главы из книги Воспоминания - Чайский Каньон

Леонид Игнатовский
 
Общаясь недавно в Интернете с другом детства, услышал от него :   - увидел твои фотки о сплавах и даже обалдел от потрясения - неужели это реально ты? И зачем тебе нужен был такой экстрим... да и, вообще, на фига этот риск - страх преодолеть или что..? Тогда я ему, конечно, обьяснил почему и зачем мне это нужно было.  А потом до меня дошло, что друг может оказаться последним человеком, которому это еще интересно...
У меня подрастают трое внуков, они пока еще маленькие и смысл моих походов им сейчас неинтересен, но ведь когда-то они вырастут и жаль будет, если я останусь в их памяти просто дедом, который их любил и баловал.  Мне очень хочется, чтобы они знали и помнили - их дед много чего достиг в своей жизни-и в своей профессии ... но было время, когда он делал в этой жизни еще что-то  ... не менее важное.
  Сможете ли вы, малыши мои дорогие, став взрослыми, выбирать в жизни трудные, а не легкие пути ... Важно чтобы вы поняли, особенно мальчишки, что для мужчины в жизни главное-Преодоление, а не Ожидание. Я не предлагаю вам повторить мой опыт, но хочу, чтобы ваш путь был таким же интересным как у меня, во всяком случае - не хуже.


                Вступление

Каждый второй  мальчишка в детстве мечтает стать летчиком...мечтал и я, но, в силу обстоятельств мечта так и осталась фантазией ( подвело зрение ), а вот в душе надолго поселилось желание познать и почувствовать этот адреналин и восторг от полета !
Жизнь такая штука, что если очень долго чего-то хотеть, то это обязательно сбудется - и судьба подарила мне эту возможность - испытать себя! Правда реальность оказалась еще круче, чем я ожидал -полет был , но не в небе, а в воде... Полет на гребне волны -  когда сваливаешься в водопадный слив и на мгновенье тебе кажется,  что ты паришь в воздухе ... вот в этот-то момент время растягивается как в замедленном кино, распадается на множество мелких кадров...
Что в это время чувствует человек - восторг, стресс или адреналин, которые он так хотел испытать? Это все будет, но потом, а сейчас важно по миллиметру выверить этот путь, обеспечить безопасность, людям, которые с ним в связке и постараться пройти этот маршрут, доказав СЕБЕ в первую очередь, что ты СМОГ ПОБЕДИТЬ !
Это  может быть  не менее сложно, чем парить  одному - там в небе .
Этой части моей жизни, которая длилась 15 лет , изменив  меня кардинально, дав  уверенность в себе, научив брать в свои руки решение проблем в сложных ситуациях, преподав уроки, что жить и работать в группе важнее, чем в одиночку, подарив мне  возможность встретить  и обрести настоящих друзей и самое главное - увидеть мир во всей его многообраной красоте - этой радости прожитых счастливых лет и посвящается моя книга !
 

 Мы там были и мы были счастливы нашей дружбой и готовностью пойти на все ради безопасности друга. Но двоих уже нет с нами - это Саша Зыков и Миша Обоскадов.  И  спасти их было не в наших силах.

            Чайский каньон.

У каждого  в жизни свой цикл - у кого от звонка до звонка, у кого  от полета до полета, а у нас 15 лет он был равен   "от сплава до сплава "
Проходя  каждый  маршрут,  осваиваешь опыт покорения одной реки, приобретая  новые знания, ждешь и готовишься к следующему походу , который будет намного сложнее предыдущего.
 Наши университеты -  переходить из одной категории в другую, на порядок выше !
Этот поход  IV категории сложности  был посвящен реке  Чая, что находится на севере от Байкала.

Группа собиралась долго ,не  смогли пойти  Леша Шухман и Алик Мустафин , да и Володя Голубовский наш детский доктор, с руками молотобойца , не вырвался с работы, поэтому решили идти не полными экипажами.
 Но все сборы когда- то заканчиваются, долгие проблемы подготовки к маршруту остаются позади и , наконец , мы в помещении Хромпиковского турклуба загружаем последнее снаряжение и топаем на вокзал, приноравливаясь в пути к пятидесятикилограммовым рюкзакам.
Я поглядываю на новых ребят, которые присоединились к нам этим летом, они очень  хорошо показали себя на тренировочных выездах на порог  "Ревун "на Исети, это Миша Обоскалов, Андрей Апуев и Володя Ганцев. Миша, очень  кстати, оказался доктором  хотя и офтальмологом, но зато хорошим. Причем  нагрузился чертенок больше всех. Андрюха у которого язык редко задерживался в состоянии закрытого рта из - за любви к подковыркам, сразу назвал его "Офтальматологом "и обращался к нему не иначе как "Мишель, мон шер ами "
Володя немного старше нас всех, спокойный как мамонт и замечательный фотограф . Он служил на флоте и обладал спокойным рассудительным юмором - когда Андрею «приперло» на «Сухой шивере» уже на реке , то посоветовал ему ...сходить на «Ют».
Я уверен что они не подведут, так как уже раньше приобрели достаточно опыта в других походах.
 Как всегда , впереди всех Саша Зыков и Юра Редкозубов, это мои самые первые помощники, оба спортсмены и в них я уверен больше всех. Они и идут капитанами других катамаранов - Саша в тройке с Андреем и Володей, а Юра в двойке с Мишей.  Им придется труднее всех, на сложных участках вдвоем пахать надо за четверых.
 А вот и мой экипаж шагает  - Надя и Саша Кощеевы, счастливая семейная парочка, эти на многих маршрутах были в моей команде и я уверен в них, как в себе. Сашу в шутку называем "Царем " так как он имел неосторожность представиться - "Царь ...очень приятно ...царь "
Ну и, наконец ,Оля Саблина, отчаянная девчонка, недавно вышедшая замуж за нашего туристического соловья Серегу Саблина, который ,увы, тоже пойти не смог, но мужественно отпустил с нами Олю. Вот в такой замечательной компании мы и отправляемся на маршрут четвертой категории сложности по реке Чая в Северное Забайкалье.
Гостеприимный свердловский вокзал как-то не очень располагает для культурно- массового ожидания поезда  до Байкала, ждать который придется четыре часа и поэтому мы расположились на перроне.
Сережа Саблин, вызвавшийся проводить нас, а вернее свою жену , шпарит нам свой туристический репертуар под гитару ,в ход идет все от Визбора до песен из мультиков. Весело  всем, кроме Юры, вид у него какой-то унылый - выясняется, что он уже давно хочет перекусить - не успел, оказывается позавтракать. Помощь приходит вовремя - сосиски и огурчики спасли бедолагу, но , видимо , доза была маловата , потому что Юра еще долго периодически намекал на продолжение банкета
  Объявили последнюю электричку и Серега уехал домой... без песен сразу стало тоскливо, повисла вокзальная атмосфера ожидания и очень хочется спать... На вокзале, конечно, спать можно где тебе больше всего нравиться и...даже на полу... Делать этого  к  счастью , не пришлось,  поезд пришел вовремя  и через полчаса  мы  увидели наш вагон,  симпатичную проводницу, сели согласно купленным билетам, постелились и спать .

 Нам ехать до Северобайкальска, а дальше большой пеший переход при полной выкладке - за спиной будет рюкзак в  50кг , у девчонок правда 30 Теплится надежда, что появится какая-нибудь оказия, которая довезет нас , хотя бы, до половины этого пути... с тоской поглядываю на тяжеленные рюкзаки - переход обещает быть нелегким ... но сейчас все спят !

Следующий день ничем особо не был знаменит  - ели, пили чай, спали, некоторые что - то шили.  Правда радость все же была - проводница Танюша  поила нас чаем  так, будто мы были у нее в гостях - с очаровательной улыбкой и без всякого ворчания до вечернего отбоя. А утром началось такое
… Ну не варвары ли? Будят рано, ни свет ни заря, дергая за ногу...Куда, зачем? Спать хочется…  да и ехать еще почти двое суток. Оказывается нужно срочно переселятся в другой вагон, который довезет до самого Северобайкальска  -  ну что ж, ноги в руки и началось великое переселение. Места у всех боковые, мрак, а Саша Зыков ,вообще , в другой вагон угодил - ну, да ладно, мы народ привычный. Поели попили чаю и только приложились спать, так нет  же  - капитан вручил веревки в руки и сказал - учить узлы !
Ну какие тут к черту узлы, если после завтрака глаза без команды закрываются. Я решил , на всякий случай, посоветоваться с Мишей
 - Миш, говорю, какие узлы тебе кэп дал вязать ? -
 - Отстань…
- Миш, ну какой ты узел сейчас вяжешь...?  -
  -"Проводник одним концом" 
А тут ,как на грех  , мимо проходил проводник из нашего вагона , он маленьким был, худощавым, услышал слово "проводник "ну, и подумал, что это  про него, начал  выяснять - при чем тут проводник... да еще с одним концом. ? 

 А потом  вдруг неожиданно и с интересом спросил :
  - Да вы знаете , ЧТО  может проводник с  одним концом сделать...?

На этом вопросы закончились - хохотали все до слез !
Пришлось объяснять, что  "Проводник одним концом " это тип узла и  ничего общего с нашим бравым проводником не имеет.

  Вот  так и остался эпиграфом к нашему Чайскому походу    -    "Проводник с одним концом "  !

В такие длинные переезды одна отрада  - смотреть в окно и удивляться бесконечности просторов наших, необычности названий и уникальности раздолбайства российского...проехали Усть-Кут  у которого станция называется Лена, а порт на реке почему-то - Осетрово  и  попробуй разберись куда ты  приехал или ... приплыл  ?
 
А дальше новая трасса БАМа. За окном мелькали станции со знаменитыми названиями комсомольской стройки. Вот и "Звездный" проехали , по обеим сторонам от дороги вырубленный и не убранный лес огромной полосой  - Э-э-ех , китайцев бы сюда - столько бы мебели понаделали ... вот так и будет всегда болеть душа -  кажется, что только одни мы умеем так бессмысленно уничтожать природу... но  -  это уже другая история .

  В три часа ночи , наконец - то ,прибыли в Северобайкальск.
Всю группу  я отправил на автовокзал чтобы , доехав до села Холодное ,они ждали нас у моста через  речку  c тем же названием  - там своротка на пос. Перевал - начало нашего маршрута  !
А сам с Юрой Редкозубовым уехал раньше в Нижнеангарск, нужно в Северобайкальской экспедиции договориться с машиной  до этого поселка. Когда доехали до р. Холодная, ребята  были уже там, быстро погрузились и в путь.

В начале все интересно - горы, камни, горная речка,  машину бросает из стороны в сторону - дорога из одних камней ,узенькая.
Мы до сих пор ничего не ели, не было времени даже перекусить. Девчонкам очень плохо - укачало, да еще на голодный желудок... Машину иногда кренит так, что ,кажется , вот - вот ляжем на бок.

     Наконец - то,  доехали до поселка геологов "Перевал" -  высота 1070 м, вокруг пустынно и мрачно.
Выяснятся, что в пос. Чая возобновились геологические работы  и каждый вторник туда идет заброска на машине ЗИЛ157 в сопровождении гусеничного вездехода.
Нам здорово везет, потому что через полтора часа этот  попутный транспорт  как раз отправляется в дорогу.

Счастливы тем, что есть возможность перекусить  - идем в местную столовую и с удовольствием едим  вкуснейшие пельмени из баранины.
Юра и Саша остаются с геологами вести переговоры о доставке.
 Цена проезда  только спиртное,  у нас всего 3 бутылки именно для этих целей - пришлось отдать все, но они выдоили с нас еще и резервный медицинский спирт 150 гр. плюс 30 руб, по тем временам это приличные деньги.
 



             Такой езды мы еще не видели !

То по горам, то по каменным руслам сухих рек, то заболоченные участки. Трясет вверх, вниз, вправо, влево и непонятно где твое тело будет в следующую секунду  - держимся кто за что уцепится, я держусь за каркас тента и вдруг -  резкое падение вниз с мощным ударом ..... сели днищем двигателя на камень !

Под моей рукой  неожиданно ломается перекладина ,  машину кидает вверх и сломанный каркас зажимает мне руку. ..хлещет кровь , но бинтовать некогда - кое - как зажал платком  -  потом перевяжу!

Дважды нас вытягивал вездеход из болота. И когда мы уже потеряли надежду доехать целыми , неожиданно  выезжаем на накатанную дорогу !   
 Этот экстрим, пожалуй, можно сравнить только с одним маршрутом -  Трасса Париж - Дакар !

Расслабились,  поверив  что ,наконец-то , отдохнем , как оказалось, напрасно -  наш водитель  решил  рвануть через лужу не  проверив ее глубины ... Блин, - погнуло лопасти вентилятора и распороло радиатор...  дым, пар - приехали !

 Вездеход свернул на базу геологов  и дальше нам  придется идти самим - конечный пункт нашего пути река Чая была уже недалеко.
Выгрузились и  по такой оказии  решили сварить обед - пока варили , Юра сбегал вперед и оказалось, что до реки всего пара километров.
А тут и наши братья по экстремальной доставке подъехали на второй машине, погрузились и  вскоре мы были  на р.Чае  !

 Эту часть маршрута мы назвали "Горно-автомобильным походом пятой категории сложности. ! "
 Все - таки геологи классные настоящие мужики !!!

Оказалось, что на реке стоят еще две группы. Одна из Нижнего Тагила, вторая из Перми - наших земляков - уральцев везде встретишь, ребята уже заканчивали сборы и уходили следующим утром на маршрут.
 
 Вечером все мы, приехавшие на Чайский сплав,  собрались у большого костра, пели песни, вспоминали хохмы из походов и делились всякими туристическими новинками и самоделками. Саша Кощеев упорно пытался поймать рыбу, но безуспешно.
Завтра сборы катамаранов, работы хватит на весь день -даю команду "отбой ", а сам иду на берег.

 

           Здравствуй, Чая!
 
      Какая же ты красавица, настоящий подарок для умеющих ценить подобную красоту -  своенравная и гордая, полная неожиданностей и сюрпризов ... грозного рокота на перекатах и тихого шепота в разливе...               
Целый год мы мечтали о встрече с тобой, долго  шли к тебе, готовились к тому , чтобы не укротить тебя,  нет , а для того только, чтобы подружиться с тобой, понять твой характер , оценить твою красоту и пройти безаварийно весь маршрут !

Мысленно я часто  разговариваю с рекой, особенно на сложных порогах... иногда кажется, она не пускает  - ты чужой и можешь погибнуть ... но ... поговоришь с ней и  вдруг  появляется уверенность, что  Река услышала, приняла тебя и теперь все -  пропустит !
 
Вот тогда и даешь команду  " Вперед " и после первого гребка уже никаких сомнений -  всю волю в кулак и вперед !

Резкие команды, слаженная работа экипажа, падение в мощный слив и скорее вырваться из пенной бочки, а потом удар вала с пенным гребнем, стремящимся перевернуть катамаран, зацеп вперед  - Врешь,не возьмешь . …!

  Ну , вот ради этих секунд мы и идем на маршрут !

     Утро выдалось мрачным и дождливым, разобрав топоры ,пилы да и, вообще , весь режуще-рубящий инструмент , углубились в лес готовить жерди для каркасов, а девчонки остались варить завтрак.

 Каждый экипаж готовил материалы на свой катамаран - продольные жерди рубили помощнее, поперечные потоньше. На первом участке маршрута нас ждет, так называемая, "сухая шивера", где все русло забито камнями, поэтому каркас делаем максимально легким без сидений и дуг, предназначенных для " "канойской посадки ", доделывать будем уже  перед каньоном.

 Я работаю с Сашей Кощеевым и как - то обстановка сама создает ситуацию для откровенных разговоров -  делимся чем - то сокровенным, то горестным, то радостным.
 Рассказываю как мои дочки реагируют на мои походы, а, вернее , на мое отсутствие. Младшенькая Олесенька грустила и скучала без меня,  а вот старшая Мариночка почему - то сразу заболевала и болела почти до моего возвращения и Таня, моя жена, знала, что как только я уеду , она сядет на больничный. видимо, мы с ней очень связаны какими то энергетическими нитями. Зато ,когда я возвращался , у Марины был взрыв эмоций выраженный то слезами, то объятиями от которых не оторваться.

Где то в зарослях слышен Юрин возмущенный голос :
- Эй ,матрос  !  (Это он так Мишу назвал, потому что  сам -  капитан)
- Ты чего рубить собрался -  таран что ли будешь из такого бревна делать?         Нам ведь его таскать на себе придется, вон ту руби...
 - Так слабая  же  будет...
 - Руби эту , говорю тебе, а то пойдешь посуду на кухню мыть, ишь     умный какой - капитану перечить...
 - Ладно  ...
Миша соглашается, он с уважением относится к своему кэпу, как к более опытному и понимает, что Юра ворчит юмора  ради.

    К полудню каркасы были собраны и баллоны накачены. В каждом баллоне было по две камеры , для безопасности и увеличения плавучести. Миша с Володей Ганцевым отпросились подняться на соседнюю гору пофотографировать таежные красоты - ребята согласились отпустить их, потому что работы осталось мало, а Юре мы все поможем.
 Ближе к вечеру началось комариное пиршество, их было столько, что не помогали ни мазь ни противомоскитные сетки , спасались только дымом от брошенных в костер сырых веток . Вернулись фотографы, довольные и усталые  - оказалось, что Миша на обратном пути сорвался со склона и проехал на пятой точке несколько метров по камням,  после дождя  было довольно скользко .

 Куда- то изчез Андрей , обратили внимание на то, что вдруг стало тихо - сказалось отсутствие Андрюхиного юмора. И тут со стороны дороги услышали стук топора, пошли посмотреть и на тебе -  стоит во всей красе , художественно и мастерски сделанный ,указатель с надписью р.Чая !            
Саша Зыков похвалил  - Ну, ты молодец Андрей , увидит указатель следующая группа и порадуется, что дошли !

 
           Весла на воду !

Катамараны  пойдут в установленной очередности -  первый мой, как командирский, второй Саши Зыкова и замыкающий Юры Редкозубова.
Утро старта выдалось хорошее, светит солнышко. Встали в восемь часов, а дежурные на час раньше, отплытие в десять. Специально даю больше времени на первый старт, чтобы лучше все проверили и подогнали снаряжение. Позавтракали и стали натягивать гидрокостюмы.

За годы походов наше снаряжение было продумано до мелочей. Главный атрибут это ,так называемый   сухой гидрокостюм, как правило пользовались только его нижней частью , в одетом состоянии доходившей до груди. Верхнюю часть одевали редко т.к. плыть долго в резине невозможно, поэтому полностью одевались только на очень сложных участках, ведь вода в горной реке двенадцать или четырнадцать градусов. Чтобы  гидрашка не съехала с груди, приходится одевать резиновый широкий пояс , предназначенный для поддержания верхней и нижней части гидрокостюма после их соединения между собой. Под гидрокостюмом шерстяное белье, а на него одеваешь старые спортивные брюки и кеды большого размера, чтобы не повредить резину. Ну, и ,конечно, хоккейная каска и спасательный жилет с большим объемом воздуха.

Первую часть маршрута плывем сидя на рюкзаках, предположительно придется часто спрыгивать и протаскивать катамараны на себе - так  оно и случилось.

 Река в самом начале спокойная, сонная -  мерное течение среди низких берегов настораживает, как на фронте тишина перед боем. Ведь спокойствие горной реки означает одно - она набирает силу перед броском. Ну , вот так и есть -  скорость постепенно увеличивается, появились редкие перекатики. Все насторожены,  готовимся к сюрпризам.
 
Задача дня - пройти "сухую шиверу "  По данным группы, бывшей здесь за год до нас, шиверу пришлось обносить по берегу - нелегкий , надо сказать, труд. Но , судьба и тут нам улыбнулась - показавшись в начале сплошным нагромождением камней , больших и малых, она все - таки имела проходы, где можно было протиснуть катамараны.

Вода , бурлившая между камней , помогает своим давлением. Иногда удается метров десять проплыть, иногда , выскочив на камень, с одного баллона рывком протискиваем в щель другой - работа не из легких, но лучше ,чем тащиться по берегу. Постепенно камней становиться меньше, поток ускоряется , и мы понимаем , что шиверу прошли !

Первые пороги несложные, но крутиться приходится много из - за пересеченных струй и наличия камней, берега поднялись и стали скалистыми. Сложно идти еще и потому, что нет сидений и дуг для закрепления ног, поэтому хороший управляющий гребок сделать трудно. К вечеру прошли все , что наметили.
 


Ё - моё, что за напасть , рыба не клюёт - по всем параметрам рыбы в воде навалом, а мы её еще не ели !
 А  тут  вдобавок  мимо проплывали  тагильчане, которых мы обогнали, и предложили угостить нас малосольным хариусом, но наши парни гордые и слегка задетые за живое, отказались, мол сами наловим, но зато узнали, что земляки ловят на мушку ... но, где взять мушки ?
И тут Андрюха, как то слишком внимательно поглядывая на Мишу, говорит:
 -  Миш, а дай от твоей бороды клочок отрезать  ?
 -  Ты что,  офигел что ли ?
  -  Да, Миш , для общего дела ведь.
   - А зачем ?
    -  Мы из нее мушек наделаем.
Миша чуть не со слезами,  но все же  разрешил  совершить акт вандализма над своей гордостью  и радостный Андрей благополучно  провел  эту операцию
Но оказалось, что проблему рыбы, а вернее ее отсутствие в нашем меню, пытался решить еще один человек.
               
Юра Редкозубов дело делал молча, как настоящий таежник, но при этом тихо бубнил себе под нос :  "Ну, рыбаки хреновы, я вам покажу сейчас как рыбу ловят" ... Сотворил  что -то из палки и гвоздей, потом натянул гидрокостюм  и так как уже стемнело, с фонариком полез в воду. Оказалось , он смастерил острогу  -и   результат не заставил себя ждать - мы , наконец -то  вкусили нежного хариуса в количестве семи штук. Все были довольны и решили  способ ловли  на  мушки  опробовать завтра.

Утро, солнышко теплое и ласковое , почти нет комаров, "черти" расслабились. ходят не спеша. Пришлось рявкнуть, что старт через 15 минут -  подействовало, взбодрились !

Сегодня решил изменить порядок прохождения -  в середину ставлю Юру с Мишей. Пороги становятся сложнее и боюсь, что ребята могут сесть на камень и потребуется помощь идущего следом экипажа - все  - таки у Саши три здоровых мужика.
Пока  все еще едем на рюкзаках. Проходя сильный прижим в скалу, на девятом по лоции пороге, появилось сомнение , что все пройдет хорошо и я решил встать катамараном на страховку в противотоке за камнем.

Так и есть – Миша ошибается с гребком !
Юра пытается исправить ошибку, но скала со стороны Мишиного борта и ему не удается вытянуть катамаран - скользящий удар и раздается предательский хлопок баллона , Миша по грудь в воде -  лопнул баллон на котором как раз он сидел.!
На остатках воздуха ребята все же причаливают без нашей помощи. Третий экипаж ,хоть и с матюгами Саши Зыкова ,вплотную пролетает мимо скалы ,задев  ее  только поперечиной. Все выслушивают от своих капитанов нагоняй и угрозы получить в следующий раз веслом по каске, если не будут четко выполнять капитанские команды.
 
 Я в душе улыбаюсь, ребята очень выросли в технике прохождения порогов и все прекрасно понимают сами, сказалось постоянное участие в соревнованиях на Исети на пороге "Ревун»" - это очень серьезная практика.
 

 Отремонтировав баллон, дальше день шли без эксцессов и... вот она -поляна перед скалой , за которой начинается серьезная работа.
 
 Встаем на дневку -   лагерь разбили на правом берегу у скалы.

Мы пришли к главной цели нашего маршрута, самой сложной его части - впереди каньон, имеющий то же название, что и река -    "Чайский"

 Река в этом месте успокоилась, как тигр перед прыжком

Пока ребята занимались лагерем и ужином я решил посмотреть, что там впереди. Пошел верхней тропой и даже издалека увидел, что попотеть придется. Завтра с капитанами катамаранов пойдем на разведку низом, чтобы лучше разобраться с этим нагромождением препятствий. Возвращался обратно по скальной полке в серьезных раздумьях. Уже смеркалось и вдруг на повороте из - за скалы без всякого звука прямо на меня выходят два мужика... я даже отпрыгнул от неожиданности, да и они оторопели.
 
А потом смотрю, знакомое лицо  - Володька, ты ? Откуда  ?
В одном из них я сразу узнал парня из Красноярска, руководителя туристов ,приезжавших к нам на "Ревун»"на соревнования - вот так встреча !
 Они своей группой встали немного выше нас и тоже решили сходить на разведку - приятная , скажу вам, неожиданность !

Над лагерем витал запах ухи, волшебная Мишина борода дала результат и больше мы недостатка в хариусе не испытывали. Народ усердно гремел ложками, доедая очередную порцию добавки. .
В глазах парней был немой вопрос :  Ну как там ?
 -Все по взрослому, ребята - пахать  придется по полной -  а сейчас   давайте спать  - потом понял, что вряд ли получится уснуть сразу...
-  Миша , постой , погоди немного -   спой нам что-нибудь, а ?
 -Да,  настрой  что-то  не тот,  хотя... можно ,командир , из личного репертуара ?
 -  Миш , а ты что  - сам пишешь ?
-  Да так ... немного.
Миша запел про Татьяну и настолько эта песня за душу взяла, что все загрустили, а у Ольги с Надей глаза предательски заблестели. Мне подумалось, как же он любит  Таню и своих малышей, чтобы так всех за душу зацепить.
 -  Ну, а сейчас давайте ребята под заказ - Миша решил разрядить ситуацию.
-Миш,  а давай водно-моторную.-  предложил Саша Зыков.
-  Это ты о чем ?
Я вспомнил, что когда три года назад мы добирались на машине в верховья р.Катунь, то  почему-то  называли  именно  так  песню Макаревича  "Вот новый поворот "  распевая ее, лежа между рюкзаков в битком набитом автобусе.
- Стоящая песня , давай , Миша !
Потом пели хором весь туристический репертуар, дошло и до казачьих песен, но это уже была идея Андрея Апуева , он и возглавил наш казачий хор -  в общем, пели и бесились до двух ночи, пока постепенно не разбрелись по спальникам.

Мы вышли после завтрака, прихватив с собой , на всякий случай веревку. Я решил воспользоваться дневкой, чтобы хорошенько разведать каньон, и зарисовать пороги для будущего отчета. Шли по камням вдоль реки, заранее обсуждая, где ставить страховку и как безопасней, но при этом максимально интересно, пройти очередное препятствие. Идем втроем - капитаны катамаранов  - я, Саша Зыков и Юра Редкозубов., зарисовываем по очереди, чтобы не надоело.

А в лагере дневка в полном разгаре -нужно подготовить баню и доделать сидения для канойской посадки. Первый раз такие сиденья мы испытали на р. Баргузин, брали подходящий кусок бревна и вырубали из него форму наиболее благоприятно прилегающую к пятой точке, чтобы было удобнее сидеть и ,при необходимости обноса катамарана  не сильно прибавляло веса, к  ним крепили дуги идущие от каркаса. Таким образом получалась удобная и надежная конструкция, позволяющая делать управляющие гребки максимально эффективно, не боясь вылететь за борт

           Походная баня ! 
 Баню готовят все, отрываясь от изготовления сидений.
 Из подходящих камней выкладывается "тур" т.е.пирамида , обкладывается дровами и поджигается .После того как дрова прогорают, остатки углей и пепел сметаются ветками , а сверху ставится брезентовая палатка без дна.

 Пока все это готовилось в лагере, мы втроем, как сайгаки прыгая по камням, заканчивали разведку порогов. Особенно сложных было три, да и на остальных попотеть придется. В конце каньона решили подняться вверх и пройти по тропе, где до этого я уже проходил. Пошли по краю каменистой россыпи и в начале подумалось, что поднимемся без проблем, но чем выше , тем оказалось, сложнее -  подъем заканчивался скалистой щелью ,сужающейся  к верху , а выбраться   на тропу можно было только по ней.

 Саша с Юрой , упираясь в стены ногами и руками в распор, с трудом выбрались наверх. Затем пришла моя очередь... вот тут то я и вспомнил свой лишний вес нехорошим словом.
В начале я поднимался нормально, но ближе к концу, когда осталось всего чуть-чуть а щель сузилась до полуметра, понял что дальше не смогу, посмотрел вниз и в голове мелькнуло: -Ну , Лёха, вот ты и  приехал!  Метра четыре я все же пролез и  ...подо мной оказалась каменистая россыпь, которую только тронь , камнепадом пойдет вниз  ...
 
Ребята поняли, что я в ступоре и кидать мне веревку бесполезно, не смогу оторвать руки от скалы -  тогда  Юра лег на живот и сам спустившись на полкорпуса схватил меня за руку, а Саша упираясь в подходящий камень, держал за ноги Юру ... вот таким тандемом они меня и вытащили, благо я мог помогать им одной рукой и ногами.
Сев на землю, почувствовал в ногах предательскую слабость...почему то вспомнилась река Сылва, которую проходили через полтора месяца после нашей с Татьяной свадьбой в мае месяце.
 
     Тогда нашу байдарку перевернуло перед понтонным мостом и я  оказавшись под водой, никак не мог найти  место разрыва между секциями  ... наступило удушье...через сжатые зубы сочилась вода ... и мысленно я  уже прощался с молодой женой ... как вдруг  в  этот момент нащупал, наконец,  край секции - вынырнул посредине моста в разьеме между понтонами и ребята, кинув веревку , вытащили меня оттуда !

Самое смешное во всей этой трагической истории оказалось то, что когда я вынырнул ... в левой руке у меня была зажата шляпа, которую я так и не смог выпустить.               
Когда я ,наконец , оказался на мосту и увидел в одном из спасенных рюкзаков  бутылку водки, понял что сейчас это самое убойное средство от стресса, тем более чувствовал, что меня уже начинает колотить -       выхватив из чехла  висевший  на поясе нож  и  сорвав пробку, я поставил бутылку на перила моста...  держа ее двумя руками не отрывая от перил  (  потому что меня уже трясло  от стресса и холода) стал, медленно опускаясь на колени , выливать ее в себя ,совершенно не чувствуя ни вкуса ни крепости - кадр почти классический - когда герой Евгения Лебедева с похмелья, помогая трясущейся руке полотенцем, выпивает стакан водки !
 Зато пропал насморк, донимавший меня перед этим  целых два дня.

   
           Предвкушение бани !

В лагере уже все было готово к этому замечательному событию -палатку только что поставили и Саша Кощеев, чтобы сбить пепел с камней,  плеснул на них добрую порцию воды и… еле отскочил - оттуда, как из преисподней, вырвался такой столб горячего воздуха с пеплом, что получить ожог можно было стопроцентно!
Прикрыли пологи палатки и застегнув на пукли, разбрелись готовиться к бане. Решили, что пойдут сначала парни, а потом девчата, так как слишком крутой жар. В этом мы убедились подойдя к банной палатке. Пластмассовые пукли (застежки) приняли неправильную форму, по -простому расплавились , а температура плавления полиэтилена около 110градусов , значит внутри градусов 90  - круто, как в хорошей русской бане !
После такого разогрева прыгаем в речку с прозрачной водой и температурой 12 градусов. Вечером , разморенные баней и вкусным ужином с жаренным хариусом, сидим у костра и  долго еще поем песни и травим анекдоты . О завтрашнем дне молчим, уже наговорились ...

Интересно наблюдать за состоянием группы перед стартом на сложных участках, это,наверное , как перед боем   у Лермонтова в "Бородино" - Кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил ворча сердито, кусая длинный ус.
Вот так и  мы  - кто спасжилет проверяет и что то чинит, кто сиденье правит и пробует накаченность баллонов катамарана, кто проверяет как закреплена к каркасу выброска, и надежно ли привязаны рюкзаки. Ну и ,конечно , весло - оно у каждого подогнано под себя, с поплавком для непотопляемости и поперечиной для удобства выполнения канойских управляющих гребков.

 Сумеют ли наши командиры ... ?  .-  Что ж ,посмотрим ...

 


…Такое не увидишь, а значит не приснится.
Тот вал из за порога ударивший в упор,
И горы облаками укутавшие лица,
И облака застывшие, как продолженье гор.


           Начало сплава !

  -  Саша , вы пойдете последними за Юрой  -  ты с Андреем на страховку с выбросками, а Володя и Миша на съемку  ! 
 После порога  я встаю на активную страховку и вы  стартуете по моему сигналу!
Не забывайте закон -  створ командирского катамарана не пересекать !
 
Зная, что ребята всё поняли  я все же немного нервничаю и напускаю излишнюю, может быть, строгость. Погода солнечная и теплая. Все должно быть хорошо !

 Вот он и настал, этот долгожданный момент -  Ну, вперед братцы !

Стартуем с разворотом, обходя каменистый остров и уходим к левому берегу ... почти  сразу же начинаются валы и небольшие сливы... впереди горловина между островом и скалой левого берега , а  там  хороший слив с бочкой !

Все  экипажи проходят нормально, мощь порогов  постепенно нарастает - они идут  уже непрерывно.
 
Неожиданно у Миши рвется дуга и он чуть не вылетает за борт..время потеряно и катамаран после двухметрового слива кидает на валун... Юре не удается одному исправить ситуацию, но ...Миша уже нашел точку опоры и в несколько гребков парни вырываются на струю.
 
На каждом сложном участке ставим страховку - впереди непростой  порог с двумя мощными сливами водопадного типа и я ставлю Андрея на страховку  "живцом "
" Живца" пристегивают за альпинистскую обвязку двумя карабинами с веревками - одна веревка направлена вниз по течению, другая на линии  "живца ".  В случае необходимости "живец " прыгает в воду, захватывает пострадавшего и его маятником вытягивают на берег. Саша и Володя на веревках, а Миша фотографом.

                С Богом !

Отчаливаем и быстрее в центральную струю - слив впереди точно по центру... мы падаем вниз, погружаясь по грудь в пенную бочку !
 Всеми силами рывком вверх и  как можно быстрее набрать скорость, чтобы катамаран стал управляемым - через несколько метров второй , еще более мощный слив между двумя валунами , скрытыми под водой.!

Кричу -- Вправо !  -   Команда делает несколько  мощных гребков ...выравниваем катамаран !

Все прошло удачно, страховка не понадобилась, но все равно , когда чувствуешь… случись что...то тебя вытащат, на душе как то веселей и спокойней.

 Я встаю на страховку катамараном это ,так называемая , активная страховка. ( по - простому это значит, что пострадавшего даже без сознания всегда вытащат из воды )

 Первый этап все команды  прошли  удачно - настроение приподнятое!Впереди один из самых сложных участков  на этом сплаве - порог "Стенка"

Недавно ,изучая видеоматериалы  сплавов сегодняшнего времени, я несколько раз просматривал этот порог - все правое русло реки забито камнями и проход только у левого берега с мощным прижимом к вертикальной скале.
 
У нынешних ребят на этом пороге обстановка была непростая, а при нашем прохождении  сложность увеличивалась тем, что часть русла перегораживала зависшая над водой сухая ель, в нашем лексиконе  это называлось "расческа "

Наша задача была максимально проста - нужно проскочить между елью и камнями и успеть рвануть вправо  так, чтобы не размазало о скалу!

Все расходятся по местам, мой экипаж идет первым .

    Все оговорено, но ... как важен каждый гребок и как  может быть неотвратимо опасна  ошибка...

   -  Саш , основной упор делаем только на нашу диагональ, не расчитывая на девчат - надо выложиться по-полному !.... Да, вот еще что - Вдоль скалы ты работать скорее всего не сможешь и вот здесь вся надежда на тебя, Надя  - надо сделать зацеп  так ,чтобы увести катамаран от столкновения со скалой. !

  - Ну что девчата не страшно. ?
 -Да нет   - улыбается Оля  - ты посмотри, Леня,  какие рыцари на страховке стоят - случись что , не дадут  пропасть .

Я смотрю вниз по реке  - да . страховка в полной боевой - пора!

К левому берегу траверсом вперед  -  Нава-лись!
 
   Места для маневра очень мало, поэтому  нужно уйти ближе к левому берегу, поставив катамаран носом против течения под углом к струе.

 Команды резкие и короткие, кажется что их и на берегу слышно - 
   - Вправо!   ...  Разворот !
   И сразу появляются первые небольшие сливы, справа от которых полуобливные валуны..  нет, туда нельзя - сядем на камни... а слева ветки ели которые  опустились в воду -  это еще хуже...Саша заносит весло перед баллоном для обводного гребка, инстинктивно уходя от ели ...Нет рано…рано еще...

  Пря-я-мо!!!.... Рявкаю так, что дошло до всех  !  ... Куда-а... ???

   Проносимся почти касаясь веток -  Саша и Оля  еле успевают уклониться  в сторону ...  Скала огромной стеной летит на нас.... Надя, предельно зависнув в дугах., вытянув руки с веслом, зацепилась за воду...   Кажется удар неотвратим.....  Господи, если ты есть ...!
 
Вот оно...  то самое мгновение, когда время  останавливается и распадается на мелкие осколки... и о чем в это время думает человек ?
               
Каждый в своей жизни однажды проходит этот момент - быть на краю ...и, наверное, каждый хоть раз, вспоминает о Боге...  Мы...

    Мы ... Падаем в слив и это наше спасение, потому что бочка гасит скорость и  Саша успевает  сделать единственный и самый важный гребок, уводящий нас от скалы... !  Про-нес-ло !               
 Катамаран проносится  на расстоянии вытянутой руки от скалы !
 

       Еще через 15 метров  полутораметровый слив с торчащим слева острым камнем (зубом), но это уже не страшно.               
 
А это что такое  ...  слышу треск рвущейся ткани  !            
Ничего не пойму - "зуб " благополучно  проскочили мимо, но из дыры образовавшейся  в чехле подо мной, вдруг  выперло баллон и корма начинает погружается под воду.
 
   Зыков на страховке кидает выброску и мы вцепившись в нее, комментируя  ,  естественными в такой ситуации эпитетами, подтягиваемся к берегу... оказалось ,не выдержали  капроновые нитки - вместо пяти было наложено только три шва. Виновнику пришлось промыть мозги, а катамаран вытащили на берег для длительного ремонта -  для нас на сегодня вода закончилась, но у двух экипажей впереди еще прохождение порога ...

    -  Саша , оставайтесь здесь без меня на страховке, потому что дальше спокойный участок, а я с выброской встану на камни к скале .       
 Экипажи Саши Зыкова  и Юры Редкозубова идут на старт вместе .

     Со стороны казалось, что мы прошли легко и чисто и поэтому парни настроены оптимистично , я все же стараюсь охладить их пыл -  разница в том, что у Саши в команде три человека,  это значит,катамаран будет расцентрован, а у Юры ,вообще  всего два по диагонали -  получается слишком легкий.
 Но, всего не предусмотришь -  для страховки с выброской пробираюсь на камень напротив скалы и с некоторой тревогой жду старта.

       Саша Зыков пошел сразу ...при заходе на струю слышу несколько матюков... хорошо ему с вольной лексикой,  одни парни на борту..            
Но, у Саши нет гребца на правом заднем баллоне и в районе ёлки корма сильно уходит вправо ...  катамаран летит на скалу под прямым углом и носовым гребцам  никакими усилиями не удается увести его от столкновения ...  Мощный удар  ! ...  Треск ломающейся продольной жерди .... Катамаран прижимает к скале !

   Всеми силами экипаж пытается оторваться от скалы, но сильное давление воды не дает этого сделать, мешает и задранный баллон из - под сломанного каркаса...

Показываю Саше выброску -  кидать или нет ... ?   Но ,Саша машет -не надо...!
Наконец-то ...  Удается оторваться от скалы !..    И  уже второй раненный катамаран   дотягивает до берега под бурные аплодисменты , приплывших ранее членов группы.

Юра, понаблюдав за всеми этими коллизиями, а особенно за последним ударом, решил уйти от скалы пораньше, но ... в результате катамаран выбросило на камни, недалеко от  того места , где я стоял на страховке !
 
 Итоговый  "разбор полетов "в конце каждого дня  обязательная необходимость ... сегодня он был очень насыщенным , тем хватало - Юра ворчит на Мишу из-за того ,что тот резко повернул вправо, на что  Миша парирует -  Зато  катамаран остался целый !...  Про лопнувший баллон...  и про многое еще чего... бывают и споры,и нервы не всегда выдерживают... потому что, когда летишь на полной скорости  в стенку, то случайностей быть не должно !
 

Чая была сегодня не только строптивой ... в конце дня она решила сделать нам подарок и   мы получили  необычную  компенсацию после всех испытаний  -  Юра с Мишей, ушедшие на рыбалку, неожиданно наловили  большущий мешок хариусов  и мы засаливаем их прямо в мешке, теперь надолго хватит   вкуснейшей малосольной рыбы !               
Утро следующего дня выдалось мрачным - дождя нет, но облачно Впереди остались не очень сложные участки - мы уже почти в конце каньона      Первый порог  решили проходить  всеми экипажами   одновременно . Начало было удачным - его мы прошли благополучно !

А вот на следующем ... в экипаже Саши Зыкова  случается ЧП - при прохождении мощного слива у Андрея во время выхода из бочки ломается весло и ... он по инерции пулей вылетает за борт ! Ситуация становится критической, потому что мощный поток несет Андрея на камень и туда же практически неуправляемо выкидывает катамаран, который может прижать его баллоном...

   Случается то, что бывает даже в безнадежных ситуациях - Саша с Володей делают невероятное - колоссальным усилием им удается за счет разворота увести катамаран от камня ... они идут кормой, пытаясь выловить Андрея...  но ,впереди полуобливной камень, который разделяет ребят в разные стороны - катамаран сваливается в слив слева от камня, а Андрея бросило в правый слив...
               
Кричу Саше, чтобы он причаливался к берегу, так как ниже уже наготове стоит страховка и Андрей успевает защелкнуть карабин на веревке, протянутой с одного берега на другой !

Вот он и закончился , этот непростой   Чайский каньон !

После него на нашем пути неожиданным подарком оказалась заброшенная база геологов, на которой сохранилась целой баня - как же славно  мы там попарились !
Впереди был еще долгий маршрут, на котором  нас ждали интересные встречи и события ...

Была встреча с метеорологами, предупредившими нас , что в районе бродит медведица с медвежатами, пришедшая сюда спасаться от пожаров в лесах Читинской области - после этого мы провели  бессонную ночь на острове...

Был и  инспектор рыбнадзора , живущий в устье Чаи , прозванный  "черным  полковником" ,  оказавшийся на самом деле хорошим мужиком, который посадил нас на пассажирский катер в неположенном  по правилам месте...

И уже в поезде подводили  окончательные итоги этого похода - когда без скидок шел подробный разбор действий каждого участника группы...  высказываются все и бывает что в очень жесткой форме... но на сплаве нет мелочей и цена за ошибку может быть высокой  - это человеческая жизнь !

Как правило, последнему достается по-полной программе  - за все ошибки отвечает капитан !

 Но это все будет потом ... а сейчас мы стояли на берегу и знали, что смогли пройти самый сложный участок маршрута и нам было даже немного грустно от прощания с Чайским Каньоном !
 


От порога к порогу.
От скалы до скалы  - 
Камни, протоки, шиверы ...
Здесь время застыло -      
Есть только  река  -
Плевать где юг или север  ...
А мы , уцелевшие         
В споре за жизнь, 
Скалу поцелуем и... в бочку !
Здесь время застыло ,      
Но рано еще               
В судьбе ставить крест или точку !   


.