Некоторые черты национального характера

Александр Волосков
В начале 90-х, будучи в командировке на химкомбинате в Переслав-Залесском, из окна гостиница пришлось наблюдать такую картину.

Раннее утро, перед гостиницей пустая, только что заасфальтированная небольшая площадка для автомобилей, мест эдак на 50. Тщательно размеченная, даже с обозначением направления движения при въезде и выезде. Перед площадкой знак «Грузовым въезд запрещен».

Появляется первый автомобиль – задрипанный «Москвичек». Машина шустро выехала на середину и замешкалась, видимо пораженная правильностью ярких линий и разумностью планировки. Там, где замешкалась, там и осталась – по середине, и по диагонали к разметке. Из «Москвича» вышел парень в яркой футболке, изо всех сил хлопнул дверцей, плюнул на асфальт, бросил туда же окурок, и с невозмутимым видам направился к подъезду.

Следующей была черная, но грязная «Волга». Ей показалось «западло» стоять рядом с зачуханым «Москвичом». Поэтому вольготно устроилась на местах для автобусов, причем тоже по-диагонали.

Все это меня очень заинтересовало, чуть позже поясню, почему.

Появился грузовик ЗИЛ-130(под запрещающий знак!), и ...  очень  аккуратно устроился на разметке для легковушек, но ... видимо назло, поперек.

В итоге, к началу рабочего дня, на стоянке с трудом разместилось машин 25, причем каждая с затруднённым выездом. И каждый водитель был твердо убежден, что все остальные идиоты. А ближе к обеду  над парковкой  витала густая матерщина желающих её покинуть.

Увиденная картина напомнила мне аналогичную ситуацию в Дрездене, за несколько лет до этого.
Гостиница, раннее утро. Только что заасфальтированная стоянка, но без разметки! И на въезде нет запрещающих знаков.  Первым появляется серый “Трабант», въехал на стоянку, задумчиво и нерешительно поурчал и припарковался в 10-ти метрах от подъезда, строго перпендикулярно бордюру.  Следующая машина, «Вартбург» припарковался рядышком, оставив  место только для открытой дверцы. Подъехал грузовой двухосный рефрижератор, остановился в сторонке у въезда на площадку, водитель зашел в гостиницу к портье, поинтересовался , где выгружать продукты.  Общение через битте и данке, приправленное улыбками.
Когда заполнился у тротуарного бордюра первый ряд машин, начал выстраиваться второй - в дистанции от первого на свободный выезд. Но место у подъезда оставалось свободным! Оно, видимо, предназначалось для высадки пассажиров туристических автобусов, прибытия скорой помощи, полиции и т.д.

И еще один штрих нашего характера, но другого плана, картинка из 70-х.

Подмосковье, небольшой промышленный город Ногинск – Завод топливной аппаратуры, Камвольный комбинат и другие предприятия. Большинство населения занято на производстве. Причем женщины у станков, а мужчины вокруг  - наладчики, мастера и прочее. К обеду как правило наладчики  уже слегка навеселе, по окончании работы или продолжение веселья, или карты, или домино, или на худой случай семечки на завалинке. А женщинам, предстояло перебраться, от станка к  домашним заботам, детям, да плюс огород, у кого он есть.          

Ну и посмотрим, как такой же работник «отдыхает» после работы в Литве.
Большинство стремятся найти вторую работу:  электрика в детском саду, подсобника на стройке, сторожа или дворника на трудовую книжку родственника-пенсионера, ремонт автомобилей в собственном гараже, и ... прочие «радости» приносящие деньги. А так как у большинства литовцев, родители или ближайшие родственники сельские(а точнее хуторские) жители, то среднестатистический литовец свой отпуск проводит в деревне, посвящая его уборке сена, посадке картошки, ремонту дома и другим «увеселительным» мероприятиям. К стати русские в Литве, по большей части, тоже заражены этим созидательным «недугом».

Третий штрих нашего характера.

По роду своей настоящей трудовой деятельности приходится постоянно общаться с поставщиками со всего мира:  практически со всей Европой; США, Канадой, Японией,     Израилем и т.д. Самые ответственные партнеры – немцы, шведы и японцы. Самые безответственные – итальянцы. Примечательно то, что щвейцарцы, говорящие по-итальянски, в разы без ответственней щвейцарцев говорящих по-немецки. Без ответственней итальянцев только ... русские. С Россией партнерских связей практически нет, хотя потуги создать их, с моей стороны были не малые.

Можно продолжать, но почему-то не хочется. Напрашивается вывод, что для того, чтобы жить хорошо, мы слишком много ДЕЛАЕМ НЕ ТО, ДЕЛАЕМ НЕ ТАК, ИЛИ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ.  А жить хотим хорошо! Вопрос к читателю: ПОЧЕМУ? Или мы развращены тремя четвертями века неправильного социализма, или это в нас заложено генами гораздо раньше, или у нас в подсознании сидит занозой, что мы все равно самые богатые по природным ресурсам и нам все можно, или ... что-то еще? Почему Россия по уровню экономического развития на 55-ом месте в мире, не глупее же мы других?

Вильнюс, 19 июня 2013 года.