вундеркинд

Маргарита Школьниксон-Смишко
6 марта 1983 года "Комсомолка" напечатала подборку стихотворений Ники Турбиной. Вступление к подборке написал Юлиан Семёнов. Из него мы узнали, что девочке тогда было 8 лет, и она училась в 1-ом классе Ялтинской школы. Вот что ещё написал Юлиан:
"Я не стану разбирать её работу: во-первых, я не поэт, а во-вторых, то, что пишет Ника, так своеобразно, что как-то не очень умеется говорить о её творчестве: есть явления, которые нуждаются в объяснении или коментарии, а есть на земле такое, что соприкасается с понятием чуда."
Вот как строг был Юлиан к себе, а с его мнением, что стихи Ники - чудо, легко согласиться. Они такие зрелые, что просто получается какая-то мистика. Неудивительно, почему многие сомневались, что Ника сама написала*, вернее, наговорила маме, потому что писать не умела. Стихи часто приходили ночью, тогда будила маму, и та записывала.
Откуда эта зрелость?
"Детство Никуше досталось нелёгкое",-  рассказывала её мама. "С первых же дней пришлось бороться за её здоровье. Поэтому до школы Никуша детского общества практически не знала." Рядом были мама и бабушка, обе - ценители поэзии, музыки, живописи. Дома много книг, на стенах в подлиннике акварели М. Волошина. Дедушка Ники Анатолий Игнатьевич Никаноркин - известный в Крыму писатель. В доме бывали гости из литературного мира. В свободное время бабушка садилась за рояль и подбирала нехитрые мелодии к Никушкиным стихам.
Атмосфера для воспитания поэтической личности была подходящая, но непонятно было, откуда бралась в стихах печаль, смутное беспокойство. Врачи советовали запретить девочке писать стихи. Но как это сделать?
Юлиан Семёнов так закончил вступление к подборке стихов:
"Так уж заведено в советсткой литературе, что старшие желают доброго пути младшим. Но Ника не младшая; она - маленькая ещё, поэтому я желаю нам, старшим, пристальности и доброты, ибо досадно проходить мимо чуда, им должно восхищаться и желать только одного - чтобы оно, это чудо, было всегда, пока существует земля и слово, её объединяющее."
Но какое время ждало Нику! Она не нашла себя во взрослой жизни и ушла в 2010 году.

*
Я вам почитаю стихи.
В глазах недоверия
чёрные точки.
И я убегаю,
как раненый кочет,
по тонкому, зыбкому льду.

К счастью, не все вундеркинды рано уходят. В "Комсомолке" 4.02. 1990 года была опубликована подборка стихов 11-ти летней москвички - Вики Ветровой. И к ней стихи часто приходили ночью, и она будила родителей, чтобы мама их записала. Вика выросла и печатается, предлагает на "стихах" и "прозе" свои книжки.
31 мая 1987 года "Комсомолка" писала о Мише Поплавском** из Киева, которому было тогда 9 лет. Тогда у Миши были проблемы со школой, он даже написал:

...Чувства обнажённые
горя, гнева, плача.
Вам на поругание
не могу иначе.
Пусть останусь неучем -
выбросила школа.
А на свалке незачем
требовать другого.
В жизни этой проклятой
и такой прекрасной
не пойму, за что меня?
И за что - напрасно?

Мишу исключили из октябрят, позже не приняли в пионеры, и мама его мечтала, чтобы он был "нормальным".

Но сейчас Миша - ректор киевского ин-та Культуры. Так выглядит, будто столицы помогают талантам, даже если со стороны родственников поддержки нет.

** Я поместила  у себя без сборника, для иллюстрации два его маленьких стишка" "как только" и "моя планета".