Истребители смыслов

Михаил Юрьевич Маркин
Великая Отечественная война оставила глубокую незаживающую рану практически в каждой семье Советского Союза. У моей семьи она забрала одного моего деда – десантника сгинувшего под Берлином в 1945г., а второму деду – хирургу прифронтового госпиталя – добавила ордена и медали на грудь. Отчим отца, женившийся на моей бабуле после войны воевал три дня, в 1942г., а потом попал в плен и сидел в немецких лагерях до конца войны. Кроме того одна бабуля была в оккупации, а другие родственники ковали Победу в тылу. Ну, и естественно, дети войны – мои дяди и тетки. То есть одна семья дает практически ВЕСЬ СПЕКТР судеб тех трудных, но все же Великих годов. А ведь таких семей в России даже не тысячи – миллионы. Поэтому к отечественному кино на тему ВОВ, выходящему на экраны в последнее время я отношусь весьма и весьма скептически, все же не теряя надежды на появление и качественной продукции тоже.
Естественно, что увидев на прилавке фильм – сериал режиссера Алексея Мурадова «Истребители» выпуска 2013г. я тут же его купил и мужественно просмотрел все 12 серий в один день. Почему мужественно? Да потому что данный «киношедевр» создан в лучших традициях «великого художника» Никиты Михалкова и его «Цитадели». Попробую пояснить, что меня так поразило и возмутило в данной фильме.
ИСТОРИЧНОСТЬ: Действия данного фильма происходят во время ВОВ на территории СССР где-то между Черным и Северным морями. Все. Нет, действительно все. Нет никаких сведений ни о участке фронта ни о командовании – НИЧЕГО. То есть фильм создан не на основе событий ВОВ, а по мотивам компьютерной игрушки «Ил – 2 штурмовик». Хотя вру. В игрушке все же есть привязка, как к фронту, так и ко времени. А в фильме время действия где-то между 1943 и 1944 годами, так как стоит лето, а артисты с натугой пытающиеся изображающие летчиков носят погоны (возвращены в 1943г.) и где-то проскочило мимоходом, что Сталинградская битва уже прошла. Впрочем, может я, и ошибаюсь, поскольку компьютерные модели самолетов (качество мне не важно, я не привередлив) взяты из разных военных лет. Так, если наш авиаполк летает на Як-3 (поступивший на вооружение в 1943г), то немцы почему-то на Bf – 109 E «Эмиле» (образца 1939г.) который уже к 1943г. был вытеснен серией Bf – 109 G6 «Густав». То есть встретиться в бою эти самолеты никоим образом не могли. Причем режиссер не то что не потрудился обратиться к консультантам-историкам, но даже заглянут в ту же игрушку – «Ил-2».
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ и АНТИГЕРОЙ. В фильме героев много – практически все кто часто мелькает в кадре. А вот антигерой всего один. И как не странно это не особист (тот мужик что надо) а замполит. Вообще в образ замполита режиссер запихал все отвратительные качества которыми раньше наделяли особистов. Он и доносчик, и завистник, и лжец, и бабник и ворует у честных летчиков сбитые самолеты. А в довесок еще и насильник которому мешает совершить свое «черное дело» с комсоргом полка (не пугайтесь это не то что Вы подумали. Комсорг и комэск – девушки, как и часть техников – вот такой вот смешанный состав полка) один из ГГ. Как и положено в настоящее время этот герой потомок графа (и впоследствии врага народа), герой войны в Испании невинно отсидевший в проклятом ГУЛАГЕ вместе с миллионами других невинных. Но оставшийся патриотом России, честным, бескомпромиссным и т.д. и т.п. Правда разжалованный в сержанты, но вместо штрафбата в пехоте получивший самолет и в одиночку направленный в авиаполк. Этот герой вообще жутко благороден, учтив и внимателен. Душка, одним словом. И «крут» как вареное яйцо. Попадая в плен, направляется не в фильтрационный лагерь, а остается работать с русскими «хиви» откуда успешно совершает на второй день побег.
СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА. Ладно, Бог с ней с историчностью, и кукольными героями, но может фильм содержит в себе какой-то патриотический посыл? А вот фигу с маслом. На протяжении всего фильма герои то и дело наносят мазки дерьмом то на отечественную технику, то на командование. Зато время от времени герой – аристократ рассказывает о благородстве немцев и о том, что тем, кто сотрудничает с оккупантами, живется весьма не плохо. Особливо «вставляют» разные эпизоды: 1. Храбрый сбитый немецкий летчик, допрашиваемый тупыми русскими, не знающими немецкого языка (тут вовремя прилетевший аристократ выручил) пытается совершить побег, овладев оружием конвоя и пристрелив троих. 2. Тройка трибунала приговаривает к расстрелу и приводит в исполнение перед строем летчика – героя, у которого нервный срыв. Причем командование полка отказывается от врачебного заключения о нервном заболевании – дескать, бесполезно. 3. В дупель пьяный русский летчик на деревенских танцах и прочее, прочее, прочее. Но вершиной всего является решение командования фронта оставить авиаполк в полном составе в качестве заслона на пути наступающих немцев. То есть совершенно тупой и бессмысленный приказ необходимый, что бы показать весь идиотизм командования РККА.
Что хотели донести до зрителя создатели сериала – загадка великая есть. Особо умиляет то, что сериал идет под грифом +18, хотя откровенных постельных сцен в нем нема. То есть воспитательный целей – никаких, а взрослые, те кто действительно интересуется ВОВ от такой фильмы только брезгливо поморщатся.