Церковь как мишень для аферистов - 2

Василий Гапонов
                "То, что происходит в наши дни, — еще не нашествие варваров; это нашествие шарлатанов."
                (французский писатель Эдмон Гонкур)



У признанного классика русской литературы - если верить Википедии! - Михаила Зощенко веры в Бога не было. Крепко разочаровался почтенный писатель как в Нем, так и в верующих, увидев в жизни последних отвратительные поступки. Вполне типичная реакция!

И хотя религиозная тематика затрагивается у Зощенко не так уж и редко, я все же хотел бы ограничиться одним творением. Вот как начинается рассказ "Монастырь":

"В святых я, братцы мои, давненько не верю. Еще до революции. А что до бога, то в бога перестал я верить с монастыря. Как побывал в монастыре, так и закаялся.
Конечно, все это верно, что говорят про монастыри, - такие же монахи люди, как и мы прочие: и женки у них имеются, и выпить они не дураки, и повеселиться, - но только не в этом сила. Это давно известно.
А вот случилась в монастыре одна история. После этой истории не могу я спокойно смотреть на верующих людей. Пустяки - ихняя вера!"

Далее, если кто не помнит, предлагаю прочесть самостоятельно. Я же удовлетворю читательское любопытство лишь кратким пересказом. Некий московский купец Владимир Иванович (фамилия неизвестна) был одним из постоянных богомольцев Новодевеевской обители. Вид у бородатого старичка прямо-таки как лик святого с иконы. При покаянии плакал не хуже апостола Петра после его отречения от Христа, а еще ему безумно нравилось слушать монастырский хор.

Судя по внешним признакам - преданнейший Богу поклонник, внушающий к себе всеобщее уважение, подкрепленное к тому же и щедрыми пожертвованиями. Выражаясь языком Валентина Катаева, перо коего изобразило знаменитого на всю Страну Советов сына полка Ваню Солнцева, старик "показался" всей монастырской братии, стяжав славу благочестивейшего паломника.

И решились руководители иноческой общины довериться купчику в одном крайне немаловажном для них деле. Настоятель решил прикупить землю по соседству, но по царским законам того времени такие операции были запрещены. Принимать в дар - пожалуйста, покупать - нет! Деньги имеются, а дело провернуть не получается. Если только кто-то из подставных лиц не купит и после не оформит дарственную. Только тут требуется всецело преданный человек. И кто же наиболее подходящ, как не Владимир Иванович?!

Долго уламывали старика и уломали-таки! В руки старца перекочевали 70 тысяч рубликов из монастырской казны - астрономическая цена в дореволюционной России! - и осталось только ждать. День прошел... Два... Неделя... И вот раздался долгожданный стук кареты. Только не торопится купец на прием к игумену. Посылает за вещами не сходя с повозки, напрочь отказываясь от прежних договоренностей:

- Я что, дурень, отказываться от такого прекрасного имения?

Понятно, что настоятель с экономом забились в припадке! 70 тысяч тю-тю! Вылетели яко шальные воробьи из клеточного заточения! Тут бы забился на их месте в истерике любой директор фирмы с бухгалтером на пару после такого пролета.

Прошу обратить внимание: здесь история повествует не о хищном духовенстве. Возможно сделка была и не без изъяна, но все же покупка осуществлялась на принадлежащие обители деньги. Кстати, приобретение должно было служить не в личных интересах игумена, а всему монастырю. Такой себе успешный проект по вложению капитала, рухнувший из-за оказавшегося ненадежным доверенного лица.

Единственно не понимаю, от чего тут Зощенко преткнулся на Боге? Бог-то тут каким боком стоял? Монашеская община сама стала жертвой мошенничества со стороны искусного проходимца, излишне поверив красивым словам и обманчивым внешним данным последнего. С высокой долей вероятности можно предположить, что плут всегда таким и был по жизни. Частенько жулики довольно артистично выдают себя за богобоязненных верующих. Когда же замаячили реальные деньги, чудачок-то мигом и проявился во всей красе.

Следуя приведенной логике, Михаилу Михайловичу надлежало быстрее разочароваться в Советской власти, поскольку там обманщиков на чиновничьих должностях в разы больше, чем в Церкви. Впрочем, сама сложность вопроса: "Почему Церковь бывает жертвой проходимцев со стороны?" существует.

Можно сказать, что не только в Церкви, в любом сообществе ловкий мистификатор сможет использовать доверчивую публику в корыстных целях. Разве великий комбинатор Остап Бендер не смог какое-то время водить занос клуб шахматистов из безымянных Васюков, обещая превратить их в мировой центр? Проделка удалась, поскольку Остап себя выдал за международного гроссмейстера. Будь у них побольше денег, так все бы они оказались у него в кармане.

Для евангельских церквей такие "Бендеры" представляют намного большую опасность, чем для православной. Почему? У протестантов намного выше уровень общинной жизни. С точки зрения Библии, Церковь как раз и должна быть такой. Верующие не должны посещать храмы лишь по воскресеньям и праздникам. Постояли-постояли на службе, да благополучно разошлись по домам до новых встреч через полгода. Евангельские христиане много пересекаются между собой среди недели и это создает определенно узы дружбы, когда многие хорошо знают друг друга.

Поскольку в любой сильной стороне дела всегда имеется и своя слабина, то острый глаз афериста быстро определяет уязвимое место:

- Дружите крепко?! Ай, как удобно! Надо воспользоваться связями!

Меня, например, как одного из пастырей церкви, в разное время на личном уровне пытались затащить в фирмы "Intway", "Amway", "Lambre" и пр., искренне полагая, что завербовав меня в свои ряды, я быстренько подтяну и всех прихожан к бизнесу.

Сейчас речь даже не о том, насколько эти фирмы сами по себе заслуживают доверия. Неутомимые агитаторы из указанных компаний сетевого маркетинга обращались ко мне заранее зная о моей позиции в церкви, состоящей из нескольких сот верующих. Раз паства уважает служителя и он знает гораздо побольше людей, чем многие обычные граждане, то с легкостью привлечет верующих в свое (читай: ИХ!) дело. От такой работы я сразу отказывался.

Была попытка вовлечения в пирамиду "Золотое кольцо" и, с прискорбием могу сказать, эта мерзкая зараза расползлась по общине в значительном масштабе несмотря на все уговоры и предупреждения руководителей поместной церкви. Хотя в Великобритании бедствие было покруче нашего. Там, в 2003-04 гг. несколько надувал при помощи финансовой пирамиды выудили из прихожан адвентистской церкви около... 6 (!) млн. долларов. Все-таки извечная тяга к халяве свойственна не одной славянской душе! А корень-то прост - сребролюбие...

Сами пасторы и священники часто бывают излишне доверчивыми людьми. Чаще всего вращаясь в христианском кругу, они особо не разбираются в тонкостях коварства прохвостов с искренними взглядами. Примерно, как простодушный пастор Шлаг не сумел определить гестаповского агента Клауса, без труда втершегося к нему в доверие. Ведь большинство  служителей все-таки хотят верить в лучшее, что есть в людях, думая, что дают им шанс для исправления.

Один такой пройдоха из США в период 2001-12 гг. выманил из католического священника... 500 тыс. (!) долларов под предлогом, что его похитители требуют от него выкуп. Говорят, этот ксендз не был простачком, но видать и шулер был незаурядным. Можно дивиться лопоухости служителя, но случай показывает, что далеко не все из них одержимы стяжанием денег. Хотел священник спасти от смерти несчастного, а получилось облагодетельствовать, как сказал судья, "презренного жулика".

Совсем свежий случай днями произошел в Киеве, где были выкрадены две монашки. Как оказалось, настоятельница Свято-Покровского монастыря стала очередной жертвой проходимицы, использовавшей детскую доверчивость игуменьи Каллисфении. Некая гнусная особа Светлана П., используя связи инокини, обещала богатым людям "Лексусы" по 30-процентной скидке. Разумеется, с предварительной оплатой и, само собой, деньги брала, а автомашины "забывала" поставить. Ущерб немалый: 160 млн. гривен тю-тю... Неужели, эти господа были так бедны, чтобы обойтись без скидки?

Доверившись авторитету Каллисфены, толстосумы денежки отдавали охотно. После же раскрытия обмана кто-то из них решил захватить игуменью в заложницы и вытрясти свое, возможно и не предполагая, что та сама жертва аферистки. Жаль, что настоятельнице не хватило мудрости и достаточной проницательности в мирских делах, но Бог-то при чем здесь?!

Конечно, далеко не все "разводы" имеют глобальный характер. Например, 4 года назад некий плутишка в Ярославле, назвавшийся Евгением Поповым, сумел "выдоить" из священника 5 тысяч рублей на железнодорожный билет, выдавая себя за несчастного эпилептика. Пожалел сердобольный батюшка беднягу, а тот продал после этого билет и дальше стал вешать лапшу на уши другим доверчивым согражданам. У него таких случаев уже было больше... пятидесяти. Ремесло не затейливое, но дающее стабильные доходы. С другой стороны, лучше ошибиться разок с добродетелью не по адресу, чем лишить помощи на самом деле нуждающегося человека.

Подытоживая все вышесказанное, могу с полной уверенностью заявить: практически все пасторы и священники многократно сталкиваются с любителями поживиться за счет церковных ресурсов. Как правило, чаще всего имеет место мелкое жульничество с просьбой о помощи, хотя если нужда и имеет место, то исключительно по причине их прирожденного тунеядства и приобретенного инстинкта паразитизма.

Не дай Бог в церкви есть "гуманитарка", тогда уж здесь точно будут виться стаи попрошаек. Кончится "гуманитарка", исчезнет и проситель. Прошу верно меня понять: никто и не собирается покупать благорасположение нуждающегося материальной помощью. Мы в поместной церкви оказывали часто поддержку людям на стороне, не ожидая никаких особых признаний. Я о профессиональных паразитах говорю. К сожалению всегда будут такие, которым нужны не мы, а то что у нас есть...
Начало темы:
http://www.proza.ru/2013/06/19/871 - статья "Церковь как мишень для аферистов"