых археологических культур майкопской и куро-аракской. И поскольку в ареале распространения этих и других более поздних культур жили главным образом хуррито-урартские племена, предки сегодняшних вайнахов, а также с учетом множества других исторических фактов и свидетельств, мы можем утверждать, что и Алания с ее столицей Магас  были созданы потомками тех самых хуррито-урартов.
     Слово Маас на нахском означает «главный, столица». Сравните, мы помним, как еще недавно столицу чеберлойского сообщества Макажой мы называли Маа-Макажа, то есть, верховный, главный, столица. (Маа – рог, то, что на голове, выше всего). Есть версия, что этимология Мааса связана с вайнахским словом малх(солнце) – город солнца, что нами также не оспаривается.
     Население покоренного монголо-татарами Ма-аса, оставшееся в живых, естественно, ушло высоко в горы. И именно в это время в горах на границе с Грузией возникает новое поселение – Маа ста (М1айста). Спасшееся бегством население называет свое поселение так же, как и оставленное в долине –  Маас, - Маа-ста, М1айста.

     О том, что в Алании и Магасе проживали предки вайнахов писали и признанные ученые - первый чеченский профессор Юнус Дешериев, языковед Якуб Вагапов. Из современных историков наиболее серьезная и глубокая работа проведена ингушским ученым-историком Нурдином Кодзоевым. (http://www.ingushetiyaru.org/news/17020/)

     Дешериев, к примеру, склонялся к мысли о неслучайности созвучия названий доисторической Кавказской Албании и Алании, не сомневаясь, что в обоих этих государствах доминировали потомки хуррито-ураритов.  Остается только удивляться, почему до сих пор ни одному кавказоведу не пришло в голову сопоставить и проанализировать очевидное – Маас и Маас-та (М1айста)?

     В эпоху раннего средневековья вайнахи еще небыли разделены на чеченцев и ингушей. В древней и средневековой истории наши предки известны под многими собирательными названиями – дзурдзуки, кисты, гаргареи, таргамосиане, нохчматиены, цанары, эры. Множество других нахских племен огрузинились, и об этом однозначно пишут грузинские ученые, среди которых – Джавахишвили, Генко, Шавхилишвили. Так, по их убеждению, нахами были сваны, двалы, тушины, пшавы, хевсуры и другие горцы Грузии. Об этом же сказано и в Картлис Цховреба – сборнике  древних и средневековых летописей об истории Грузии, собранных Леонтием Мровели.

     Магас сегодня – столица нахской Ингушетии. Ее возрождение глубоко символично. Прочно лишь то, что строится или воссоздается на прочной основе.

     В самом центре Мааста (М1айста) – величественный башенный комплекс Пого. Здесь – сама история, запечатленная в камнях. История – свидетельство поистине героических усилий наших предков в неравной борьбе с кочевниками – насильниками всех видов и пород за свою независимость, за свое право оставаться на этой земле нахами, вайнахами.
     История, ее суровые законы нахов то разделяли на множество земель, ущелий и родов, то объединяли в единые государственные образования. Мы то обретали, то теряли письменность, культуру, соответствующее самосознание. Но при этом нашим предкам ценой невероятных усилий удавалось сохранять многое, что позволяло судить о себе как о братьях, сплачиваться перед реальными угрозами покорения, что в тех условиях было равнозначно гибели. Так было и во времена противостояния с ненавистной Хазарией, и на это ясно указывается в Картлис Цховреба. Там четко описываются сцены жестокого противостояния дзурдзуков и хазар.

    Роль и значение Маасты (Майсты) как столицы средневековых вайнахов, очевидно, было велико. Известно, что здесь располагался Верховный управленческий орган страны - Дайн Кхел. В отличии от Мехка Кхел – (муниципального управления, суда по сегодняшним понятиям) Дайн Кхел обсуждал вопросы всенародного, государственного характера. Не случайно последний правитель из Майсты Джокало так и не покорился новой власти имама Шамиля и вынужден был перебираться в Грузию, где обосновал новое поселение, носящее его имя – Джокало. 

  В Майсты в Дайн Кхел чеченцы обращались даже сравнительно недавно, когда их не удовлетворял по тем или иным причинам шариатский суд имама Шамиля. Такая практика прочно зафиксирована в памяти нашего народа.

     Столь сакральную, верховную роль Маа-сты (Майсты) в средневековой истории вайнахов могла играть только будучи преемницей своей предшественницы – Мааса, славного города в плодородной долине. И глядя на величественные башни, башенные аулы и укрепления, нам должно быть понятно, какую высокую цену платили наши общие предки за свою свободу, за свои эздел и нохчалла. Разве такая славная, уникальная, феноменальная память – не основа для того, чтобы уже в долине мы жили душа в душу, в мире и согласии со всеми народами? Выжившие в теснинах скал, на голых камнях, нам сам Всевышний велел украшать землю добрыми делами, превращая эту землю, без всякого пафоса, в земной рай.

     Нам, чеченцам и ингушам, сегодня очень важно не разделяться, а искать то, что нас теснее сближает, подчеркивает наше единство. Нашего единства опасаются те, кто хотели бы видеть Северный Кавказ рыхлым, слабым, обозленным и ощетинившимся, подверженным новым авантюрам и провокациям. Ведь только в таких условиях можно сохранять здесь обстановку напряженности и недоверия, обстановку управляемого хаоса, обстановку, такую как в  Афганистане и Сирии, способную дестабилизировать весь юг России. Но мы этого, уверен, больше не допустим. Если, конечно, наконец-то научимся чтить память своих поистине славных предков и будем следовать главному Завету Всевышнего – «Уверовать и творить благое»!

     С-Х. Нунуев. Писатель. К.и.н.