Пересекающиеся параллели. Стендаль и Ж. Филип

Елена Грислис
                Стендаль рыдал бы удивлённый –
                Воскрес, ожил его герой!
               
                Елена  Грислис  «Романтик  мира».




        Жерара  Филипа всегда интересовало творчество Стендаля.  С  юных лет он  не раз перечитывал его трактаты и грандиозные романы, а оказавшись в Париже, много думал о своей собственной избранности и внезапно захлестнувшей  славе. Не ошибусь, если скажу, что  на мир  Жерар-человек  смотрел во многом глазами Стендаля.  Всё о чем писал Стендаль -  поэтизация  свободы чувств, муки тщеславия и напряженный реализм  общественных проблем,  коснулось напрямую и  его.  На самом деле их, разделенных в веках, многое объединяло.



                а) тревожное детство


          Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль)  родился 23 января 1783 г. в Гренобле в семье адвоката   Шерюбена Бейля. Мать Анри умерла, когда он был ещё ребёнком. Мальчик не имел духовного контакта с отцом и  тётей, а  своим  воспитанием был обязан  всецело   деду   Анри Ганьону. Без него он был бы обречён на одиночество покинутого всеми ребёнка.  Позже в автобиографии  Стендаль вспоминал,  что тот являлся поклонником философов  Дидло, Гельвеция и Вольтера, с последним из коих встречался лично. По настоянию отца  юный Анри  учился в гренобльской центральной  школе, где изучал математику, логику, философию и историю искусств. И несмотря на то, что  наставник–иезуит  Райян мучил подростка  своими суровыми  поучениями,  тот  вслед  за дедом предпочитал книги просветителей и  стал  впоследствии ярым противником клерикализма
 
           А если протянуть время более чем через век с четвертью вперед… мальчик Жерар из адвокатской семьи Филип  с переменным успехом учится вместе со старшим братом Жаном в Грассе - в  колледже Станислава, бывшим под опёкой братьев из ордена святой Марианны. Мать  навещала сыновей и в душе страдала за младшего, так как  перенесенный в детстве плеврит не давал  Жерару  учиться без проблем. Развитие шло болезненно и тяжело.  Жерар стремился к уединению и многим сверстникам казался нелюдимым.    Но его отец Марсель был непреклонен, считая, что мальчик должен вырастать самостоятельным мужчиной, а не комнатным тепличным растением.  Жерар,  заболев сухим плевритом, вынужден был самостоятельно штудировать предметы и сдавать выпускные  экзамены экстерном. Уже тогда он пристрастился к «размышляющему» чтению  книг, к  некоторым из которых будет возвращаться в течении всей жизни.   Однако, главными его увлечениями в период юношества  вскоре станут теннис, джаз, просмотры  кинофильмов и собственные скетчи.
   
       Еще со школы,  в течении пяти лет, будущий писатель следил за развитием Великой Французской  революции, которая стартовала с взятия массами Бастилии 14 июля 1789 года.  Известно, что это была кровавая Революция, которая привела  к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только в революционных битвах и войнах погибло 7,5 % населения Франции, что составляло около 4 миллионов солдат, офицеров и гражданских лиц.

                И  подросток  Жерар   наблюдает не менее роковые для Франции события. Уже в конце 20-х годов в Париже заговорили о возможной войне. На европейском фоне замаячила зловещая тень фашизма и вскоре гитлеровская Германия развязала Вторую Мировую войну. Незадолго до этого на линии Зигфрид-Мазино началась так называемая «странная» без единого выстрела  война. Ходили слухи о тайном подписании мирного договора между немецким правительством и новым кабинетом Пэтена. Но уже тогда было ясно, что судьба  Франции, как и Польши, Чехословакии,  а затем и России, предрешена. 14 июня 1940 года немцы вошли в абсолютно пустой Париж, так как 4 миллиона его жителей бежало в провинции Прованса и Лазурного берега. Канны,  Грас и  жемчужина лазурного берега Ницца стали местом их  временного пристанища. И Жерар видел собственными глазами «исход» своего народа.



                б)  жизненные поиски


                Стендаль после окончания школы  уклонился от учебы в высшей инженерной  Политихнической школе в Париже. Вместо этого,  вдохновленный переворотом Наполеона и приходом его к власти в ноябре 1799 года,  молодой Анри поступает на службу в качестве сублейтенанта  драгунского полка действующей армии. Но уже через три года  разочаровывается  в своём кумире и в течении нескольких лет  живет в Париже. Он изучает языки, философию и занимается  литературной деятельностью. В  тщеславных мечтах он видит себя известным драматургом, ни больше ни меньше, как «новым Мольером».   Свои же собственные размышления  он заносит  в дневник, изданный потом  посмертно,  а также перенесёт  в несколько написанных впоследствии эссеистических и автобиографических книг.     Однако с 1805 года он опять в строю, и уже  в качестве военного чиновника наполеоновской армии, а  в 1812 году   принимая  участие в русской кампании,  станет свидетелем Бородинского сражения и  увидит горящую Москву. Позже писатель  отметит, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».
По какому-то странному провидению складывалось в дальнейшем так,  что писателя больше будут знать и читать в России. Его современник,  светоч русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин получил огромное впечатление от романа «Красное и чёрное». А в 20 веке  творчеством Стендаля  будет увлечен первый писатель страны Советов  Максим Горький.

            Филип в свои  сороковые годы века двадцатого также упорно ищет себя.  Он  изучает философию, юриспруденцию, читает мировую классику. В его библиотеке книги Шкспира, Достоевского и Стендаля. Жерар штудирует римское право и по настоянию отца поступает в 1940 году в юридический институт в Ницце, но вскоре понимает, что на юридическом поприще у него ничего не получится.  Но именно в Ницце, которая на период войны стала своеобразной кино-Меккой, Жерар впервые заявит о себе как начинающий актёр.    Как и Стендаль, Филип изначально не был безучастным к  России. Его родители  знали многих известных русских эмигрантов. Известно, что с октябpя 1939 года до окончания Второй мировой войны в 1945 году на съёмной вилле «Жаннет» в Гpасе жил писатель Иван Бунин. Примечателен один факт биографии Филипа, когда находясь на перепутье жизненных дорог,  по совету отца он пытался устроиться в качестве секретаря к  знаменитому русскому писателю, но тот его не взял, видимо, не увидев этого импульсивного юношу на ниве литературы.  Зато приверженность русской классике поможет тому сняться в экранизациях  Достоевского «Идиот» и «Игрок».  Филип боготворил Шаляпина и  считал  чуть ли не своим предтечей,  провидчески  заявив после его смерти: «Шаляпин умер, зато есть я.  И последующие связи с Россией  и неоднократные  «кремлёвские»  визиты на пике славы в Москву будут также неслучайны.   


          После падения Наполеона, Стендаль, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку. Он воочию видит, что на смену веку смелых и ярких  наполеоновских маршалов пришли  безликие титулованные чиновники. Эта среда душит его  и он бежит от  пошлой обыденности на семь лет в Италию, в Милан. В Италии он видит идеализированный мир,  и через него ощущает преемственность с бесконечно любимой им  эпохой Возрождения. С этого времени он полностью отдается творчеству. Знания и  аналитические методы  самоанализа  писатель приложил к  романтической эпохе, обосновывая и отстаивая её историческую специфичность и психологию . В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 г. в Париже увидел свет манифест французского романтизма — трактат «Расин и Шекспир».  Такое начало  и позволило ему  стать  наиболее ярким создателем просветительского психологического романа 19 века.   Причем, с 1820 года в Италии начинается преследование карбонариев,  с которыми тот был тесно связан. И через два года он опять возвращается в Париж,  где  вынужден печататься  в английских журналах, не подписывая свои статьи.  И только  спустя сто лет Стендаль был определен как их настоящий автор.

                Конечно,  Филип не мог быть связан с карбонариями и, отличаясь левыми  взглядами,  не был коммунистом. Но, как и в Стендале, в нём явно звучало некое «якобинское» мятежное начало. Об этом свидетельствует факт его  участия  в движении Сопротивления  в Париже. В августе 1944 года на неделю оставив сцену,  боец Жерар Филип в составе Партизанской Армии принимал непосредственное участие в деятельности штаба народного сопротивления, также скрыв свой статус восходящей  театральной звезды. А  уже через несколько лет его назовут первым романтиком французского и мирового кино. 
 
           Стендаль был величайшим писателем-реалистом. В своих знаменитых романах «Красное и черное» (1831)  и «Пармская обитель» (1839)  писатель сумел дать целую картину буржуазного европейского  устройства  после наполеоновских войн, раскрыть острые общественные противоречия  с   обличением политической реакции. Например,  отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель».  Сам же  автор  утверждал:   его романы настолько обогнали своё время,  что признание придет к нему только в ХХ веке.



                в) перекличка  времён


               Перекличка времен даже спустя сто лет была очевидной.  В  послевоенной Франции наступали не менее трудные времена. После войны сохранялся низкий уровень жизни, росла безработица.  в экономике начался  кризис,  сопровождающийся невиданной спекуляцией и черным рынком. Не удалось даже должным образом определить политическое устройство страны.

       Франция вступила в полосу холодной войны, где уже не нашлось место прославленному генералу де Голлю. Де Голль являл собой символ  французского Сопротивления.  Казалось, еще совсем недавно проходило его торжественное шествие  по улицам освобожденного Парижа,   а в исторических местах , освящённых героической историей,  многотысячные массы воздавали ему достойные почести. Но последующие выборы  в Учредительное собрание  дали большинство  лишь коммунистам во главе с  будущим вице-премьером Морисом  Торезом  и из-за разногласий  проект Конституции неоднократно отклонялся.  И  уже 20 января 1946 года  Де Голль покидает пост главы правительства из-за очередных конфликтов по поводу расширения военного бюджета. После своей отставки Де Голль  удаляется в Коломбэ-ле-Дез-Эглиз, небольшое поместье в Шампани. Сам он сравнивает своё положение с изгнанием Наполеона. С  вступлением в полосу холодной войны, надежды Французского Сопротивления и её живой символ оказались попранными.

         И дальнейшие события шли по весьма плачевному сценарию. На политической арене Франции не осталось крупных политических фигур. Началась война в Индокитае. Черный рынок все больше захлёстывал торговлю и французский обыватель стал требовать привести к ответу коммунистов, которых пресса усиленно делала козлом отпущения. В буквальном смысле слова они подчас занимали место уничтоженных Гитлером евреев. Во времена «вишистской» кампании их в глаза называли «изменниками нации» и увольняли со всех ответственных постов.

          ВЕРНУТЬ  СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ  ВЕРУ  И  СКРЕПИТЬ РАСПАВШИЕСЯ МОРАЛЬНЫЕ  УСТОИ – такому  гражданскому действу  всегда служили деятели великой французской культуры во времена национальных катаклизмов. МАССОВОЕ  СОЗНАНИЕ, как и в прежние времена,  должно было противопоставить серости и унылому дребезжанию, безаппеляционному обличительству нечто новое: полнокровное, эмоциональное и бодрящее. И  Жерар Филип  нам предстает достойнейшим из  её сыновей  в послевоенное время.   Воплощая в себе мечты целого послевоенного поколения,  Жерар Филип  обогатил их прекрасными,  действенными и полными любви образами героев великих романов Стендаля.  Фабрицио дель Донго и Жюльен Сорель   нашли   в Жераре  Филипе своего истинного  творца!



                *    *     *


            Стендаль был подлинным  мастером психологического анализа.   Он  пришел к литературному творчеству через стремление познать самого себя и одновременно выяснить  возможности и принципы   мышления и поведения  в общественном целом. Стендаля называют великим реалистом романтической эпохи. Ведь с одной стороны, вся эпоха до 30-40-х годов  XIX века в основном принадлежала романтизму и сам Стендаль себя считал именно романтиком. А с  другой стороны,  наряду с Бальзаком и Мериме, он был и реалистом  в плане правдивого отображения  действительности. Как и другие романтики, Стендаль жаждал сильных чувств, но не мог закрывать глаза на торжество мещанства, последовавшее за свержением Наполеона. Свое вдохновение он черпал в эпохе Возрождения, которую непосредственно ощущал,  находясь долгие годы в Милане.

              Стендаль умер от апоплексического удара на улице, не дожив  до шестидесяти лет.    Не обласканный славой при жизни,  великий писатель почил  в безвестности и даже в напечатанном крошечном некрологе в одной из парижских газет была перепутана его фамилия.
В завещании писатель просил написать на могильной плите (исполнили на итальянском):
Арриго Бейль
Миланец
Писал. Любил. Жил.


          Но современники Стендаля во Франции и Европе недооценивали его творчество, написанное в стиле романтической эпохи. Он сам предсказывал, что его гениальность будет признана в будущем, не ранее 1880 года.  В полной  же мере  его творчество было оценено лишь  в 20-ом веке.  Стендаля  будут  активно  поддерживать  значительный и известный в мире русский писатель и мыслитель  Максим Горький и один из самых авторитетных французских писателей периода модернизма Андре Жид. Они назовут стендалевские романы   «письмами в будущее».

         Есть в этом и немалая заслуга великого актера Франции Жерара Филипа, воплотившего на экране бессмертные персонажи замечательных романов гениального писателя. Думаю, именно своими  образами Фабрицио дель Донго и  Жюльена Сореля   он также  заявил о романтическом  направлении в послевоенном мировом кинематографе, более того,    был признан лучшим романтическим актёром Франции.    Его  роли  в экранизациях романов Стендаля «Пармская обитель» и «Красное и черное»  есть демонстрация подлинного величия французского киноискусства и культуры середины ХХ века.

         Таким образом, несмотря  на более чем вековую разницу,   в природе  творческого «я» великого  писателя и артиста  было нечто родственное, а именно,  острый  аналитический ум  и  глубочайшая внутренняя романтичность, и, конечно же,  точное «попадание»  в эпоху.  Как и великий писатель,  Филип   шёл по пути самопознания в освоении актёрского ремесла,   также  постоянно  отталкиваясь  при этом  от наследия   философского  и   литературного. Но будучи романтиком по природе  своего неповторимого дарования,  Жерар Филип  более широко, правильно и действенно сумел отразить в творчестве свое непростое время, за что и был посмертно удостоен премии «Сезар».  Клод Шублие писал: «Истина заключается в том, что Жерар Филип воплощал в себе мечту целого поколения, ибо поколения определяются как тем,  о чём они мечтают, так и тем, что они едят, тем, за что сражаются, тем, как умеют любить… Жерар  Филип играл лишь роли в которых воплощается мечта людей. Он создавал образы, воплощавшие мечту всех».