Признаки характеров Разума и Души

Николай Мурашев
   Характер – в наиболее общем понимании – это устойчивые отличительные особенности, присущие кому-то или чему-то.
   Характер климата местности - это его отличительные особенности, проявляемые  в течение года с устойчивой цикличностью.
   Характер  изданной  книги – это её отличительные особенности: переплёт, титул, шрифт текста, формат, тип основы - носителя текста, вид печати, наличие или отсутствие иллюстраций и др.
   Характер системы – это отличительные особенности её структуры, взаимодействия составляющих её элементов, и функций,  присущих  только её качеству.

   ХАРАКТЕР  человека,  в общем определении термина – это  совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения. (Википедия)
На мой взгляд, в приведенном из  Википедии  определении характера   неуместно применен  термин «определяющая». Характер по существу является производным явлением от мышления, а потому он вторичен и не может определять ни мышления, ни поведения.  Поэтому  было бы правильно говорить «представляющая» или «проявляющая» мышление совокупность черт.
 
   Говоря о характере человека, мы говорим о характере его Разума.
   Характер Разума - это приобретённые устойчивые реакции Разума индивида на обстоятельства реальности, обусловленные его мировоззрением и поведенческим кодексом, проявляемые человеком, и являющиеся его отличительными особенностями или признаками.
Признаков  характера Разума множество.  Их все не перечесть:  они зависят от чрезвычайно длинного перечня обстоятельств, в числе которых и здоровье биологической системы человека, и качества среды его обитания (семья, коллектив, общество), и  просвещение, и воспитание, и особенности профессии, и особенности климата местности проживания, то есть, всё то, что побуждает мышление к приспособлению среды обитания к человеку, и  человека  к ней. 
   Эти признаки чаще всего  оцениваются  сторонними людьми, но, порой, становятся и итогом самооценки человека.  При этом под характером понимаются  особенности поведения человека,  а  о  том, что поведение – продукт мышления,  думать  как-то не принято.  Когда человек оценивает  чей-то  характер, то он невольно исходит из сравнения его со своим мировоззрением и поведенческим кодексом и испытывает при этом  реакции собственной психики.  Ведь оценка всегда является собственностью оценщика.
   В статье я не стремлюсь  представить читателю полный список всех признаков характера Разума.  Но, на мой взгляд, приведение систематизированного перечня различных черт  характера Разума  - благо, так как невольно  позволит читателю соотнести черты своего Разума  с  ними, а в последующем задуматься над характером собственной Души.
 
Признаки качества характера  реакций Разума  на обстоятельства действительности:
          Качество А. Признаки, имеющее положительную оценку общества:
Оптимизм, упорство, сдержанность, рассудительность, вдумчивость,  жизнерадостность, азартность, любознательность, подвижность, честность, толерантность, обязательность, точность, уважительность, инициативность, ответственность, смешливость, заботливость, щедрость, усидчивость, храбрость, надёжность, верность, целеустремлённость, чуткость и отзывчивость, основательность, жертвенность,  дружелюбие, жизнелюбие, доброта, гуманность, общительность, трудолюбие,  добросовестность, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость,  осторожность и др..
 
          Качество Б.  Признаки, имеющее отрицательную оценку общества:
Пессимизм, каприз, упрямство, вспыльчивость, торопливость, леность,  самоуверенность, лживость, склочность, скандальность, наглость, самовлюбленность, авантюризм, эгоизм как пренебрежение к окружающим, пассивность, высокомерность, трусливость, подлость, невнимательность, рассеянность, безответственность, жестокость, язвительность, грубость, желчность,  замкнутость,  презрение к людям, тщеславие, заносчивость, обидчивость, алчность, застенчивость, эгоцентризм, неряшливость, скопидомство, чёрствость, агрессивность, цинизм, жадность, подозрительность, похотливость и др..
Читатель имеет возможность  дополнить приведенные списки, выделить в них свои качества, а также использовать их при оценке образов литературных героев.
 
    Но эти черты характера Разума не нужно путать  с комплексными его оценками, являющимися званиями личности, присуждаемыми в отдельном  случае, всерьёз или шутя,  какому-то человеку, а подчас и самому себе:  гений, талант, умница, глупец,  дурак, недоумок, балбес и др..
Гений может быть злым, а глупец – добрым. В статье не предусмотрено исследование кибернетических основ формирования этих званий.

    Признаки характера души:
    Душа – интеллектуальное явление, порождаемое Разумом человека, обусловленное его мировоззрением и поведенческим кодексом.
Это явление, в основном, оценивается по чертам характера Разума. В тоже время, оно всегда сопровождается  приобретёнными  реакциями  психической подсистемы, что даёт дополнительные черты Душе.

    В реакциях психической подсистемы проявляется её чувственность, заданная реакциями гипоталамуса на состояние биологической системы, или сформированная реакциями Разума: 
адаптивность, злость, жалость, нежность, радость, тревога, беспокойство, страх, досада, удовольствие, удовлетворённость, благодушие, подавленность, слезливость, восторг, очарованность, впечатлительность, возмущённость, сентиментальность, безучастность, сострадательность, равнодушие, тоска, грусть, вдохновение, окрылённость  и др..
Эти дополнительные черты Души проявляются как реакции на информацию, поступающую в психическую подсистему от гипоталамуса и от Разума.  Они не имеют количественных параметров.  С учётом установок Разума,  они могут быть по-разному ощущаемы человеком: на одно и то же обстоятельство один ощутит, например, злость, а другой – ярость, третий – будет великодушен и сохранит собственное спокойствие.

   Душа патологоанатома, душа палача, душа торговца мясом, душа охотника, душа китобоя, душа хирурга. Их психические подсистемы особенным образом настроены Разумом  и  не реагируют на драматургию  специфических обстоятельств,  или реагируют на них очень сдержанно (пассивно).  При этом характеры Разумов этих людей могут быть самыми разными: палач, сошедший с эшафота, может залиться слезами, увидев птичку, выпавшую из гнезда.

   Жажда, чувство голода, чувство боли – это реакции гипоталамуса, управляющего биоинформационной системой, которые известны психической подсистеме. Они не являются ни признаками характера Души, ни признаками характера Разума, хотя  и вызывают в психике реакции беспокойства, неудовлетворенности, страдания.  Эти реакции известны Разуму информационно-интеллектуальной системы и подчинены, в какой-то мере, его установкам.  В этом проявляется воля – сила руководящей роли Разума, его характера.

   Понятие «характер» использовалось Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939 г.г.) с момента становления психоанализа. Он дал (1900 г.) следующее определение характера: «То, что мы называем «характером» человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений…».
   По мнению Вильгельма Райха (1897 – 1957 г.г.), характер состоит в хроническом изменении Я. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстречу окружающему миру или замыкаться от него – в этом заключается различие между структурой характера, устойчивой по отношению к реальности, и невротической его структурой».
   Альфред  Адлер (1870 – 1937 г.г.) считал, что невротический характер вырастает не сам по себе из биологических или конституциональных, изначально заданных сил, а получает свое развитие благодаря компенсирующей настройке в психике.
   Для Эриха Фромма (1900–1980 г.г.) характер – это «эквивалент утраченной человеком инстинктивной детерминации животного». Характер побуждает человека думать, действовать и чувствовать определенным образом. Структура характера определяет мысли, идеи и поступки человека.
 
   Суждения о понимании характера,  высказанные  З. Фрейдом,  В.Райхом,  А. Адлером,  Э. Фроммом, интересны тем, что представляют историю понимания человечеством этого  явления. Сведения  намеренно крайне ограничены с целью пробуждения у читателя любознательности к теориям названных авторов.

   В заключение статьи хочу повторить только одно: мышление первично, характер - вторичен. Не характер побуждает человека думать, а саморазвитие  Разумом  потребности к осуществлению «Критического анализа» любой воспринимаемой информации и «Размышления»  как обязательной функции при подготовке реакций на  различные  обстоятельства реальности.

   Активность проявления отличительных особенностей  характера индивида – это  темперамент.  И, наверно, понятно, что эта активность не безусловна и может в значительной мере быть управляемой Разумом.