Характер – в наиболее общем понимании – это устойчивые отличительные особенности, присущие кому-то или чему-то.
Характер климата местности - это его отличительные особенности, проявляемые в течение года с устойчивой цикличностью.
Характер изданной книги – это её отличительные особенности: переплёт, титул, шрифт текста, формат, тип основы - носителя текста, вид печати, наличие или отсутствие иллюстраций и др.
Характер системы – это отличительные особенности её структуры, взаимодействия составляющих её элементов, и функций, присущих только её качеству.
ХАРАКТЕР человека, в общем определении термина – это совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения. (Википедия)
На мой взгляд, в приведенном из Википедии определении характера неуместно применен термин «определяющая». Характер по существу является производным явлением от мышления, а потому он вторичен и не может определять ни мышления, ни поведения. Поэтому было бы правильно говорить «представляющая» или «проявляющая» мышление совокупность черт.
Говоря о характере человека, мы говорим о характере его Разума.
Характер Разума - это приобретённые устойчивые реакции Разума индивида на обстоятельства реальности, обусловленные его мировоззрением и поведенческим кодексом, проявляемые человеком, и являющиеся его отличительными особенностями или признаками.
Признаков характера Разума множество. Их все не перечесть: они зависят от чрезвычайно длинного перечня обстоятельств, в числе которых и здоровье биологической системы человека, и качества среды его обитания (семья, коллектив, общество), и просвещение, и воспитание, и особенности профессии, и особенности климата местности проживания, то есть, всё то, что побуждает мышление к приспособлению среды обитания к человеку, и человека к ней.
Эти признаки чаще всего оцениваются сторонними людьми, но, порой, становятся и итогом самооценки человека. При этом под характером понимаются особенности поведения человека, а о том, что поведение – продукт мышления, думать как-то не принято. Когда человек оценивает чей-то характер, то он невольно исходит из сравнения его со своим мировоззрением и поведенческим кодексом и испытывает при этом реакции собственной психики. Ведь оценка всегда является собственностью оценщика.
В статье я не стремлюсь представить читателю полный список всех признаков характера Разума. Но, на мой взгляд, приведение систематизированного перечня различных черт характера Разума - благо, так как невольно позволит читателю соотнести черты своего Разума с ними, а в последующем задуматься над характером собственной Души.
Признаки качества характера реакций Разума на обстоятельства действительности:
Качество А. Признаки, имеющее положительную оценку общества:
Оптимизм, упорство, сдержанность, рассудительность, вдумчивость, жизнерадостность, азартность, любознательность, подвижность, честность, толерантность, обязательность, точность, уважительность, инициативность, ответственность, смешливость, заботливость, щедрость, усидчивость, храбрость, надёжность, верность, целеустремлённость, чуткость и отзывчивость, основательность, жертвенность, дружелюбие, жизнелюбие, доброта, гуманность, общительность, трудолюбие, добросовестность, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, осторожность и др..
Качество Б. Признаки, имеющее отрицательную оценку общества:
Пессимизм, каприз, упрямство, вспыльчивость, торопливость, леность, самоуверенность, лживость, склочность, скандальность, наглость, самовлюбленность, авантюризм, эгоизм как пренебрежение к окружающим, пассивность, высокомерность, трусливость, подлость, невнимательность, рассеянность, безответственность, жестокость, язвительность, грубость, желчность, замкнутость, презрение к людям, тщеславие, заносчивость, обидчивость, алчность, застенчивость, эгоцентризм, неряшливость, скопидомство, чёрствость, агрессивность, цинизм, жадность, подозрительность, похотливость и др..
Читатель имеет возможность дополнить приведенные списки, выделить в них свои качества, а также использовать их при оценке образов литературных героев.
Но эти черты характера Разума не нужно путать с комплексными его оценками, являющимися званиями личности, присуждаемыми в отдельном случае, всерьёз или шутя, какому-то человеку, а подчас и самому себе: гений, талант, умница, глупец, дурак, недоумок, балбес и др..
Гений может быть злым, а глупец – добрым. В статье не предусмотрено исследование кибернетических основ формирования этих званий.
Признаки характера души:
Душа – интеллектуальное явление, порождаемое Разумом человека, обусловленное его мировоззрением и поведенческим кодексом.
Это явление, в основном, оценивается по чертам характера Разума. В тоже время, оно всегда сопровождается приобретёнными реакциями психической подсистемы, что даёт дополнительные черты Душе.
В реакциях психической подсистемы проявляется её чувственность, заданная реакциями гипоталамуса на состояние биологической системы, или сформированная реакциями Разума:
адаптивность, злость, жалость, нежность, радость, тревога, беспокойство, страх, досада, удовольствие, удовлетворённость, благодушие, подавленность, слезливость, восторг, очарованность, впечатлительность, возмущённость, сентиментальность, безучастность, сострадательность, равнодушие, тоска, грусть, вдохновение, окрылённость и др..
Эти дополнительные черты Души проявляются как реакции на информацию, поступающую в психическую подсистему от гипоталамуса и от Разума. Они не имеют количественных параметров. С учётом установок Разума, они могут быть по-разному ощущаемы человеком: на одно и то же обстоятельство один ощутит, например, злость, а другой – ярость, третий – будет великодушен и сохранит собственное спокойствие.
Душа патологоанатома, душа палача, душа торговца мясом, душа охотника, душа китобоя, душа хирурга. Их психические подсистемы особенным образом настроены Разумом и не реагируют на драматургию специфических обстоятельств, или реагируют на них очень сдержанно (пассивно). При этом характеры Разумов этих людей могут быть самыми разными: палач, сошедший с эшафота, может залиться слезами, увидев птичку, выпавшую из гнезда.
Жажда, чувство голода, чувство боли – это реакции гипоталамуса, управляющего биоинформационной системой, которые известны психической подсистеме. Они не являются ни признаками характера Души, ни признаками характера Разума, хотя и вызывают в психике реакции беспокойства, неудовлетворенности, страдания. Эти реакции известны Разуму информационно-интеллектуальной системы и подчинены, в какой-то мере, его установкам. В этом проявляется воля – сила руководящей роли Разума, его характера.
Понятие «характер» использовалось Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939 г.г.) с момента становления психоанализа. Он дал (1900 г.) следующее определение характера: «То, что мы называем «характером» человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений…».
По мнению Вильгельма Райха (1897 – 1957 г.г.), характер состоит в хроническом изменении Я. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстречу окружающему миру или замыкаться от него – в этом заключается различие между структурой характера, устойчивой по отношению к реальности, и невротической его структурой».
Альфред Адлер (1870 – 1937 г.г.) считал, что невротический характер вырастает не сам по себе из биологических или конституциональных, изначально заданных сил, а получает свое развитие благодаря компенсирующей настройке в психике.
Для Эриха Фромма (1900–1980 г.г.) характер – это «эквивалент утраченной человеком инстинктивной детерминации животного». Характер побуждает человека думать, действовать и чувствовать определенным образом. Структура характера определяет мысли, идеи и поступки человека.
Суждения о понимании характера, высказанные З. Фрейдом, В.Райхом, А. Адлером, Э. Фроммом, интересны тем, что представляют историю понимания человечеством этого явления. Сведения намеренно крайне ограничены с целью пробуждения у читателя любознательности к теориям названных авторов.
В заключение статьи хочу повторить только одно: мышление первично, характер - вторичен. Не характер побуждает человека думать, а саморазвитие Разумом потребности к осуществлению «Критического анализа» любой воспринимаемой информации и «Размышления» как обязательной функции при подготовке реакций на различные обстоятельства реальности.
Активность проявления отличительных особенностей характера индивида – это темперамент. И, наверно, понятно, что эта активность не безусловна и может в значительной мере быть управляемой Разумом.