Восстанавливаем здоровье. О чем говорит тело

Васюков Игорь
Восстанавливаем здоровье. О чем говорит тело


О чем говорит тело

 

Итак, допустим, что ваша цель – восстановить свое здоровье. Скорей всего эта цель в большей степени касается восстановления каких-то функций на уровне тела, т.е., биологического аспекта здоровья. Но мы знаем, что здоровье целостно и системно, поэтому, если мы воздействуем на один из аспектов здоровья, неизбежно происходят изменения и во всех остальных сферах.

 Поэтому у вас должен быть составлен такой план выздоровления, который бы включал и работу с телом, и работу с душой, и работу с отношениями, и духовную составляющую. Таким образом, вашей задачей будет восстановление, укрепление, сохранение и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. В этом смысле работа по достижению поставленной цели в плане здоровья практически не будет отличаться от достижения любой другой цели, поскольку все они ведут к конечному итогу – достижения субъективного состояния счастья. И наоборот, реализуя другие свои цели, вы неизбежно будете отмечать улучшения в физическом самочувствии.

 Чтобы ориентироваться, где мы находимся на пути к выздоровлению, необходимо опираться на некоторые признаки здоровья. Одним из основных признаков здоровья наряду с сохранностью структуры и функционирования органов и систем человека, является сохранность привычного самочувствия. В комплексе характеристик самочувствия (В.А.Ананьев, Основы психологии здоровья. Книга 1) выделяют:

- отсутствие боли;

- настроение;

- качество и количество сна;

- аппетит;

- продуктивность деятельности;

- степень утомляемости;

- количество межличностных связей и желание общаться с другими;

- продолжительность и частота переживаний положительных эмоций;

- ряд субъективных факторов, характерных для каждого человека.

 

Еще древними философскими учениями выделены причины хорошего самочувствия:

- ощущение покоя;

- удовольствие от взаимодействия с людьми и миром;

- независимость от внешних потребностей, внутренняя свобода.

 

Если говорить другими словами, на языке этой книги здоровье зависит от того, насколько у вас удовлетворены первичные потребности (в еде, во сне и т.п.) и вторичные, терминальные потребности: в общении, свободе, в душевном покое, в любви. То есть, соматические нарушения говорят о том, что до сих пор вы не обращали внимание на потребности, которых вы себя лишали: в отдыхе, в безопасности, в личном пространстве, в личном времени, в заботе о себе, в самореализации, в общении, в свободе. На это стало указывать ваше тело.

 Например, маленькие дети отлично на бессознательном уровне через получение телесных симптомов в виде различных заболеваний добиваются реализации своих потребностей в родительской любви, заботе, внимании. Этим в большинстве случаев объясняется, почему дети так часто начинают болеть, когда им приходится помимо их воли ходить в детский сад или в школу, а вовсе не потому, что подхватывают там инфекции. Дети, которым нравиться ходить в детский сад – болеют гораздо меньше.

 Взрослые могут годами игнорировать и свои потребности, и сигналы тела. Поэтому онкологические заболевания обнаруживаются уже на самых последних стадиях. Но сигналы от тела идут сразу же, и, как правило, еще до возникновения злокачественной опухоли, на стадии предболезни. Но, поскольку у человека нарушен контакт с телом, он не чувствует мельчайших изменений. Есть такое понятие, как субъективное самочувствие, - то, как оценивает свое состояние здоровья сам человек. Если сравнить его оценку с заключениями врачей, то она будет резко отличаться от объективных медицинских показателей в сторону благополучия.

 Если вернуться к вопросу о том, от чего я страдаю, то в контексте телесного здоровья – это могут быть ощущения боли, напряжения, слабости. Это своеобразные сигналы тела о том, что есть некое неблагополучие в психической деятельности. Для того, чтобы обнаружить эту связь, вернитесь к Дневнику Реагирования, в котором вы ежедневно прописываете то, как ваше тело реагирует на события, чувства, которые при этом возникают и мысли. Тогда, быть может, вы обнаружите, что головная боль – это результат подавленного гнева, напряжение и мышечные зажимы в плечевом поясе – следствие сверхответственности, а сбои в пищеварении связаны с переживанием страха и состоянием повышенной тревожности.

 Итак, для субъективной диагностики своего самочувствия, развернуто ответьте на следующие вопросы:

 

- Какую физическую боль, как часто и в каких ситуациях я испытываю?

- Какой еще физический дискомфорт я ощущаю и с чем это связано?

- Какой у меня аппетит? Испытываю ли я чувство голода? Как часто это происходит?

- Как часто я недоедаю (переедаю)? В каких ситуациях?

- Сколько часов в сутки я сплю? Каково качество моего сна? Сколько раз я просыпаюсь за ночь? Что мне снится? В каком настроении я просыпаюсь? Какое самочувствие после пробуждения?

- Насколько продуктивна моя деятельность? Какой объем работы я выполняю? Какой выполнял раньше? Растет моя продуктивность или падает? Какой объем работы я хотел бы выполнять?

- Какова степень моей утомляемости? Как быстро я устаю? От чего я устаю? Как усталость отражается в теле?

- Сколько у меня родственников, друзей, подруг, поддерживающих знакомых? Сколько времени я уделяю общению с ними? Приносит ли мне радость общение с родственниками и друзьями? Стремлюсь ли я с ними общаться?

- Как часто я испытываю положительные эмоции и чувства? Сколько времени длятся положительные переживания? Сколько времени я трачу на негативные чувства: гнев, обиду, страх, вину и т.п.? Что я чувствую основное количество времени?

 - Какие у меня есть еще субъективные факторы, по которым я сужу о своем самочувствии? О чем они мне говорят?

 Ответы на эти вопросы помогут вам увидеть, как ваше тело реагирует на те или иные нарушения целостного здоровья и помогут вам составить адекватный план восстановления вашего здоровья, что отразится у вас в задачах и шагах на пути достижения цели.

Совместно  Юлия Васюкова