Искусство утопающих

Евгений Габелев
Побывал я на прошлой неделе на открытии выставки Инновация. Это такая "выставка про выставки", где всякой твари по паре. То есть, представлены там были образы, обзоры и репортажи с самых разных экспозиций.


Последнее обстоятельство вызвало во мне зловещие ассоциации с ноевым ковчегом современного искусства. Возможно, оно и вправду утонет. А может, переживет всех, и станет новой классикой. Судьба непредсказуема.


Хотя, по задумке авторов формата, подобный способ организации материала должен дать общее представление о тенденциях и событиях в современном российском искусстве. Собственно, именно так все и вышло.


Думаю, у организаторов события все получилось прекрасно. И некоторые из представленных вещей заставили меня прыгать от радости.


Жаль, что словами этого не передать.




Случилось, однако, что непосредственно на подходе к центру современного искусства Арсенал, где происходило действо, я оказался застигнут грозой. И не найдя укрытия, вынужден был прорываться сквозь струи воды.


Вследствие чего, я бродил по выставке как водяной, оставляя за собой стекающие со всех частей тела лужи. И видимо, был принят многими за действующий экспонат. Во всяком случае, фотографы вокруг меня так и вились.


Впрочем, я нисколько не возражал, относясь к своей внезапно открывшейся роли со спокойствием, присущим всякому уважающему себя объекту современного искусства. К коим я, с этих пор, и решил себя далее относить.


Хотя, сразу сбросить с себя остатки человечности, и превратиться в памятник, не слишком просто. Однако, я все-таки попробую.


И в качестве такового, я и продолжу рассказ.




Впечатление от экспонатов, толпою окруживших меня, было прекрасным. Возможно, именно так чувствует себя свежий утопленник, неожиданно для себя, вместо мучительной смерти, попавший во дворец морского царя.


Причудливые инсталляции, подобно соблазняющим русалкам, шумной чередой приглашали меня прикоснуться к ним. Чтобы затем, насытившись касанием, погрузиться в их естество, и испить чашу искусства до дна.


С некоторыми я так и поступил, войдя в них словно нож в масло, в специально обустроенных для этого темных отсеках. О чем далее и расскажу подробно, невзирая на всю двусмысленность подобного признания.


Так что, лиц с извращенным умом прошу воздержаться от дальнейшего чтения. Тем более, ничего путного они из него не вынесут.


Остальным предлагаю двигаться дальше.




Итак, большая часть экспозиции была разбита на маленькие темные комнаты, с узким входом, занавешенным пологом. В них и помещались инсталляции, либо иные способы представить акты современного искусства.


Таким образом, посещение подобной каморки, представляет собою нечто вроде символической смерти зрителя в этом, привычном и плотном мире, и новое рождение в иной мир, полный фантасмагорий и грез.


Безусловно, мой пристальный взор вскоре распознал в этом и другую, явную и бесстыдную сексуальную символику, представление о которой в состоянии составить всякий современный психоаналитически образованный человек.


И если вы хоть немного знакомы с подобным способом воспринимать и интерпретировать реальность, то знаете, о чем я.


Так что, и хватит об этом.




Другой важнейшей частью экспозиции были сами зрители. И не потому, что со многих из них, как и с меня, стекали потоки воды после перенесенного дождя. Но вследствие самого их онтологического статуса.


Аксиомой современного искусства стало, что всякий объект, пусть даже самого простого свойства, перенесенный в музейное пространство, превращается в экспонат. Очевидно, то же должно относиться и к зрителям.


К тому же, музей не существует, если никто о нем не знает. Искусство, храм, и музей становятся таковыми вследствие общественного согласия считать их тем, чем мы их считаем. Иначе, это просто свалка хлама.


Правда, многие настаивают, что это все равно хлам. Другие возражают, что всякий видит в искусстве лишь то, что у него в душе.


Хотя, и то и другое сомнительно.




Несколько раз, во время блужданий по этим комнаткам, я вступал в беседы, и не всегда по своей воле. И всякий раз, за парой вычетов, мне приходилось слушать грустные слова, и сетования о том, куда катится мир.


Тщетно я убеждал всех, что мир не катится, а тонет. Да и то он проделывает лишь в наших мыслях, как прежде оставаясь на месте. Часто разрушение собственных представлений кажется людям разрушением мира.


И если современное искусство не соответствует тому, что научили в свое время считать искусством многих из нас, это еще не является свидетельством приближающейся гибели мира, или конца культуры.


Это частный крах отдельных людей, и не более того. Неудачное завершение их личного проекта, принимаемое за конец цивилизации.


А мир даже не замечает их.




Мир живет, и создает новое искусство. Нравится это кому-нибудь, или нет. Так что, все желающие могут чувствовать себя утопленниками, и разгуливать по улицам с камнем на шее. Возможно, со временем это войдет в моду.


Правда, на сегодняшний день, каждый носит свой камень не на шее, а за пазухой. Должно быть, это сообщает устойчивость походке и твердость этическим убеждениям, либо является следствием устройства одежды.


Как бы там ни было, изрядное количество людей ходит на выставки современного искусства не для того, что бы получить радость. И уж тем более, отнюдь не за тем, что бы взглянуть на мир под другим углом.


Их вполне устраивает их собственный, обжитый и полюбившийся угол. Так что, они ходят, что бы обидеться. Ходят, что бы прийти в ужас.


Хорошо, что им это всегда удается.




Возможно, удастся и вам….