Скандал и эпатаж

Гадаев Алексей Вениаминович
Скандал - враждебная форма девиантного поведения. Драма с руганью, оскорблениями, швырянием предметов, а иногда и дракой.

 Скандал может быть основан как на фактах, так и на ложных утверждениях.
В обиходе скандалом обычно называется бурный спор, дебош, ругань.

Скандал со стороны
 
При скандале, оппоненты  краснеют, руки и ноги дрожат, потеют. Скандалисты обрушивают друг на друга поток взаимных обвинений, при этом произносят слова, которые не употребляют в обычной жизни. Форма выражения мыслей совсем не та, к которой прибегают, когда выясняют отношения в обыденной жизни. Создается впечатление, что та информация друг о друге, которую люди сдерживали, прорвалась наружу, и это выглядит иногда очень драматично и деструктивно.

 
Скандал это манипуляция
 
Скандал всегда неожиданность и спонтанность. Иногда скандалист предупреждает: " А сейчас я вам устрою скандал!"

 
Скандал удобен тому, кто его режиссирует или провоцирует. Не обязательно привязывать скандал к прошедшим событиям. Можно устроить скандал и на ровном месте.

 
Скандал, может помочь выявить то, что могло быть скрыто, все то, что ранее замалчивалось. Когда человека застаешь врасплох, узнаешь о нем много нового.

 
Что можно делать
 
·          Устроить скандал.
 
·          Провоцировать скандал
 
·          Нарываться на скандал

Скандал близок к эпатажу. Эпатаж — умышленно скандальная  выходка или вызывающее, шокирующее поведение , противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным, этическим и другим нормам. 
   Эпатаж ( e’pater) — ошеломлять, приводить в изумление [www.psychologos.ru].

Раздражение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/razdrazhenie
Автор: Н.И. Козлов
Раздражительный человек не имеет терпения и кричит.

Раздражение -недовольное состояние, когда любая мелочь злит, вызывает сильную болезненную реакцию, вплоть до скандала. Раздражение - состояние не приятное и достаточно вредное. Из-за раздражение любая мелочь превращается в конфликт, раздражение мешает пониманию и чувствованию окружающих, снижает ясность мышления, разумность
решений и поступков.
Раздражение может вызываться самыми разными причинами.
Прямым образом раздражение провоцируется действиями или общением, когда постоянно задевают что-то больное: больные точки в душе, больные темы в общении. Раздражение нередко возникает как злость на саму себя, когда человек не может придумать решение ситуации или не решается сделать то, что необходимо.
Например, девушка сидит в офисе, за спиной у нее окно. Всем стало душно, окно открыли. На улице октябрь, девушке стало холодно. Организму дискомфортно, срочно нужно состояние менять. Явно видно три варианта - 1. Сменить место. 2. Накинуть куртку. 3.Закрыть окно. Ничего из этих трех пунктов девушка сделать не решается. И тогда сначала возникает раздражение, потом злость, а потом девушка просто "бесится". И уходит с работы замерзшая и злая. А потом приходит к психологу и говорит - "Что мне делать, сотрудники по работе меня просто бесят". Возникла "психологическая проблема". А всего-то и было нужно - сделать так, чтобы не дуло.
Однако раздражение иногда возникает практически беспричинно: например при усталости или просто неудачном дне. Интересно, что раздражение бывает симптомом простудных и других заболеваний: заболевания еще вроде бы нет, но раздражение уже сигнализирует: похоже, заболеваете.
Раздражение может быть не ситуативной реакцией, а личностной чертой - раздражительностью. Такое раздражение чаще возникает у людей негативных, постоянно недовольных, эгоцентричных, не умеющих и не привыкших понимать людей, ставить себя на их место. Частая причина раздражения - общая невоспитанность, когда человек не привык и не умеет реагировать на другого человека сдержанно, с пониманием, корректно, считает нормальным то молчать, то срываться. Это лечится просто обучением хорошим манерам и повышением общей культуры.
Что делать при раздражении?
Возможно, вы просто плохо понимаете собеседника. Всегда полезно поставить себя на место другого человека, понять его ситуацию и его правоту. Если не можете сами - попросите других умных людей, вам помогут. Если вас раздражает общение с этим человеком само по себе, лучше прекратить общение и пойти погулять на свежем воздухе. Если вас раздражают все и вся, проверьте, здоровы ли вы. Как минимум, полезно выспаться. Очень часто полезно попрактиковать глубокое и замедленное дыхание: это проветривает мозги и успокаивает. Возможно, что-то причиняет вам дискомфорт: холодно, вы хотите в туалет, вы чего-то боитесь... Если вы разберетесь с этими причинами и уберете раздражающий фактор, раздражение уйдет.
Развитый и воспитанный человек не раздражается. Точнее, можно указать уровни мастерства человека, умеющего справляться со своим раздражением:
1. Умею скрывать свою раздражительность.
2. Снимаю свое раздражение в течение не более 3 минут, как только оно возникло. Либо, если на мое раздражение мне люди указали, то я свое раздражение признаю и оперативно поправляю.
3. Я практически просветленный, иногда раздражаю окружающих своей ровной доброжелательностью…
Хороших вам собеседников!

Скандал
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сканда;л (греч.  — ловушка, соблазн, преткновение) — получивший широкое публичное освещение инцидент, связанный с заявлениями о правонарушениях, позорных или аморальных проступках. Скандал может быть основан как на фактах, так и на ложных утверждениях.
В обиходе скандалом обычно называется бурный спор, дебош, ругань.

Природа скандала
Советский литературовед Д. И. Заславский в одной из своих поздних работ, опубликованной в журнале «Вопросы философии»[1], а затем — отдельным изданием[2], размышляя над идеями датского философа Сёрена Кьеркегора, описывает скандал как необходимое условие для прыжка в абсурд и для абсурда, форму полного, окончательного, решительного разрыва с миром разума. Только та вера является абсурдом, и стало быть, подлинным выражением религиозного чувства, которая открыто, вызывающе, демонстративно порывает со всеми понятиями, навыками, нормами разумного общества. Скандал должен быть внезапным и потрясающим. В своём труде, Заславский ссылается и на самого Сёрена Кьеркегора, согласно которому: «Скандал — это шок, который открывает дорогу к вере».
Аллегории
В различных художественных произведениях, публицистике и даже в методических материалах содержатся различные аллегорические определения сути скандала. Согласно некоторым из них, скандал — это:
• Оправданный гнев, справедливое негодование[3]
• Факел, говорящий всем, что общество не терпит злоупотреблений ни с чьей стороны[4]
• Иллюзорное разрешение неразрешимых проблем[5]
• Последнее оружие униженных и оскорблённых[6]
• Гарантия всеобщего внимания[7]
См. также
• Конфликт
• Эпатаж
• Флейм
Литература
• И. Смирнов. Скандал // Смирнов И. П. Человек человеку — философ. «Алетейя». СПб., 1999, с. 217—224

Флейм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Флейм (от англ. flame — огонь, пламя) — «спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (напр. интернет-форумы, чаты, социальные сети и др.), представляющий собой словесную войну, нередко уже не имеющую отношения к первоначальной причине спора. Сообщения флейма могут содержать личные оскорбления, и зачастую направлены на дальнейшее разжигание ссоры. Иногда применяется в контексте троллинга, но чаще флейм вспыхивает просто из-за обиды на виртуального собеседника.
Наиболее частые причины флейма:
1. Дружеские насмешки, неудачные и двусмысленные шутки, намёки и т. п. — оскорбительные при нормативном толковании в серьёзном смысле.
2. Резкие высказывания в адрес «посторонних объектов» (игр, корпораций, спортивных команд, программ, фильмов, артистов, политических партий, идеологий и т.п.), которые хотя и не являются нападками на личность собеседника, но могут приниматься им близко к сердцу.
3. Неаргументированная критика или насмешка, например, по поводу тезисного высказывания, без выдвижения антитезиса.
4. Некоторые полемические приёмы (например, путём доведения до абсурда правильно выраженной мысли собеседника посредством подмены понятий).
5. Фразы «свысока», вызванные ошибочным определением возраста или квалификации собеседника.
6. Бросание вызова собеседнику.
7. Разные взгляды на обстоятельства, события и любые другие вещи.
8. Дебаты, полемика, демагогия, с использованием оскорбительных высказываний, не имеющие отношения к первоначальной теме.
В Интернете флейм обычно наказуем модераторами ресурса.
См. также
• Флуд
• Оффтопик
• Троллинг
• Оскорбление
Эпатаж
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эпата;ж (фр. ;patage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1]. С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения[источник не указан 421 день].

Термин Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Роль эпатажа в искусстве
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко[6]:
  Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалевa рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределенного и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявлениедевиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создает порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель[7]; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».
Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»[6].
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, А. Флакер[9]использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажa, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Коммерческое использование
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей, допустивших размещение такого рода рекламы[10].
Примеры эпатажа Основным примером проявления эпатажа, как дополнения сумасшедшего образа - является Lady Gaga. Поп-королева знает толк в искусстве, с этим не поспоришь. Имея мощный голос, пластику, идеи и креативность, Гага показывает всем каким по-истине должно быть искусство.
В искусстве
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпохумодернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это еще куда ни шло, будущее-то все равно заказано? А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!».
Сальвадор Дали
Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретенную им классификацию «разновидностей пуков».
Эпатаж и молодёжные субкультуры
Субкультуры

Некоторые, преимущественно молодёжные, субкультуры в своей основе содержат вызов, протест против социальных или нравственных норм. Например, субкультура панков уделяет внимание внешнему виду, радикально нарушающему общепринятые нормы и традиции в прическах («ирокезы») и одежде (цепи, булавки).
Субкультура хиппи, возникшая в 1960-х годах в США, также провозглашала протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Хиппи открыто употребляли наркотики (марихуану, гашиш, ЛСД).
Критика
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
Литература
• Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — № 3. — С. 37-39.
• И.К. Вовчаренко. Эпатаж как эстетическая характеритика авангарда. // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2.
Из статьи Вовчаренко:
• Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
• Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
• Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
Философские эссе по вопросу:
• Альбер Камю. Бунтующий человек.
Ссылки
• Владимир Ляпоров. Оскорбление действием. Скандал и эпатаж в рекламе с точки зрения бизнеса // «Бизнес-журнал», 28 августа, 2003
• Эрнест Марчуков — Эпатажная реклама — это просто форма подачи информации // Advertology.ru, 12 апреля, 2005
• И. Ступаченко, Б. Горлин. Реклама «за гранью фола» // «Коммерсант Санкт-Петербург», 10 ноября, 2005
• Андрей Кононов. Эпатаж на музыкальном радио
• Провокативность как метод социально-психологического воздействия (в искусстве)
Пранк
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пранк (от англ. prank — проказа, выходка, шалость; шутка) — телефонное хулиганство, телефонный розыгрыш. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами[1]. Пранкеры совершают телефонные звонки (обычно анонимные) своим жертвам и путём провокаций и подшучиваний вынуждают жертву к яркой ответной реакции[1][2][3][4][5][6][7].

Жанры пранка
• «Хард» (от англ. hard — тяжёлый) — это обычный телефонный разговор, целью пранкера в котором является довести жертву до состояния гнева или истерики. Для этого жанра характерно обилие нецензурных ругательств. Как правило, жертва в начале разработки, поняв, что звонок — не ошибка и не случайность, грозит пранкерам наказанием через правоохранительные органы («определю», «вычислю», «пробью») или внезаконной расправой.
• «Лайт» (от англ. light — лёгкий) — целью этого пранка является желание посмеяться вместе с жертвой, пошутить или поговорить по душам. Пранкер обычно принимает более активную роль, чем в «хард» пранке.
• «Радиопранк» — разновидность хард-пранка. Представляет из себя звонок в радиостанцию и розыгрыш ведущих в прямом эфире (часто присутствует нецензурная лексика)[8]. Одной из жертв радиопранка является российская радиостанция «Эхо Москвы»[8].
• «Технопранк» состоит из прокрутки записей фраз («нарезки») известных жертв другим жертвам[9]. Грамотно и профессионально выполненный технопранк создаёт аутентичное впечатление звонящего живого человека. Известны случаи прокрутки нарезки тем же самым жертвам, чьи фразы и были записаны («зеркальный технопранк»). При успешном исполнении жертва не понимает, что ругается со своей собственной записью.
• Другой разновидностью является «конференция», то есть, соединение двух или более жертв в конференц-звонок[6]. В конференции поступательное движение часто достигается предварительным дозвоном одной из жертв, что позволяет сразу же после соединения вызвать накал эмоций. Без подогрева «конференция» неизменно угасает после ритуальной разборки «это не я Вам звоню, это Вы мне звоните».
• «Пранкмикс» тоже можно назвать искусством, связанным с пранком. Это наложение вырезанных фраз из пранков на какую-либо музыку — или чужую, или написанную самим пранкером[3][4][6][10].
Русскоязычный пранк
Телефонное хулиганство существует в России, вероятно, столько же, сколько существует сам телефон (что подтверждается давними записями, считающимися классикой пранка)[4]. Однако, пранк-культура, равно как и сам термин «пранк», появились в России на рубеже XX—XXI веков[1][4][6][10][11].
Общие качества русскоязычного пранка
Вопреки распространённому мнению, наиболее популярными жертвами становятся не те лица, которые отличаются обильным использованием ругани. Популярная жертва пранка всегда полностью лишена чувства юмора и отличается завышенной оценкой собственной важности и правоты, а также помпезной, театральной моральной позой, что делает её подобной классическим комическим персонажам, у которых неадекватная самооценка вызывает комический эффект. Как правило, жертвы, принимающие пранк-звонки с юмором, никогда не становятся объектами длительных разработок.
Отличительная черта русского пранка — это центральная роль «жертвы»[12], то есть субъекта пранка, в то время как в англоязычном пранке ведущая роль отводится самому пранкеру[6]. В русской практике с теми же жертвами часто работают десятки разных пранкеров, разрабатывая их долго, раскрывая тему и внося элемент сюжетно-контекстного развития[5]. Если в американском пранке пытаются довести жертву до состояния замешательства, непонимания, то в русском пранке пытаются довести жертву до «белого каления». Однако также существует жанр, как писалось выше, «лайт-пранк», но он малопопулярен в России по сравнению с «хард-пранком».
В популярной культуре
• Барт Симпсон — герой мультсериала Симпсоны — периодически занимается пранком. Его самая частая жертва — Мо, которому он звонит в его таверну и спрашивает людей с вымышленными дурацкими именами: Ал Коголик или Гомер Сексуал[13].
• В популярном сериале Бивис и Баттхед есть серия про пранк.
• Также в российском детективном сериале Кулагин и Партнеры есть серия о пранкерах.
• В России одной из самых известных пародий на пранк является номер юмориста Сергея Дроботенко «Харамамбуру», в котором рассказывается о том, как дети записали на магнитофон четыре реплики и по кругу прогоняют их, связавшись по телефону с аптекаршей[14].
• Некоторые российские радиостанции имеют в своём эфире передачи с лайт-пранком. Среди этих станций «Наше радио» и «Юмор ФМ».
• Широкую известность получила байка о шутке астронавта Оуэна Гэрриотта над диспетчером ЦУПа. Гэрриотт записал на диктофон несколько фраз своей жены. Диспетчер был шокирован, когда на запрос связи получил ответ женским голосом (среди членов экипажа женщин не было), что говорит жена Оуэна, которая «решила принести ребятам поесть чего-нибудь свеженького, домашнего».
Юридическая оценка пранка
Согласно ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам признаётся мелким хулиганством и влечёт наложение административного штрафа или ареста. В юридической литературе к подобным действиям приравнивается и «телефонное хулиганство»[15]. Кроме того, ответственность за оскорбление (унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме) предусмотренаУголовным кодексом РФ в статье 130. Наказуемым является заведомо ложное сообщение о преступлении или происшествии, в частности, о террористическом акте.
По мнению адвоката Игоря Трунова, состава преступления, в том числе и по статье «мелкое хулиганство», в действиях звонящих нет, потому что пранки не нарушают общественный порядок[16]. Как пояснил Трунов, такие дела настолько мелкие, что милиция ими не занимается[16]. В 2007 году в ГУВД Москвы сообщили, что «заявлений от граждан по подобным фактам в московские отделения милиции не поступало»[16].
Известные звездные жертвы пранка
• Филипп Киркоров[2][3][5][16]
• Бари Алибасов
• Борис Моисеев[1][3][4][5][16]
• Дима Билан
• Ксения Бородина
• Ксения Собчак[1][3][4]
• Лолита Милявская[1][3][4][16]
• Кирилл Толмацкий[1][3][16]
• Роман Трахтенберг[5]
• Жак Ширак[17]
• Билл Гейтс
• Владимир Кулистиков[источник не указан 131 день]
• Тайгер Вудс
• Николя Саркози[17]
• Пол Маккартни
• Сеголен Руайаль[17]
• Виталий Мутко[18][19]